Основные тенденции развития системы профессионального образования.
К числу ведущих тенденций развития профессионального образования относятся: непрерывность образования; гуманизация и гуманитаризация; демократизация; интеграция; интенсификация; кооперация. Непрерывность образования. Профессиональное образование рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности. Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения. Данная тенденция находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается введением государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования. Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности. Она призвана защитить человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека: потребности в самоактуализации, самореализации, в духовном, социальном и профессиональном становлении. Данная тенденция предполагает преобразование всей системы профессионального образования: не только его целей, но и содержания; образовательных технологий, которые должны создавать «личностно утверждающие ситуации», обеспечивающие превращение студента в субъекта учебной и профессиональной деятельности; изменение системы отношений в педагогическом процессе; критериев оценки его результативности. Гуманитаризация образования является средством гуманизации и касается прежде всего изменения характера содержания профессионального образования. При этом имеется ввиду не только и не столько увеличение доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана, так как их количество не всегда переходит в новое качество. Основанные на аналитико-логическом постижении различных научных категорий и фактов, даже такие предметы, как этика, эстетика, история не затрагивают глубоко внутренний мир личности, не формируют эмоционально-ценностного отношения человека к миру и самому себе. Гуманитаризация профессионального образования – это прежде всего путь, ведущий студента к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Ее сущностью становится «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Демократизация образования является следствием гуманизации и рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего студентов, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: таких, как индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.; повышения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, развития студенческого самоуправления. Одним из проявлений данной тенденции выступает индивидуализация и дифференциация обучения, осуществляемая посредством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения обучения. Тенденция интеграции связана с необходимостью предоставления максимальных возможностей студенту в получении интегрированного профессионального образования, обеспечивающего его свободное перемещение в быстро меняющейся сфере общественного производства, успешную социализацию и вхождение в культуру.Интеграция отдельных видов профессиональной деятельности специалистов привела к сокращению сфер деятельности и количества специальностей, для которых характерны обобщенные виды деятельности, созданию групп специальностей. Выделяются следующие уровни интеграции специальностей: общепроизводственный, общеотраслевой и общепрофессиональный. Тенденция интенсификации. Появление данной тенденции в профессиональном образовании связано с возрастающим усложнением характера профессиональной деятельности и социальной жизни, стремительно изменяющимися социально-экономическими и производственными условиями, интенсивным развитием науки и современных технологий, требующим максимального развития учащихся, готовности к напряженной интеллектуальной и практической деятельности. Тенденция кооперации. Является специфической тенденцией профессионального образования, связанной с современными условиями его существования в социально-экономической системе. Теоретическим обоснованием данной тенденции можно считать системный подход, а также синергетический принцип дополнительности, рассматривающие в качестве важнейшего условия целостного функционирования любой системы ее устойчивые связи и отношения с другими системами, их взаимодополнение и взаимообогащение. Тенденция кооперации отражает и определяет место и роль профессионального образования в системе непрерывного образования, в социально-экономической системе в целом, те новые связи и отношения, которые устанавливаются у учреждения профессионального образования с производством, с другими социальными учреждениями.
8.Законодательно – правовая база профессионального образования. Федеральный закон «об образовании» как государственный документ, регулирующий развитие системы образования. Базовой юридической основой образования является статья 26 «Всеобщей декларации прав человека». В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». ООН был принят документ «Конвенция о правах ребенка», включающий статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования. Декларация — провозглашение, рекомендации, которые не имеют обязательной силы. Конвенция — международный договор, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Во «Всеобщей декларации прав человека» провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования. Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ. Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Нормативная основа образования. Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержание основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузи; Стандарт — система параметров продукции или результатов деятельности людей. Сущность образовательного стандарта раскрывается через его функции:• социальное регулирование (переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем);• гуманизация образования (утверждение на основе стандартов его личное но-развивающей функции);• управление образованием (реорганизация существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения); • повышение качества образования (фиксация минимально необходимого объема содержания образования и установления нижней допустимой границы уровня образования). Базисный учебный план общеобразовательной школы — это составная часть государственного стандарта данного уровня образования, основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изученных в общеобразовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.Базисный учебный план состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного. Федеральный компонент — инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации. Национально-региональный компонент — вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона. Школьный компонент — вариантная часть учебного плана, которая формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения. Базисный план включает три основных вида учебных занятий: • обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; • обязательное занятие по выбору; • факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ. На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений. Они бывают типовыми, собственно учебными и рабочими. В учебных планах определяется состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество учебных часов и структура учебного года. Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обучения. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения. На основе учебных планов разрабатываются учебные программы, в которых определяется содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы. Учебные программы являются основой для разработки рабочих программ, в которых кроме содержания учебного материала могут указываться планы занятий, межпредметные связи, дидактическое оснащение, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля, рекомендуемая литература (обязательная и дополнительная).
9.Система непрерывного профессионально - педагогического образования: сущность, структура. Виды профессионально – педагогических учебных заведений, их название и особенности. Непрерывное образование – это целенаправленная интегрированная, непрерывная система интенсивного образования, обеспечивающая стадийное обучение специалистов профессионалов разного уровня образования и квалификации в соответствии с объективными потребностями науки, производства, образования, соц.-экономическими условиями жизнедеятельности общества и личности. Непрерывность подчеркивает охват всей жизни человека и обоснованный переход с уровня на уровень.Включает: Начальное профессиональное образование (НПО). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некотор ые ПТУ переименованы в колледжи. Среднее профессиональное образование (СПО). Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение)., Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений: 10. Личность педагога профессионального обучения. Личностные качества педагога профессионального обучения. Личность - человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания. Современ. общество, требующее активной личности. особенную задачу ставит перед педагогом, особенноактуальн. становится проблемы личности самого педагога, его деят-ти и проф. мастерства. Роль соврем. педагога – помочь каждому воспитаннику выбрать жизненную позицию, т.е. не формировать стандартную личность, а довести до сознания воспитанника варианты жизни, достойные его как человека. Такой подход к становл. личности треб. от педагога переориентации его мышления, осознания своей роли, овладения не только методиками, но и технологией Важнейшим компонентом личности педагога проф. обуч. является проф. компетентность - интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень З.У.Н и опыта, достаточных для осуществления проф. деят-ти, связанной с принятием решений. Проф. компетентность педагога оценивается уровнем проф.-пед. умений. Важным компонентом в структуре личности педагога выступают проф. важные качества — индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность. - целеустремленность, активность личности, уравновешенность, желание работать с обучающимися, обаяние, честность, справедливость, современность, пед. гуманизм, эрудиция, пед. такт, толерантность, пед. оптимизм. Личностные кач-ва педагога: 1) Психологич. (эмпатия - способность с сопереживанию, толерантность(терпимость), открытость, эмоциональность, оптимизм, ответственность, чувственность); 2) Мыслительные (аналитичность, наблюдательность, логич. мышление, эрудиция, мудрость); 3) Поведенческие (тактичность, коммуникаб., ответственность, обаяние, инициативность, способн. руководить и подчиняться). Личностно – проф. развитие – это процесс формир. личности, ориентир. на высокие проф. достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности и проф. деят-ти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|