Методы педагогических исследований. Теоретические, эмпирические, математические, инструментальные.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Общая профессиональная педагогика Понятие общей и профессиональной педагогики. Объект, предмет, функции общей и профессиональной педагогики. Отрасли педагогики. Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Профессиональная педагогика - педагогика, рассматривающая подготовку человека к деятельности по профессии. Объектом педагогики является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, поэтому педагогику относят к антропологическим наукам. Объектом профессиональной педагогики является целостная система образования, целостная система профессиональной подготовки человека к труду. Предметом педагогики является воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Предмет профессиональной педагогики – процесс формирования профессионально значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня. Функции общей педагогики: Объяснительная функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания. Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. Вторая функция науки преобразовательная, прикладная, практическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть пооперационные описания процессов воспитания/обучения, рассчитанных на получение заданного результата. Как в физике открытие закона ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения, учебных средств, учебников. Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной или вообще отомрет: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах.
Функции профессиональной педагогики: - теоретическая функция: изучение передового опыта профессионального образования (описательный уровень); выявление состояния профессионального образования (диагностический уровень); проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень); - технологическая функция: разработка методических материалов, планов, программ, учебных пособий по профессиональному образованию (проектный уровень); внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень); анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень). ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ На сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли. 1) общая педагогика – базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания и обучения, теорию педагогического процесса, необходимость, возможности и пути его осуществления; 2) история педагогики, изучающая эволюцию и современное состояние педагогических систем, целей, теории и практики; развитие педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические эпохи;
3) сравнительная педагогика, рассматривающая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий; 4) дидактика – теория обучения, в основном изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях; 5) частные (предметные) методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений; 6) теория воспитания, рассматривающая закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания; 7) возрастная педагогика, исследующая особенности воспитания, обучения, образования человека на разных этапах его жизненного пути, в зависимости от специфики учебной (воспитательной, образовательной) деятельности внутри определенных возрастных групп. В частности, различают дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых; 8) педагогика труда (профессиональная педагогика) изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную трудовую, профессиональную сферу деятельности. Занимается проблемами повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. В зависимости от профессиональной области различают инженерную, производственную, медицинскую, театральную, спортивную, военную педагогику; 9) социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания, осуществляемого как собственно в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией; исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций; 10) специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и (или) умственном развитии, и включает такие отрасли, как сурдопедагогика (воспитание и образование глухих и глухонемых), тифлопедагогика (образование и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогические проблемы умственно отсталых), воспитание и образование людей с расстройствами речи – область логопедии;
11) коррекционная педагогика изучает закономерности и причины отклоняющегося поведения, разрабатывает пути и способы его преодоления; 12) исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Методы педагогических исследований. Теоретические, эмпирические, математические, инструментальные. Методы педагогического исследования - способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение новых связей. Они условно подразделяются на: 1). Теоретические методы – позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов. · Анализ– мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. · Синтез– мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловые целые. · Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. · Абстрагирование – мысленное ответвление какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. · Конкретизация– мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычленных раннее абстракций. · Обобщение – выделение в процессах или явлениях общих черт. · Моделирование – исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей. · Индукцияидедукция – логические методы обобщения полученных эмпирических данных (индукция-суждение от частного к общему выводу, дедукция-от общего к частному).
2). Эмпирические методы: · методы сбора и накопления информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); · методы контроля и измерения (шкалирование, тест); · методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); · методы оценивания (самооценка, рейтинг, пед.консилиум); · методы внедрения результатов исследования в пед.практику (эксперимент); Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического конструкта решения педагогической проблемы. 3). Инструментальные методы: -хронометраж -фотографирование -методика определения функционального состояния центральной нервной системы. 4). Математические методы педагогических исследований: В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: - регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников); -рангирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей); - моделирование – создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях. - статистические методы – методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|