Приложение. I. Этикет и культура поведения. Вопросы и задания
Приложение I. Этикет и культура поведения В цивилизованном обществе предполагается знание правил этикета и поэтому их соблюдение необходимо. Эти нормы и правила складывались на протяжении длительного времени в процессе совместной жизни и деятельности многих поколений. Их основу составляет многовековая мудрость, которая передавалась от старшего поколения младшему. Сегодня перед российским обществом выдвигаются новые требования к личности, ее морали, поведению и поступкам. В этой связи большое значение приобретают профессиональная этика и деловая культура. Ведь там, где деловые отношения строятся на основе взаимопомощи, взаимоуважения и внимания к каждому человеку, велика гарантия успеха и надежности. Деловой этикет — важная составляющая деловых отношений, это внешнее проявление внутренней морали и культуры человека.
Вопросы и задания
1. Дает ли этика ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки»? Ответ поясните. а) да; б) нет. 2. Кем был впервые введен термин «этика»: а) Цицероном; б) Архимедом; в) Аристотелем; г) Сократом? 3. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «долг», «совесть» и т. п. А что означает термин «категория»? (Ответ на данный вопрос найдите в философском словаре или учебнике по философии. ) 4. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу подходят к понятиям: а) «этика»; б) «нравственность»; в) «мораль». А. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения. Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других. В. Наука, изучающая нравственность.
5. Сформулируйте «золотое» правило нравственности и объясните, почему его назвали «золотым»? 6. Потребность вести себя нравственно выступает в виде таких понятий, как «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Какие понятия проявляются в следующих ситуациях: а) коммерсант заботится о своем добром имени, авторитете коллектива, престиже своей профессии; б) грубость коллеги по работе вызывает у членов коллектива чувство стыда перед клиентами не меньше, чем собственная вина. 7. В каких правилах и нормах раскрывается принцип добросовестного отношения к труду? 8. Согласны ли вы с утверждением: «Совесть — моральное осознание человеком своих действий»? Ответ поясните на примере. а) да; б) нет. 9. Как можно сформулировать «золотое» правило этики общения в отношении руководителя к подчиненному и наоборот — подчиненного к руководителю? 10. Докажите правоту (или неправоту) высказывания специалистов ведущих фирм, считающих, что знание этикета и культуры поведения является важным условием успешной работы в любой организации. 11. К профессиональному поведению предъявляются нравственные критерии: «вежливость», «тактичность», «деликатность», «доброжелательность». Какие нравственные критерии проявились в следующих ситуациях: а) женщина в возрасте, полной комплекции выбирает себе джинсы для отдыха. Продавец осторожно, чтобы не обидеть, порекомендовал ей купить красивый спортивный костюм, рассказав о его преимуществах перед джинсами. Покупательница согласилась и купила спортивный костюм; б) в сберегательном банке к «окошку» оплаты за коммунальные услуги подходит очень раздраженный посетитель, не сумевший разобраться в заполнении квитанции нового образца. Кассир сберегательного банка говорит: «Не волнуйтесь, сейчас я вам все объясню»? 12. Как вы понимаете высказывание М. Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?
13. Этикет— это: а) наука о морали; б) манера поведения; в) общая культура. 14. Нормами этикета являются: а) упорство, настойчивость; б) принципиальность, беспрекословность; в) вежливость, тактичность. 15. На нормах морали основаны традиции, обычаи, привычки. Дайте определение этим понятиям (для этого воспользуйтесь словарями, например словарем русского языка или Российским энциклопедическим словарем). Объясните, почему важно знать традиции и обычаи. 16. Есть ли разница между деловым и бытовым этикетом? 17. Предупредительность — это: а) галантность по отношению к дамам; б) подобострастность; в) умение оказать небольшую услугу; г) льстивость; д) приветливость по отношению к старшему; е) умение вовремя сгладить неловкость. 18. Укажите правильный ответ. Соблюдение чувства меры в разговоре — это: а) вежливость; б) дипломатичность; в) тактичность; г) предупредительность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 19. Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следующих примерах: а) «Что же вы, дедушка, дожили до старости, а считать не научились?! » — сказала кассир сберегательного банка клиенту; б) «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что Вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смотреть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (из монолога приемщицы трикотажного ателье). 20. Являются ли «скромность» и «застенчивость» синонимами? Ответ поясните. 21. Вежливость предполагает приветствие. Как надо поздороваться, оказавшись первый раз в незнакомом коллективе? 22. Чего нельзя делать во время приветствия? 23. Из предложенных вариантов выберите правильные. Кто и кого первым должен приветствовать в следующих парах: старший—младший, женщина—мужчина, начальник—подчиненный, пожилой мужчина—девушка? 24. Инициатором рукопожатия в большинстве случаев должны быть: а) женщины; б) мужчины; в) младшие по возрасту; г) младшие по положению (подчиненный). 25. Прокомментируйте высказывание Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». 26. Хороший вкус — это: а) стиль;
