Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные тенденции развития системы профессионального образования.




К числу ведущих тенденций развития профессионального образования относятся: непрерывность образования; гуманизация и гуманитаризация; демократизация; интеграция; интенсификация; кооперация. Непрерывность образования. Профессиональное образование рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности. Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения. Данная тенденция находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается введением государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования. Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности. Она призвана защитить человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека: потребности в самоактуализации, самореализации, в духовном, социальном и профессиональном становлении. Данная тенденция предполагает преобразование всей системы профессионального образования: не только его целей, но и содержания; образовательных технологий, которые должны создавать «личностно утверждающие ситуации», обеспечивающие превращение студента в субъекта учебной и профессиональной деятельности; изменение системы отношений в педагогическом процессе; критериев оценки его результативности. Гуманитаризация образования является средством гуманизации и касается прежде всего изменения характера содержания профессионального образования. При этом имеется ввиду не только и не столько увеличение доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана, так как их количество не всегда переходит в новое качество. Основанные на аналитико-логическом постижении различных научных категорий и фактов, даже такие предметы, как этика, эстетика, история не затрагивают глубоко внутренний мир личности, не формируют эмоционально-ценностного отношения человека к миру и самому себе. Гуманитаризация профессионального образования – это прежде всего путь, ведущий студента к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Ее сущностью становится «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Демократизация образования является следствием гуманизации и рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего студентов, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: таких, как индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.; повышения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, развития студенческого самоуправления. Одним из проявлений данной тенденции выступает индивидуализация и дифференциация обучения, осуществляемая посредством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения обучения. Тенденция интеграции связана с необходимостью предоставления максимальных возможностей студенту в получении интегрированного профессионального образования, обеспечивающего его свободное перемещение в быстро меняющейся сфере общественного производства, успешную социализацию и вхождение в культуру.Интеграция отдельных видов профессиональной деятельности специалистов привела к сокращению сфер деятельности и количества специальностей, для которых характерны обобщенные виды деятельности, созданию групп специальностей. Выделяются следующие уровни интеграции специальностей: общепроизводственный, общеотраслевой и общепрофессиональный. Тенденция интенсификации. Появление данной тенденции в профессиональном образовании связано с возрастающим усложнением характера профессиональной деятельности и социальной жизни, стремительно изменяющимися социально-экономическими и производственными условиями, интенсивным развитием науки и современных технологий, требующим максимального развития учащихся, готовности к напряженной интеллектуальной и практической деятельности. Тенденция кооперации. Является специфической тенденцией профессионального образования, связанной с современными условиями его существования в социально-экономической системе. Теоретическим обоснованием данной тенденции можно считать системный подход, а также синергетический принцип дополнительности, рассматривающие в качестве важнейшего условия целостного функционирования любой системы ее устойчивые связи и отношения с другими системами, их взаимодополнение и взаимообогащение. Тенденция кооперации отражает и определяет место и роль профессионального образования в системе непрерывного образования, в социально-экономической системе в целом, те новые связи и отношения, которые устанавливаются у учреждения профессионального образования с производством, с другими социальными учреждениями.

