Урок как основная форма организации педагогического процесса. Структура урока.
Урок – это основная организационная форма обучения, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающее, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом. Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет педагогу систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке учащиеся овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности. Организационные требования: продуманные планы; четкость действий; рациональное использование средств обучения; завершенность занятия. Психологические требования к уроку. Психологическая цель урока: предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся; Учёт возрастных особенностей учащихся: Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; Гигиенические требования к уроку: Температурный режим; Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); Освещение; Предупреждение утомления и переутомления; Чередование видов деятельности; Соблюдение правильной рабочей позы у учащегося; Соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; менять виды д-ти учащихся; оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения; Учитель должен обеспечить активное участие каждого школьника. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей группы как коллектива. Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов. Урок явл. наиболее гибкой и подвижной формой организации учебного процесса, т.к. даёт преподавателям оперативно реагировать на результаты обучения. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса, благодаря деятельности преподавателя и учащихся. Планирование действий преподавателя и их роль в организации урока: 1) Постановка целей и задач урока; 2) организация начала урока; 3) актуализация опорных знаний: -опрос учащихся,-решение задач; 4) формирование новых понятий и способов деятельности, с пом-ю различных методов и средств. 5) Применение сформированных знаний и умений 6) домашнее задание. Дидактические требования к уроку: 1) чёткость цели и содержания; 2) непрерывность решения задач, образование, воспитание, развитие учащихся; 3) руководящая роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе; 4) комплексное применение методов обучения и форм организации учебной деятельности учащихся; 5) организационная (структурная) четкость урока.
Типы уроков · комбинированные (смешанные); · уроки изучения новых знаний; · уроки формирования новых умений; · уроки обобщения и систематизации изученного; · уроки контроля и коррекции знаний, умений; · уроки практического применения знаний, умений комбинированные (смешанные); - организация начала урока; - проверка домашнего задания, постановка цели урока; - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. Актуализация знаний и практических и умственных умений; - изучение нового материала, в том числе и объяснение; - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; - подведение итогов и результатов урока; - задание на дом; - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). урок изучения новых знаний: - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; - указания на то, что учащиеся должны запомнить; - мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; - сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.); - первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; - контроль результатов первичного запоминания; - регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; - Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; - Частое включение опорного материала для запоминания и применения. Уроки формирования новых умений
- постановка цели урока; - повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; - проведение проверочных упражнений; - ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; - упражнения на их освоения; - упражнения на их закрепления; - тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; - упражнения на перенос в сходную ситуацию; - упражнения творческого характера; - итог урока; - задание на дом. уроки обобщения и систематизации изученного - организационный момент; - вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; - выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; - проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); - формулирование выводов по изученному материалу; - оценка результатов урока; - подведение итогов; - задание на дом (не всегда).
Сущность процесса воспитания в профессиональной школе. Характеристика принципов воспитания (принцип общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип единства воспитательных воздействий, принцип индивидуального подхода в воспитании) Воспитание в высшей школе призвано обеспечить формирование личности специалиста с такими качествами, опытом, которые бы соответствовали современным требованиям и гарантировали бы успех практической деятельности с самого начала ее осуществления. Эта цель выражает исторически назревшую потребность социалистического общества в подготовке специалистов, способных выполнить определенные социальные и деловые функции. Воспитание и обучение прежде всего должны быть эффективными, т. е. действительно приводить к ожидаемым результатам. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учащихся, конечная цель - формирование личности, нужной и полезном себе и обществу.
Цели и задачи воспитания Генеральная цель воспитания — формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять известный ряд объективной системы социальных ролей. Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные. Инвариантные задачи воспитания — это общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру. Каждая из них — составная часть генеральной цели воспитания. Воспитательный процесс имеет свои особенности, отличные от процесса обучения и развития. Рассмотрим их более подробно. Целенаправленность процесса воспитания. (наибольшая эффективность воспитания обеспечивается такой его организацией, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику) Многофакторность. В процессе воспитания проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, которые обуславливают своим совместным действием невообразимую сложность данного процесса. Личность на протяжении своего становления и всей последующей жизни подвергается одновременному влиянию множества разнохарактерных явлений и, к сожалению, может приобретать не только положительный, но и отрицательный опыт. Субъективные факторы — это внутренние потребности личности; объективные — это те условия, в которых личность живет, в которых происходит ее становление. Только соответствие субъективных и объективных факторов способствует успешному решению поставленной цели воспитания. Чем более совпадают влияние воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется становление личности в заданном направлении. Длительность и непрерывность. Воспитание, как правило, не дает ничего законченного, оно лишь «открывает путь и учит идти им». Для достижения каких-либо значимых результатов необходима система работы, освещенная определенной целью. Воспитатель не должен желать слишком скорого действия употребленных им средств. Он должен действовать на воспитанника постепенно. Слишком скорые перемены могут обольщать и радовать воспитателя или родителей, однако эта радость редко бывает продолжительной. Если воспитатель замечает некоторые успехи в деле воспитания, то с удовольствием может обращать на них внимание воспитанника. Если же воспитанник опять будет возвращаться к своим слабостям, то воспитатель никогда не должен терять терпения и надежды. Воспитанник же никогда не должен замечать того, что воспитатель сомневается в его исправлении.
Комплексность. Данная особенность воспитательного процесса предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов в его реализации. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это означает, что в одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитателю. Характер воспитательного процесса изменяется, например, от возрастных особенностей детей, от конкретных условий и ситуаций. Двусторонность характера. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Нравственные качества, уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитанниками оказывают большое влияние на ход и результаты воспитательного процесса. С другой стороны, чем больше в распоряжении воспитателя информации, которая поступает от воспитанников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Принципы воспитательного процесса ( принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: 1. общественная направленность воспитания; (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов); 2. связь воспитания с жизнью, трудом; (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности); 3. опора на положительное в воспитании;( опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания). Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах. 4. единство воспитательных воздействий; (координации усилий школы, семьи и общественности или, совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. 5. индивидуальный подход в воспитании, (учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников)
Сущность педагогических технологий. Характеристика педагогической технологии (на выбор) (технологии развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения и др.) Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство. Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие. Таким образом, технология обучения: · повышает производительность труда педагога; · способствует тому, что контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера; · освобождает время педагога посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся; · так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля; · создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях; · технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий. a) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений. в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания. г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы. д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. Среди педтехнологий по сфере применения в образовательной области можно выделить: · универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области; · ограниченные - для нескольких предметов или областей; · специфические - для одного-двух предметов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|