Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность пед.принципов и их роль в построении пед.процесса. Обще дидактические принципы их характеристика.




Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему. Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания. Принцип культуросо-образиости предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона). Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнения всех сфер жизнедеятельности. Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений. Принцип механизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую. Принципы обучения выступают как основной ориентир преподавательской деятельности. Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса. Принцип сознательности («+» отношение к обучению) и активности (интенсивная деятельность) – требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельностей. Использовать увлекательные факты, события, примеры. Применять наглядные пособия. Вовлекать учащихся в практическую деятельность. Принцип наглядности – реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями. Принцип систематичности и последовательности – предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Этот принцип требует ряда правил: использование схем, планов. Осуществление межпредметных связей и т.д.

Принцип прочности – предполагает стойкое закрепление в памяти учащихся. Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил: Ученик проявляет интеллектуальную познавательную активности. Новый учебный материал связывается с предыдущим. Принцип воспитывающего обучения – не может быть обучения вне воспитания. учитель целенаправленно и систематически осуществляет воспитание. Уважительно относится к личности учащегося. Принцип связи теории с практикой – предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Опора в обучении на практический опыт учащихся. Решение задач и упражнений на основе производственных достижений и т.д.

15. Содержание профессионального образования. Нормативные документы, регулирующие содержание образования (государственный образовательный стандарт, уч.планы, уч.программы, уч.литература)

Содержание образования – это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Реализация этой цели служит содержание обучения. Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфически - качественные отличия. Функции содержания образования: - предмет познавательной деятельности педагогов и учащихся; - средство практической деятельности педагогов и учащихся; - средство управления развитием педагогов и учащихся; - использование опыта в практической деятельности. Структура содержания: - опыт физического развития; - опыт эстетического отношения; - опыт трудовой и профессиональной деятельности, - опыт познавательной деятельности, - опыт нравственных отношений. Составные части каждого из направлений: знания, умения, навыки, отношения, творческая деятельность.

Содердание обучения – включает то, что подлежит усвоению уч-ся для реализации заданных целей обучения. Структура: 1) цель, 2) учебная информация, 3) средства пед. коммуникации педагога и учащихся, 4) формы их деят-ти, 5) способы осуществления пед. руководства учебной и др. видами деят-ти и поведения учащихся. Функции: 1) образовательная; 2) развивающая, 3) воспитательная. ГОС – основной документ, определяющий образовательный уровень, который д\б достигнут выпускниками независимого от форм полученного образования. Структура: 1)общая характеристика специальности, 2)требования к уровню подготовки выпускников, 3)требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы, 4)общие требования к разработке основной профессиональной образовательной программы. 5)примерный учебный план. ГОС дается в виде наименования учебных дисциплин и состава дидактических единиц (основных разделов). Компоненты ГОС: 1)федеральный компонент: определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство проф.пед-го пространства России, а так же интеграцию личности в системе мировой культуры. 2)национально-региональный компонент: содержит нормативы в обес. родного языка, искусства, истории, регионального развития отросли. Они относятся к компетенции регионов и учреждений. 3)компонент учебного заведения: устанавливает содержание проф.обучения, отражающего специфику и направл-ть отдельного образ-го учреждения.

эк.дисциплины: цель-получение проф.знаний; педагог-это средство, наполнения эк.содержанием. Учебный план. -разрабатывается на основе образовательного стандарта. Учебный план – нормативный документ, регламентирующий основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений обучающихся. В учебном плане содержание ПО раскрыто в виде перечня учебных дисциплин и основных видов проф. практики (производственной практики). Учебный план составляется с учетом формы обучения (очной, очно-заочной и вечерней) и уровня базовой подготовки. Учебные планы бывают: 1)Типовыми, они утверждены мин.образования; указаны в ГОС и носят рекомендательный характер. 2)Рабочие уч.планы – разрабатываются для конкретных образовательных учреждений; с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта. В рабочих уч.планах опред.состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении. Их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество уч.часов и структура уч.года (уч.курс не должен превышать 5 уч. в неделю, включая все виды занятий). Рабочий уч.план утверждается директором обр-го учреждения (указя дата утв-ния, подпись, пчать). Структура уч.плана: 1)титуьная часть, 2)график уч.процесса, 3)план уч.процесса (все дисциплины объединены в уч.циклы: 1цикл:общие, гуманитарные и социально-экономические дисциплины), 2цикл:естественно-научные дисциплины – инвариантные. 3цикл:общепрофессиональные д-ны, специальные д-ны, д-ны специализации. 4)виды проф.практики. 5)виды итоговой час-ной аттестации, 6)пояснения к учебному плану. Средством реализации образовательных стандартов на практике служат образовательные программы (учебная программа). В РФ реализуются образовательные программы подразделяемые на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (осн. и дополн.). Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. К профессиональным относятся программы: -начального, -среднего, -высшего, -послевузовская. Обязательный min содержания каждой основной проф.образовательной программы по специальности устанавлив. соотв. госуд. стандартам, им же определяются нормативные сроки ее усвоения в проф-х госуд. или муниципальных госуд. учреждениях. Учебная программа – нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалиста, цели его изучения, содержание учебного материала и формы организации обучения. Виды уч. программ: 1)типовые (разраб. на основе ГОС и имеют рекоменд. хар-р), 2)рабочие (создаются на основе типовых,.утверждаются пед. Советом, отражает требования ГОСи возможности конкретного учебн. Заведения. В ней определяются знания, умения и навыки, послед изучение разделов и тем, время отводимое на их изучение). 3)авторские (учитывают требования ГОС, имеет др.логику изложения материала и авторский подход). Структура программы: Титульный лист. 1)Цели и задачи изучения дисциплины. 2)Требования к уровню усвоения содержания дисциплины. 3)Объем дисциплины и виды учебной работы. 4)Содержание разделов дисциплины -тематич план -содержание разделов 5)Практическое занятие в виде таблицы 6)Самостоятельная работа студентов 7)Учебно-методическое обеспечение дисциплины -рекомендуемая литература (основная, дополнительная) -средства обеспечения освоения дисциплины 8) Материально-техническое обеспечение дисциплины9)Метод рекомендации по организации и изучения дисциплины. 10)Конкретные вопросы к зачету или к экзамену. Учебная литература, произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования. У. л. группируют по видам изданий: программно-методические – программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие – буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные – хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. – учебник.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...