8.Законодательно – правовая база профессионального образования. Федеральный закон «об образовании» как государственный документ, регулирующий развитие системы образования. Базовой юридической основой образования является статья 26 «Всеобщей декларации прав человека». В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образова­ние. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что каса­ется начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть обще­доступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». ООН был принят документ «Конвенция о правах ребенка», включающий статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бес­платного и обязательного образования. Декларация — провозглашение, рекомендации, которые не имеют обязательной силы. Конвенция — международный договор, согла­шение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Во «Всеобщей декларации прав человека» провозглашена также общедоступ­ность технического и профессионального образования. Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ. Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Нормативная основа образования. Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержание основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузи; Стандарт — система параметров продукции или результатов деятельности людей. Сущность образовательного стандарта раскрывается через его функции:• социальное регулирование (переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем);• гуманизация образования (утверждение на основе стандартов его личное но-развивающей функции);• управление образованием (реорганизация существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения); • повышение качества образования (фиксация минимально необходимого объема содержания образования и установления нижней допустимой грани­цы уровня образования). Базисный учебный план общеобразовательной школы — это составная часть государственного стандарта данного уровня образования, основной госу­дарственный нормативный документ, содержащий перечень изученных в обще­образовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изуче­ния и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.Базисный учебный план состоит из трех компонентов: федерального, нацио­нально-регионального и школьного. Федеральный компонент — инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех общеоб­разовательных школах Российской Федерации. Национально-региональный компонент — вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяет­ся региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культур­ного развития региона. Школьный компонент вариантная часть учебного плана, которая форми­руется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения. Базисный план включает три основных вида учебных занятий: • обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образо­вания; • обязательное занятие по выбору; • факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ. На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений. Они бывают типовыми, собствен­но учебными и рабочими. В учебных планах определяется состав учебных предметов, изучаемых в дан­ном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недель­ное и годовое количество учебных часов и структура учебного года. Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и но­сят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обуче­ния. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения. На основе учебных планов разрабатываются учебные программы, в которых определяется содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы. Учебные программы являются основой для разработки рабочих программ, в которых кроме содержания учебного материала могут указываться планы занятий, межпредметные связи, дидактическое оснащение, задания для само­стоятельной работы, вопросы для контроля, рекомендуемая литература (обяза­тельная и дополнительная).

9.Система непрерывного профессионально - педагогического образования: сущность, структура. Виды профессионально – педагогических учебных заведений, их название и особенности. Непрерывное образование – это целенаправленная интегрированная, непрерывная система интенсивного образования, обеспечивающая стадийное обучение специалистов профессионалов разного уровня образования и квалификации в соответствии с объективными потребностями науки, производства, образования, соц.-экономическими условиями жизнедеятельности общества и личности. Непрерывность подчеркивает охват всей жизни человека и обоснованный переход с уровня на уровень.Включает: Начальное профессиональное образование (НПО). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некотор ые ПТУ переименованы в колледжи. Среднее профессиональное образование (СПО). Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение)., Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года). Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Высшее профессиональное образование. Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. Университе́т — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания. Институт — термин, употребляемый для обозначения определённого класса учреждений. В частности, этим термином обозначают: Наиболее распространённый тип высших учебных заведений в России. Привилегированные женские средние учебные заведения закрытого типа в дореволюционной России (Смольный институт, Женский медицинский институт). Некоторые научно-исследовательские учреждения и проектные организации. Объединение факультетов университета. Социальный институт — устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью. Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

10. Личность педагога профессионального обучения. Личностные качества педагога профессионального обучения. Личность - человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания. Современ. общество, требующее активной личности. особенную задачу ставит перед педагогом, особенноактуальн. становится проблемы личности самого педагога, его деят-ти и проф. мастерства. Роль соврем. педагога – помочь каждому воспитаннику выбрать жизненную позицию, т.е. не формировать стандартную личность, а довести до сознания воспитанника варианты жизни, достойные его как человека. Такой подход к становл. личности треб. от педагога переориентации его мышления, осознания своей роли, овладения не только методиками, но и технологией Важнейшим компонентом личности педагога проф. обуч. является проф. компетентность - интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень З.У.Н и опыта, достаточных для осуществления проф. деят-ти, связанной с принятием решений. Проф. компетентность педагога оценивается уровнем проф.-пед. умений. Важным компонентом в структуре личности педагога выступают проф. важные качества — индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность. - целеустремленность, активность личности, уравновешенность, желание работать с обучающимися, обаяние, честность, справедливость, современность, пед. гуманизм, эрудиция, пед. такт, толерантность, пед. оптимизм. Личностные кач-ва педагога: 1) Психологич. (эмпатия - способность с сопереживанию, толерантность(терпимость), открытость, эмоциональность, оптимизм, ответственность, чувственность); 2) Мыслительные (аналитичность, наблюдательность, логич. мышление, эрудиция, мудрость); 3) Поведенческие (тактичность, коммуникаб., ответственность, обаяние, инициативность, способн. руководить и подчиняться). Личностно – проф. развитие – это процесс формир. личности, ориентир. на высокие проф. достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности и проф. деят-ти.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...