Знаковая система Красной горки, ее функциональные особенности
В празднике ничего не делается просто так, и дата проведения и место проведения имеют свое непосредственное значение, поэтому Красная горка, как каждый старорусский праздник имеет свою знаковую систему. Знак пространства: в данном случае является место празднования, это какие-либо возвышенные места, различные горы, холмы и пригорки. Знак времени: дата празднования, как нам уже известно, это первое воскресенье после Пасхи, или вся Фомина неделя (Юрьев день, или канун весеннего Егория). Солярный знак: может присутствовать в знаке пространства, точнее в месте игрищ и хороводов, на горке, поближе к солнцу. Хоровод также может служить солярным знаком. Знак огня: разжигание костров, в честь Даждь-бога. Знак воды: обряд обливания водой, к свадьбе. Знак растительности: присутствие в праздничных обрядах венков, цветов и трав. Знак ритуальной пищи: яйца, каша, сыр, сметана, пшено, молоко. Знак подарков и отданков: жертвоприношение, в честь Даждь-бога. Знак культа предков: Красная горка тесно связана с Радуницей, поэтому во многих обрядах присутствует поминовение усопших. По могилкам расставляются оставшиеся от пасхальных столований кушания, раскладываются крашеные яйца. Знак маскирования и ряженья: в обряде под названием Ляльник, девушку, которую выбирали на роль весны, наряжали в белый вышитый сарафан, надевали на нее венок их свежих цветов, перевязывали лентами, вплетали в косы зелень. Ряженье в центральном обряде «окликания» молодоженов: одна женщина скачет на помеле из мочалы и с колокольчиком в руке, другая несет елку, украшенную разноцветными лентами, платками и полотенцами, т.е. символ свадьбы - «красоту», остальные просто празднично наряжены.
Знак эротических действ: Этот знак занимает центральное место в самой Красной Горки, т.к. основной линией праздника являются удачные свадьбы. Знак эротических действий просматривается в обрядах обливая водой парнями девушек, почти во всех игровых хороводах («Бояре, вы зачем пришли.?, «Как из улицы молодец…»). Самое главное в празднике, для режиссера, знать, для чего он проводиться, какие функции он выполняет. У красной горки 4 основные функции, имеющие разное значение. Первая функция носит закликательный характер: особыми действами и песнями («веснянками») люди выражали свою радость в связи с окончательным приходом тепла и надеялись удержать его, ускорить появление зелени - почек, листьев на деревьях, травы на лугах. Молодежь заводила хороводы, дети устраивали игры, все пели. Вот одна из таких веснянок: « Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великою милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными ».
Вторая по значимости функция праздника Красной Горки - это, конечно же, свадебная. Благодаря большому скоплению молодежи и теплым денькам происходили так называемые «зеленые смотрины» - совершающиеся на весеннем вольном воздухе, под зеленеющими навесами распускающихся деревьев. Нередко складывались брачные пары, начинались любовные отношения, затевалось сватовство, иногда даже доходившее до рукобитья (ударить по рукам - прийти к согласию). Именно поэтому Красную Горку в народе называли «горячей предсвадебной порой». «Сочтемся весной на брёвнах - Красной веселой Горке», - гласит народный прибауток. «Сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся». Тем самым, сложился народный неписанный закон - праздничные прогулки заневестившихся девушек. Девушка, взявшись под руки, ходили стайкой по селу, периодически возвращаясь на «Красную горку», где вставали в хоровод и пели. Женихи, в свою очередь, выходили на смотрины и откровенно выражали свои симпатии. Местами существует обычай (например, в Костромской губернии), позволяющий парням в честь Матери - Сырой - Земли обливать водой приглянувшихся им девушек. Кто обольет которую, тот за нее и должен свататься, - так гласит народное, нигде не записанное правило. Кто этого не сделает, тот считается обидчиком, похитителем девичьей чести.
Еще одну функцию, можно назвать имитативной, т.е. то, что имитируется действиями или словами - должно произойти в будущем. Примером такой имитативной функции может являться хороводная игра - «Сеяние проса». Это драматическое представление пришло из земледельческого быта славяно-русов. На игрище собираются в деревнях под вечер девушки и парни. Они идут на луг или 6а улицу, сначала раздельно, потом соединившись в одну толпу. Дальше играющие расходятся на две стороны, одна против другой. Хороводница (всеобщая кума) стоит между ними; к ней подступают то та, то другая сторона - с пляской с притопом и песней
«1-я сторона: А мы просо сеяли, сеяли! Ой, Дид-Ладо, сеяли, сеяли! -я сторона: А мы просо вытопчем, вытопчем! Ой, Дид-Ладо, вытопчем, вытопчем! -я сторона: А чем же вам вытоптать, вытоптать? Ой, Дид-Ладо, вытоптать, вытоптать? -я сторона: А мы коней выпустим, выпустим! Ой, Дид-Ладо, выпустим, выпустим! -я сторона: А мы коней переймем, переймем! Ой, Дид-Ладо, переймм, переймем! -я сторона: А чем же вам перенять, перенять? Ой, Дид-Ладо, перенять, перенять? -я сторона: Шелковым мы поводом, поводом! Ой, Дид-Ладо, поводом, поводом! -я сторона: А мы коней выкупим, выкупим! Ой, Дид-Ладо, выкупим, выкупим! -я сторона: А чем же вам выкупить, выкупить? Ой, Дид-Ладо, выкупить, выкупить? -я сторона: А мы дадаим сто рублей, сто рублей! Ой, Дид-Ладо, сто рублей, сто рублей! -я сторона: Не надо нам тысячи, тысячи! Ой, Дид-Ладо, тысячи, тысячи! 2-я сторона: А что же вам надобно, надобно? Ой, Дид-Ладо, надобно, надобно? -я сторона: А мы хотим девицу, девицу! Ой, Дид-Ладо, девицу, девицу!» И тогда из второй стороны одна девушка перебегает в первую. Соседки стараются ее удержать, а парни - скорее перехватить. Затем все снова выстраиваются в свою шеренгу, пляшут и поют:
«2-я сторона: «z-я сторона: Нашего полку убыло, убыло! Ой, Дид-Ладо, убыло, убыло! -я сторона: Нашего полку прибыло, прибыло! Ой, Дид-Ладо, прибыло, прибыло!»
Песню начинают сначала, и игра продолжается до тех пор, пока все девушки из второй половины не перейдут в первую, а из первой - во вторую. Эта игра одновременно улучшает плодородие и урожай и отгораживает девушек в деревне от сиденья в девках на следующий год. Последняя функция - памятная: в то время когда по красным горкам за деревенскими околицами происходит все гуляние, на погостах - кладбищах отводится место совсем иному. Там начинается с этого дня «радованье» покойников. Туда, под кресты, сходятся потерявшие своих детей матери, вдовы и сироты - плакать- причитать о своих дорогих, обездоливших их на этом свете покойниках. По могилкам расставляются оставшиеся от пасхальной трапезы крашеные яйца, печенье и другая еда. С этого дня чуть ли не всю неделю, с утра до самой ночи, на кладбище приходило очень много народа, угощающегося в честь-память своих покойничков. Поминовение покойников происходит не только на кладбищах, но и дома. В течении всей Фоминой недели многие приверженные к доброй старине хозяйки оставляют на ночь на столе еду - в полной уверенности, что покойники, заглядывают в эту пору в свои прежние жилища - повидаться с родственниками, памятующими о них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|