Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обряды и обычаи Красной горки




 

Недаром старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется», потому - что праздник этот, прежде всего девичий, свадебный и большинство обрядов связано именно с этим, в том числе и главный обряд Красной горки.

Центральный обряд Красной горки - вьюнины, обряд обхода дворов с поздравлением - «окликанием» молодоженов. Вхождение вьюнин в цикл весенних аграрно-магических обрядов, сочетание в них календарной обрядности с элементами свадебной. Вьюнины как завершение весеннего чествования молодоженов, начатого на Масленицу. Близость «окликания молодых» к колядованию и к пасхальным обходам дворов волочебниками.

Юношу и девушку, которые были сосватаны на Красную горку, называли «вьюнец» и «вьюница» (ещё одно название «вьюичное» воскресение), к их домам приходили шумной гурьбой, друзья пели песни, за что угощались вкусным съестным. В этот день также не давали покоя молодым супругам. Народ ходил «окликать» молодых, поженившихся в течение последнего года, при этом пелись венчальные песни и славили супругов, которые в благодарность выносили им угощенье - традиционные яйца и стопочку.

Обычай сложился давно. Во всяком случае, еще «Стоглав» (1551 год) упоминает о нем и утверждает, что играли во «Вьюнец» во время празднования «Радуницы».

Характер игры напоминал рождественские колядки, но содержание другое. На улице собиралась ватажка молодых людей (14-17 лет), девушек и юношей, к которым примыкали мальчики и девочки (по 13 лет). Из молодых веток вербы, краснотала, березки они плели вьюнцы - живописные изделия, по размерам и форме напоминающие дуги, применявшиеся в упряжке лошадей. К вьюнцам, как и к дугам, подвешивали колокольцы. Украшали цветами из разноцветной бумаги. Приготовившись, отправлялись в обход деревни, держа вьюнцы над головой. По дороге пели, приплясывали.

Задача игры - отыскать и обойти молодоженов и потенциальных женихов и невест. Тех и других соответственно именовали празднично - вьюн (молодой муж, жених) и вьюница (молодуха или невеста). Игровое начало заключалось прежде всего в поиске. Ватажка шла по улице, выспрашивая у встречных, не знают ли они, где есть дом с живущими в нем вьюном и вьюницей. Встречные, включаясь в игру, не показывали такой дом прямо, а лишь описывали его, иногда в форме загадки, прибегая к народной символике, к метафорам. Например, отвечали: «Есть вьюн и вьюница - добрый муж и красная молодица. А дом-то их угадать, как пить дать. Идите прямо; как увидите, стоит курица на курице, а хохол на улице, - тут вам и остановка». Значит, речь шла о доме с двускатной крышей, с примечательным гребешком («коньком»). Ватага шла к загаданному дому (он, конечно, и без того был известен играющим), останавливалась под окнами и провозглашала разными голосами: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйца!» И тут же запевала:

 

«Молодая молодица,

Молодая ты соница.

Яйца на полице, в коробице,

Не дашь яйца. Пирога конца

Потеряешь молодца! Будешь ветреница…»

 

Молодые обязаны были выдавать из окна остатки пасхального кулича, раскрашенные яйца, угощать вином или пивом. Играющие благодарили их за это, желали им здорового потомства, долгой и счастливой супружеской жизни. После этого шли искать еще дома с молодыми, с невестами, с женихами.

В Вязьме выходят невесты и женихи в праздничных нарядах погулять на Красную горку. Здесь невесты выглядывают своих женихов. Там очень часто случается, что на этот день происходят и сами рукобитья (договор на сватовство).

