Особенности проведения антропометрического скрининга при массовых профилактических осмотрах детей.
Основной задачей массовых профилактических осмотров является выделение детей с отклонениями в антропометрических показателях, то есть группы детей с так называемыми "пограничными" показателями и детей, не требующих специального врачебного внимания по антропометрическим данным. Для такой дифференцировки процедура антропометрического исследования может быть упрощена. 1. Исключается измерение окружности груди. Измерение окружности головы осуществляется только у детей до года. 2. Оценка массы тела производится только по таблице соответствия длине тела. 3. Граница "средних" величин при оценке по центильным таблицам расширяется. К ним могут быть отнесены области 3,4 и 5 коридоров, т.е. интервал от 10 до 90 центиля. Таким образом, для детей старше года проводится исследование только длины тела (роста) и его массы. Оценка этих данных производится только по двум таблицам - по таблице для возрастно-половых групп, массы тела - по таблице массы тела для детей различного роста. У детей до одного года проводится измерение и оценка окружности головы. 1 группа - "основная". Дети без выраженных отклонений антропометрических признаков. Сюда относятся дети, у которых данные измерений не получили оценок по номерам коридоров: 1, 2, 6, 7. 2 группа - "пограничная". Дети, получившие оценки, соответствующие зонам 2 или 6 по любому антропометрическому признаку. 3 группа - дети с выраженными отклонениями, имеющие по результатам измерений оценки 1 или 7. Дети третьей группы требуют дополнительного углубленного обследования с привлечением специалистов различного профиля или госпитализации для проведения углубленного обследования.
Для детей второй группы вопрос о дальнейшей тактике решается индивидуально для каждого ребенка, но они должны оставаться под специальным дополнительным наблюдением педиатра, как дети группы "риска". В последнее время в антропометрическом скрининге при массовых профилактических осмотрах детей для оценки физического развития широко используются возрастные центильные шкалы и номограммы. Примером номограмм, рекомендуемых для индивидуальной оценки физического развития детей с рождения до 18 лет, позволяющих оценить динамику изменения показателей роста и веса в различные возрастные периоды, являются графики, представленные на рисунках 1–4 приложения. Центильные шкалы представляют собой количественное распределение признаков, получаемое в том случае, когда средние величины и разброс показателей представлен графически. Чаще всего используется шкала Стюарт, в которой предусмотрено выделение границ 3,10,25,50,75,90,97 центилей распределения. Для перцентильных кривых на оси абсцисс отложен возраст ребенка в годах, на оси ординат - значения соответствующего признака. Все кривые разработаны с учетом половой принадлежности, раздельно для мальчиков и девочек. Исходное предположение состоит в том, что возрастной (идеальной) нормой служит диапазон признака, свойственный 50% здоровых детей данной возрастной группы и пола. Нормальные показатели физического развития лежат в диапазоне 25-75 центилей. Масса тела или любой другой показатель физического развития, определяемый как 50-й перцентиль, означает, что из 100 обследованных здоровых детей он будет установлен у половины. Нормальные вариации, лежащие в пределах 75 перцентили или 25 перцентили, будут обнаруживаться приблизительно у 25 детей из 100. Выше и ниже этих пределов лежат пограничные зоны количественных характеристик роста, требующие настороженности врача в отношении риска серьезных отклонений. Показатели, лежащие за пределами 97-й и 3-й перцентилей, отражают уже явную патологию.
Данные перцентильные таблицы стандартов роста и массы для девочек и мальчиков составлены на основании измерения репрезентативной когорты детей европейской популяции. Эти показатели полностью согласуются с данными И.И.Мазурина и соавт.(1973,1974), полученными при обследовании русской популяции детей. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать в качестве международного стандарта графики, полученные Национальным центром по статистике здоровья (Nаtionаl Centre for Health Statistics-NCHS), в тех странах, где нет своих национальных NCHS данные были выбраны как международные потому, что при их разработке наиболее полно были учтены критерии, предложенные международным советом по науке о физическом статусе. В 1984 г. R Martorell показал, что этнические различия по росту у детей минимальны до достижения пубертатного возраста. Регулярно осматривая ребенка и занося антропометрические данные на графики, удается более полно оценивать состояние здоровья больного ребенка и принимать меры по изменению терапии. На основе центильного метода и использования феномена относительного постоянства соотношений массы и длины тела, у детей разработан объективный и простой для применения способ оценки этих ведущих показателей физического развития для выявления детей с отклонениями в физическом развитии (рис. приложения 5 - 11). Ведущие показатели физического развития представлены в системе двух координат, где по вертикали отложена длина тела (см), а по горизонтали - масса тела (кг). Параллельно каждой оси координат нанесены одномерные центильные шкалы: справа по длине тела, слева - по массе тела. В центре изображена номограмма оценки соответствия массы тела его длине, т.е. индекса пропорциональности (ИП). Штриховой линией представлена медиана, которая может быть принята за значение "идеальной" массы для данной длины тела. Цифрами 1-8 обозначены значения центильных интервалов. Выделяются группы физического развития в зависимости от сочетания оценок длины тела и индекса пропорциональности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|