б) элегантность; в) мода. 27. Из приведенных примеров выберите те, которые соответствуют этическим запретам на некоторые ответы и вопросы в процессе телефонного разговора. а) «Алло, это кто? » б) «Петрова сейчас нет. Чем я могу вам помочь? » в) «Иванова нет на месте, не знаю, где он! » г) «Лады, договорились. Пока» д) «Куда я попала? » е) «Иванова сейчас нет. Будет в 14. 30. Может быть, ему что-нибудь передать? » 28. При завершении разговора первым кладет трубку тот, кто позвонил. А как поступить мужчине, который позвонил женщине? 29. Почему деловую переписку называют общением в миниатюре? 30. При обмене визитными карточками получивший сразу же убрал ее в кейс. Какие правила этикета он нарушил? 31. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин? Выберите правильный ответ: а) отличаются по размеру; б) не отличаются; в) отличаются по цвету; г) отличаются за счет «украшательств». 32. Укажите правильный ответ. Деловой протокол — это: а) осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей; б) свод правил в деловых и служебных отношениях; в) правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведение бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 33. Укажите, какие позиции делового взаимодействия соответствуют нравственным критериям: а) современный коммерсант при совершении сделки должен быть убежден, что честь превыше прибыли; б) не доверяй никому и уважай себя; в) нужно быть внимательным и вежливым в общении, корректным с окружающими (коллегами, начальством и клиентами, партнерами по общению), уметь щадить самолюбие собеседников; г) принципом деловых отношений должна быть только конкуренция (противоборство); д) следует быть тактичным в общении, т. е. предоставлять возможность партнеру выйти из затруднений с честью и достоинством, не потеряв своего «лица»; е) всегда нужно ориентироваться на конечную цель (например, получение прибыли, заключение крупного контракта). Следовательно, цель оправдывает средства.
34. Какие «заповеди», сформулированные Дж. Ягер, относятся к деловому этикету. а) делайте все вовремя; б) громко не смейтесь; в) сдерживайте свое раздражение; г) не болтайте лишнего; д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы; е) думайте о других, а не только о себе; ж) не будьте неряшливы; з) одевайтесь как положено; и) говорите и пишите хорошим языком? 35. Знакомство с организацией (фирмой) начинается с интерьера помещения. Относится ли интерьер рабочего помещения к области делового этикета? а) да; б) нет. 36. Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необходимо учитывать: а) этические нормы и правила; б) помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия; в) начальная фаза беседы задает тон всей дальнейшей беседы; г) все позиции верны; д) все позиции неверны. 37. Укажите правильный ответ. Атмосфера доброжелательности во время деловой беседы зависит от: а) пунктуальности; б) правильного выбора места проведения беседы; в) интерьера помещения; г) установления контакта с партнером; д) первых фраз во время беседы; е) использование обращения по имени; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны. 38. Опишите последовательность приготовления бутерброда. 39. Груши и яблоки едят: а) с помощью ножа, разрезая плод на несколько частей; б) откусывают от целого плода; в) вначале очищают от кожуры, а затем откусывают от целого плода. 40. Укажите правильный ответ. Ножом принято чистить: а) мандарины; б) апельсины; в) все ответы верны; г) все ответы неверны. 41. Куски сахара из сахарницы берут: а) руками; б) щипчиками; в) чайной ложкой. 42. Салфетку за столом принято: а) повязывать вокруг шеи; б) засовывать за воротник; в) раскладывать на груди; г) класть на колени. 43. По завершении трапезы вилку и нож следует положить: а) параллельно друг другу на тарелку ручками вправо; б) по обе стороны тарелки; в) на тарелку крест-накрест. 44. Хлеб с общей тарелки берут: а) руками; б) вилкой, которую держат в правой руке; в) вилкой, которую держат в левой руке; г) специальной вилкой, лежащей на общей тарелке с хлебом. 45. Почему подарок может многое рассказать о его дарителе? 46. Что главное в подарке: а) цена; б) искренность; в) намек; г) желание доставить радость?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|