А в Малороссии совершался следующий любопытный обряд. Молодежь высыпала гурьбою на улицу или на зеленый луг, заводила хоровод. Выбрав затем из хоровода более миловидную девушку, которая своей красотою и молодостью должна была служить как бы символом весны, украшали ее с головы до пят вьющеюся зеленью и живыми цветами; на голову ей надевали венок из живых цветов, сажали на дерновую скамью, вокруг ставили различные яства: кувшин с молоком, масло, сыр и пр., а у ног клали несколько венков. Снова начинался хоровод, и «Ляля» - так величали эту девушку - начинала бросать в своих подруг венками. Многие сохраняли эти венки до следующей весны. Обряд заканчивался тем, что девушки получали из рук своей выбранной подруги все упомянутые выше яства, которые служили символом ожидаемого плодородия.

В Рязанской губ. Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яйчницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

Еще на Красную горку, по молодой травке катали крашеные яйца, куличи несли на поля и рассыпали по земле, чтобы год был урожайным. Христиане заимствовали яйца для своего празднования Пасхи, потому что яйцо было известным древнерусским символом жизни, цельности состояния, поскольку оно содержит начало жизни нового живого существа. Яйцо - это символ жизни, космоса. Тайна бессмертия, ведь именно в яйце хранится «Кащеева смерть». Именно из яйца появляются три царства - золотое, серебряное и медное.

Местами существует обычай (например, в Костромской губернии), 'позволяющий парням в честь Ма-тери-Сырой-Земли обливать водой приглянувшихся им девушек. Кто обольет которую, тот за нее и должен свататься, - гласит обычное, нигде, кроме памяти народной не записанное, правило. Кто не сделает этого, тот считается лихим обидчиком, похитителем чести девичьей. Не случайно в этот день и прошлогодних невест вспоминали, приглашали молодых и их мужей на почетный круг, славили, величали, а молодожены, зятья да невестки, одаривали кого можно, но, в первую очередь, родню, родителей, всякого рода своими изделиями - платками, кружевами, поясками, рубахами. Делалось это под аккомпанемент игровой песни.

Помолвленные женихи и невесты обязательно должны были прийти на кладбище, чтобы попросить благословения у предков, оставляя на могилах специально приготовленные для этого маленькие иконки, а также крестики и поминальную еду. Поминовение родителей продолжалось и в следующие дни Фоминой недели: у каждой семьи находились свои обстоятельства для выбора дня этого мероприятия.

Во вторник на Фоминой неделе деревенская детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили все: не покажется ли на небе туча. Опытные народные погодоведы утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника (его еще называют Навий день), когда не капнуло бы хоть одной капельки дождя. При малейшем намеке на облачко, появившееся в синеве неба, ребята начинали выкрикивать свою окличку (когда-то ее выкрикивали и взрослые, верившие в магию своего слова):


«Дождик, дождик, снаряжайся на показ.

Дождик, припусти, мы поедем во кусты,

Во Казань побывать, в Астрахань погулять.

Поливай, дождь, на бабину рожь,

На дедову пшеницу, на девкин лен поливай ведром.

Дождь, дождь. припусти посильней, поскорей нас, ребят, обогрей!»

 

(А.А. Коринфский). Если, вняв увещевательным окликам детворы, небо и впрямь брызгало на землю весенним дождем, то все окликавшие, вытянув руки, подставляли ладони, набирали небесной воды и с восторгом умывались: это, как считалось, принесет счастье. Когда же, в редкие годы, в этот день ударит первый весенний гром, то, как повелевала традиция, молодым женщинам и девушкам полезно было набрать дождевой воды, пропустить ее через серебряное или золотое кольцо и умыться: этим сохранялись красота и молодость.

Во многих селах и деревнях на Фомино воскресенье ввечеру в обычае сходиться молодежи за околицей и водить там, на задворках, хороводные игрища, величая Весну Красну. При этом наиболее удалые из парней влезают на деревья и прыгают с них наземь, перескакивают с разбега через плетни; а другие ходят вокруг сенных стогов или соломенных ометов и поют:

 

Как из улицы идет молодец,

«Из другой идет красна-девица.

Поблизёхоньку сходилися,

Понизехоньку поклонилися.

