Влияние государства на поведение домашних хозяйств
Согласно данным исследований, 79% опрошенных россиян недовольны своей жизнью. Проецируя личную неудовлетворенность на состояние общества в целом, 76% респондентов склонны оценивать российское общество как несправедливое, а 57% полагают, что общество сегодня устроено еще менее справедливо, чем в советское время. Так что же такое социальная справедливость, и какой она представляется российскому обществу сегодня? Попытаемся определить основные составляющие понимания обществом категории «справедливость», которая оказывается тесно связана с оценкой неравенства внутри общества, а также с советской идеологией, привившей идею о необходимости эгалитаризма для более совершенного устройства государства. Помимо этого, понятие социальной справедливости является также существенным элементом политического сознания общества. Весьма показательным является сравнение оценок населением России этих двух социальных систем, советской и постсоветской, с точки зрения справедливости их устройства. Категории «справедливость – несправедливость» используются массовым сознанием для оценивания тех неравенств, которые имеются в тех или иных странах. Тех неравенств, среди которых живут люди. А именно неравенства – это та часть внешней среды, которая непосредственно окружает жителей и по состоянию которой люди судят о системе, в которой они живут. Справедлива эта среда или среда несправедлива. Но что такое эти самые неравенства. И что стоит за словами «отношение населения к неравенствам». Не вызывает сомнения, что это отношение – это элемент политического сознания жителей страны. Та или иная оценка неравенства в стране (то есть глубокие они или не глубокие, какие социальные слои общества стоят за сложившимся неравенством и др.) – все это показатели справедливости или несправедливости общества. И все это – разные проявления политического сознания жителей страны.
Не нужно знать экономических законов, чтобы понимать, какое значение в нашей жизни имеет доход. Если в бюджет семьи каждую неделю, каждый месяц, и каждый год не поступает устойчивый поток денег, то такой семье жизнь надоест, даже если она сплошь и состоит из святых. Там, где такой поток устойчив и обширен, там совсем другая жизнь. Хотя богатые тоже плачут. Во всех государствах современного мира, как и тысячелетия назад соседствуют самые разные миры. Небоскребы, сияющие разноцветием реклам центральные улицы крупных городов, офисы, театры, рестораны, газетные издательства – все лучшее собрано здесь. А рядом, в затемненных кварталах, на городских окраинах, в подземных переходах протягивает свои злобные руки порок: убийства, грабежи, изнасилования, проституция, наркотики. Пропасть между верхами и низами разительна. Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. На практике обездоленные крестьяне Российской империи не раз вооружались топорами и вилами и подвергали разграблению помещичьи угодья. За утверждение «справедливого» распределения доходов с оружием в руках выступали французские буржуа и горожане, пролетариат многих государств. Дебаты по поводу установления равенства дохода сопровождали всю историю развития цивилизации и обнаружили широкий спектр мнений и позиций. В одних случаях речь шла о равном отношении к «испеченному пирогу» всех слоев населения по принципу «всем сестрам по серьге». В других случаях отстаивалась позиция распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества. Сторонники третей позиции предупреждали нас, что «стремление к равенству» подорвет любую экономическую систему, приведет к ее гибели.
Неоспоримым фактом остается одно: только в случае постоянного увеличения ежегодного выпекаемого «пирога» общество может надеется на повышение общего уровня жизни. Но увеличение «пирога» не гарантирует уровня жизни для всех. Это зависит от того, как товары и услуги распределяются среди людей. Какая-то группа населения может постоянно повышать свой уровень жизни за счет других. Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях между богатыми и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактически исчерпало себя. Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения. Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения. В 80-х годах соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в СССР было 10:1 (700 и 70 рублей). Кто-то мог получать больше, кому-то удавалось более «активно» участвовать в распределении ФОП. Но это не приводило к делению общества на очень богатых и очень бедных, хотя были и те и другие. От самых низовых производственных ячеек и организаций до высших центральных структур существовало множество лиц, которые при сравнительно невысокой зарплате фактически многократно увеличивали свое благосостояние. Общественное сознание признавало более высокую ценность труда отдельных категорий людей. Лица, получающие доходы от «теневой» экономики, вынуждены были скрывать источники своих доходов, и проявляли «осторожность» в расходовании средств. [16, С. 45]
В последнее время в нашей экономической и публицистической литературе часто поднимаются вопросы, связанные с наличием «теневой» экономики в системе общественного производства и распределения. Функционирование «теневой» экономики и определенного круга лиц, извлекающих нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в обществе. В массовом общественном сознании любые высокие сверхдоходы воспринимаются как нетрудовые. Они нередко связываются с развитием индивидуальной трудовой деятельности, кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами предприятий. При рассмотрении этой проблемы необходимо провести четкое деление нетрудовых доходов на законные и незаконные. Их классификация и оценка скорее является предметом исследования юридической, а не экономической науки. Если исходить из оценки нетрудовых доходов, полученных на законном основании как доходов на собственность и на прошлый труд, то их можно исключить из нашего исследования. В перспективе удельный вес таких доходов может возрастать и оказывать более весомое влияние на деление населения на богатых и бедных. Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму. Разрешение проблемы бедности связано с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь.
Таблица 3. Величина прожиточного минимума (рубль, Российская Федерация, все население)
С 2000 г., в России наблюдается уменьшение количества населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, это следует из данных приведенных в таблице 4.
Таблица 4. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок, сложившихся в обществе. В таблице 5 проследим средний размер назначенных месячных пенсий.
Таблица 5. Средний размер назначенных месячных пенсий (рубль, декабрь)
Финансы представляют собой сосудистую систему общества, через которую движутся денежные средства и тем самым обеспечивается жизнедеятельность всего общественного организма и каждой его хозяйственной клеточки. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимые для выполнения его многочисленных функций в экономической, политической и социальной сфере.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения. Область изучения и распространения, данных бюджетного обследования определяется целями: получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; получения весовых показателей для расчета индекса потребительских цен, обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится ежеквартально во всех субъектах Российской Федерации (кроме Чеченской Республики) по выборочному методу и охватывает 49,2 тыс. домашних хозяйств. Итоги обследования разрабатываются ежеквартально и за год в целом. Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования. Генеральная совокупность для формирования выборки домашних хозяйств включает все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики. Коллективные домохозяйства (т.е. лица, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях) обследованием не охвачены. Конечной единицей отбора является домашнее хозяйство. Единицами наблюдения выступают домашние хозяйства и их отдельные члены. Выборка обеспечивает получение репрезентативных данных обследования на федеральном и региональном уровнях (субъектов Российской Федерации).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|