Понятие об индексах физического развития.
Индексами называются различные численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. Индексы являются не основными, а только дополнительными критериями характеристики физического развития детей. Наибольшее распространение получили следующие индексы: 1. Индекс Л.И.Чулицкой (индекс упитанности), который равен: (3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени) - длина тела. Абсолютные значения составляют: у новорожденного + 30 см, до 1 года + 25 см, 2-3 года + 20 см, 6-7 лет +10 +15 см. После 8 лет индекс имеет обычно отрицательное значение и у школьников данный индекс не имеет значения и не определяется. Индекс состоит из двух частей - первая характеризует упитанность ребенка (окружность плеча, бедра, голени), а вторая часть - скелетный рост. Следовательно, отклонение индекса в меньшую сторону может быть обусловлено либо истощением ребенка, либо чрезмерным ростом. Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой - индексы пропорциональности: 3 окружности плеча = окружности груди = окружности бедра + окружность голени. Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхудания нет. Эти индексы чувствительны, так как по мере увеличения возраста ребенка жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней. 2. Индекс Эрисмана – индекс пропорциональности. Это разность между окружностью груди в см. и половиной длины тела (роста) в см. Величина индекса ориентировочно характеризует гармоничность телосложения, так как возрастное изменение пропорций существенно сказывается и на соотношениях между длиной тела и различными поперечными размерами. Значения индекса зависит от возраста ребенка.
Так, у детей первого года жизни в норме он колеблется от + 13,5 до + 10; 2-3 года от + 9 до + 6; 6-7 лет от + 4 до + 2; 8-15 лет от + 1 до – 3. У здорового правильно развивающегося ребенка первых 3-х лет жизни при пропорциональном развитии индекс Эрисмана составляет половину индекса Чулицкой. Чаще индекс используется в контроле физического развития школьников. 3. Судить о состоянии питания ребенка ориентировочно помогает определение соотношения массы и длины тела с помощью центильных таблиц (приложение, таблицы 4.1-4.2). Существуют таблицы графического изображения соотношения массы тела и роста, которые используют в антропометрическом скрининге при массовых профилактических осмотрах детей (приложение, рисунок 5 - 11). 4. До недавнего времени в качестве критерия зрелости новорожденного использовался массо - ростовой показатель - отношение веса к росту, который показывает, какой вес приходится на 1 см длины тела. В норме у новорожденных мальчиков этот показатель составляет от 55,5 до 68 граммов на 1 см роста, а у девочек, соответственно, от 65,5 до 67,0 граммов (гр.). В связи с большими изменениями первоначального телосложения, происходящими после рождения, ориентировочно соответствие показателей длины и массы тела детей различного возраста можно определить по следующим формулам: 1. Для детей первого года жизни: ребенок при длине тела 65 см имеет массу тела 8000 гр.. На каждый недостающий сантиметр длины тела из 8000 гр. вычитается 300 гр., на каждый дополнительный сантиметр длины тела к 8000 гр. прибавляется 250 гр. 2. Для детей старше 3-х лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 килограммов (кг). На каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания cоответственно прибавляется 3,5 кг.
Представляется совсем непростой задачей определить оптимальный рост у конкретного ребенка. Доказанно существенное влияние генетического фактора на рост детей.
Глава 6. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РОСТА Представляется естественной попытка внесения каких-то уточняющих подходов, ориентированных на сопоставления между ростом ребенка и ростом его взрослых родителей. В истории педиатрической антропологии таких схем и предложений было достаточно много. Особое значение имеет понятие прогноза таких величин как рост, площади ладоней, стоп и так далее, что особенно важно в отборе детей в спортивные секции. Например: в секции по плаванию, боксу, баскетболу и другие. Ниже приводятся только некоторые, реально имеющие значение для широкой врачебной практики.
1. Исходя из среднего роста родителей, рост ребенка к периоду его завершения (18—19 лет) будет составлять: а) Для мальчиков = (рост матери + рост отца)/ 2 + 5см б) Для девочек = (рост матери +рост отца)/2 – 5см Этот подход может быть использован так же в любом возрасте для оценки антропометрических данных у детей с существенно отличающимися показателями длины тела для исключения или подтверждения семейной природы нанизма. Для этого решения необходимо найти центильную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста по росту родителей на шкале центильного распределения длины тела в возрасте 16—18 лет или взрослых. Эта центильная зона является наиболее вероятной и для нормального роста ребенка после 2 лет. 2. Существуют методы приблизительной оценки конечного роста ребенка. Для определения границ конечного роста, исходя из среднего роста родителей, используется следующая формула: Рост отца + (Рост матери + 13 см) Прогнозируемый конечный рост мальчика = Рост матери + (Рост отца - 13 см) Прогнозируемый конечный рост девочки = ПРИМЕР: Рост матери 162 см, рост отца 178 см.
178 + 162 - 13 Прогнозируемый конечный рост девочки =
178 + 162 + 13 Прогнозируемый конечный рост мальчика = Если экстраполируемый конечный рост ребенка по данным роста на момент осмотра, с учетом костного возраста, находится вне пределов рассчитанного интервала конечного роста, то следует говорить о патологически низком (или высоком) росте.
3. По формулам Таннера, исходя из роста ребенка в 3 года: Для мальчиков рост окончательный = 7,27 х рост в 3 года + 54,9 см. Для девочек рост окончательный = 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см. 4. По таблицам S.M. Gam и C.G. Rohmann (таблицы. 10, 11) можно найти средний, наиболее вероятный рост для ребенка любого возраста, исходя из полуроста родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|