Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место психологии в системе наук




ПпппппОбщая психология

 

1. Психология как наука. Место психологии в системе других наук.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В дальнейшем, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Психология (психо — душа и логос — слово, мысль, знание, знание о человеческой душе) — наука о психической деятельности, её закономерностях развития и функционировании. Термин возник в XVIII в. и означает собственно учение о душе или науку о душе.

Ломов – психология - интегратор всех научных дисциплин, предметом которых явл-ся чел-к.

Ананьев – психология - интегратор данных о человеке на уровне конкретного знания.

Место психологии в системе наук

С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Связь с физиологией – изучение законов псих. деятельности в ее развитии (одна из задач психологии), эти задачи, раскрывают: как объективный мир отражен в мозге чел-ка, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства.

Но знаний физиологии недостаточно для превращения психологии в самостоятельную науку (естествознание + внедрение экспериментального метода Фехнера). В естественно-научную психологию вошла рефлекторная теория (Сеченов, Павлов, Анохин, Ухтомский, Дарвин), роль психики в приспособлении. Без знания общебиологических принципов невозможно полное понимание содержания психики.

Общественные науки. В исследовании соц. процессов возникла необходимость учитывать психологические факторы, важную роль в формировании поведения человека играют условия общественно-исторические. Совр. психологическая наука не может развиваться без учета данных общ-х наук (осн. законы общ-ва – социология, история, экономика, этнография, юридич.дисциплины).

Педагогика. Ушинский: «Чтобы воспитать человека его надо всесторонне изучать». Педагогика без психологии не становится наукой, способной помочь педагогу – это просто набор методов. Необходимо знание о протекании психческих процессов, о динамике формиров-я ЗУН, о природных сп-тях и мышлении, о развитии человека в целом.

Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие).

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

 

2. Исторические этапы развития представлений о предмете психологии.

Развитие психологии в рамках философии:

VI в. до н.э. - V в. н.э.

Предмет изучения - душа

Важнейшие итоги - формирование 2х направлений - материализма (Фалес, Анаксиманд р, Анаксимен, Гераклит, Демокрит. Эпикур. Стоики, Платон, Аристотель, Гиппократ) и идеализма (неоплатонизм Плотина, Аврелий Августин) - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психич процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Формирование учений о темпераменте и характере.

Выделение проблем: «душа и тело», «врожденное-приобретенное», «аффект-интеллект». Указание на внутреннее чувство как способ познания души.

V - XIII вв. (Фома Аквинский - поддержание религиозн мировоззр в условиях зарожд-ся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению; Роджер Бэкон: значение опытов и наблюдения в познании)

XIV - XVI вв. (Рене Декарт: психика как внутр-й мир чел-ка, открытый самонаблюд-ю имеющееий особое - духовное - бытие + дуализм, противопоставл телу и материальному миру

XVII - сер. XIX вв. (Эмпиризм. Френсис Бэкон: эмпирическое описание проц-в души - ее способностей => становлен науки о сознании; Томас Гоббс: телесные движения порождают сознание, психику сводит к образам, начало всех представлений - ощущение; Джон Локк: исслед-е достоверности происхождения и объема чел-го познания, источник знаний – опыт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...