Да что возговорит доброй молодец:

Ты здорово ль живешь, красна девица?

Я здорово живу, мил-сердечной друг;

Каково ты жил без меня один?.»


Эта песня имеет то же самое значение для деревенской брачующейся молодежи, как и обливание водою.

В Малороссии и по всей Украине ходят дети по домам славить ярь и зеленачку. Дети носят с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходят по Исследователи «старины глубокой» рассказывают, что одним из самых странных обычаев славян было забрасывание друг друга деревянными яйцами. Правда, яйца считались не куриными, а утиными.

Наши предки вырезали их из липы и других пород дерева, а древние кудесники изображали на них сцены, посвященные плодородию и окружающему миру.

Во время церемонии проведения одного из языческих обрядов, выпадающего на Пасху, население многих славянских деревень делилось на 2 группы и шло к ближайшему к деревне холму, выбранному с таким расчетом, чтобы ставшие по его сторонам люди не видели друг друга. Обе группы громко орали и, ориентируясь по голосам, забрасывали друг друга сделанными заранее деревянными яйцами. Люди, получившие повреждение во время такого «обстрела», считались особо отмеченные божествами и их, по заявлению языческих священнослужителей, ждало счастье и благополучие.

Данные обряды, видимо, и породили столь любимый российскими детьми современный обычай «сражаться» на куриных яйцах на Пасху.

В Пензенской губернии на Красную горку устраивалось «опахивание села». В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали свои косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг около села и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Эта пирушка продолжалась до третьих петухов (примерно до трех часов утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.

И все-таки главное на «Красной горке» - заклинание весны. Оно начиналось на восходе солнца, рано утром. При первом проблеске Светила собравшаяся молодежь начинала древний обряд. В первую очередь дружно выбирали хороводницу, которая с этого момента становилась безусловным руководитем, распорядителем, заводилой. Она, благословясь, выхолила на середину круга и произносила заклинание:

 

«Здравствуй, красное солнышко!

Празднуй, ясное ведрышко!

Из-за гор-горы выкатайся,

На светлый мир воздивуйся,

По траве-мураве, по цветикам по лазоревым,

Подснежникам лучами-очами пробегай,

Сердце девичье лаской согревай,

Добрым молодцам в душу загляни,

Дух из души вынь, ключ живой воды закинь.

От этого ключа ключи в руках у красной девицы,

Зорьки - зоряницы. Зоренька - ясынька гуляла. Ключи потеряла.

Я, девушка (имя), путем-дорожкой шла-прошла,

Золот ключ нашла. Кого хочу - кого люблю,

Кого сама знаю - тому и душу замыкаю.

Замыкаю я им, тем золотым ключом,

Доброго молодца (имя) на многие годы,

На долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»

 

(А.А. Коринфский). Все присутствовавшие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницей, вставляя, где нужно, имена своих любимых. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив на землю посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку:

 

«Весна-красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

На сошечке, На бороночке!.»

 

Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая, ту - третья и т.д. После песен принимались за угощенье, начиналась веселая пирушка.

Как мы видим, радоницкая неделя объединяет в себе ритуалы и обычаи, обращенные своим смыслом как в прошлое, так и в настоящее, как грустные, так и радостные. Смерть и жизнь как бы братаются. Но торжествует все-таки жизнь! «Красная горка» и Радоница - одни из самых светлых и радостных праздников. Недаром в народе живет поговорка о том, что «Веселы песни о Масленице, а веселей того - о Радонице». Другое изречение гласит, что «Веселая Масленица - беспросыпная горе-пьяница, а гульливая Радоница - светлой радости приятельница». Третье крылатое слово добавляет, словно поясняя два первых, что «масленые пьяные песни о голодный Велик-Пост разбиваются, колокольным постным звоном оглушаются, а радоницкие-вьюношные - по красным горкам раздаются, с семицкими-девичьими перекликаются.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...