Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика развития речи в онтогенезе.




Примерный возраст появления 1. Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.

2. Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1,5 -3 мес.

3. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.

4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух -трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес. - 1 год 2 мес.

5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) Словарный запас около 300 слов различных частей речи. 1 год 6 мес. - 2 года 2 мес.

6. Активный рост словарного запаса (Ребенок спрашивает, как это называется) 1 год 9 мес. - 2 года 6 мес.

7. Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов. 2 года 4 мес. - 3 года 6 мес.

8. Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес.- 3 года 5 мес.

9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми 1 мес. - 1,5 мес.

10. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет с игрушками или занят еще каким - то делом 2 года 6 мес. - 3 года 6 мес.

24. Воля и волевые процессы. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества и их развитие.

ВОЛЯ - сознательное регулирование чел-ом своего поведения и деят-ти, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

В.А. Иванников «воля как усилие и побуждение к действию на основе произвольной

мотивации».

Б.Н. Смирнов «воля как проявление сознательно-принудительных самовоздействий в разрешении трудности деятельности».

Е.П. Ильин «воля как сознательное и преднамеренное поведение и деятельность». Структура воли по Ильину:

1. самодетерминация (мотивация);2. самоинициация (самоторможение);

3. самоконтроль;4. самомобилизация (самостимуляция).

Волевые качества личности (волевые черты характера) - те качества, кот способствуют успеху волевого действия.

Брихцен: они табильны и индивидуальны; проявляются при целенаправленно воздействии субъ-та на внешнюю среду, внутренние процессы и состояния самого себя. Волевые качества личности: целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, самообладание, решительность, инициативность, дисциплинированность,

организованность, смелость, выдержка, независимость, самоконтроль, выносливость, принципиальность, старательность, ответственность. Свойства волевых качеств:

• широта; • сила; • устойчивость

. Развитие воли происходит в детстве. 3 стадии:

1. стадия контроля; 2. стадия волевого регулирования,3.стадия самоконтроля (высокий уровень развития воли).

Развитие воли нач с выделения своего «Я». Именно в общении ребенок начинает чувствовать себя источником воли (кризис Зх лет).

Дошкольный возраст - возраст возникновения воли, как способности управлять своим поведением. Ребенок начинает управлять памятью, восприятием, мышлением. В этом же возрасте формируется способность удерживать цель в центре внимания.

К старшему дошкольному возрасту формируется соподчинение мотивов.

Развитие воли тесно связано с развитием мотивационной сферы и нравственности.

Уровни волевого развития:

1. Высокий - присуще стремление самостоятельно преодолеть трудности, искать выход из ситуации, хладнокровно без паники;

2. Средний - где интересно проявляют свою волю, где не интересно - пасуют;

3. Низкий - любят легкие пути достижения цели. При преодолении трудностей испытывают фрустрацию.

Типы волевого развития:

• «практики» - проявляют волю в физическом труде, спорте;

• «теоретики» - в умственном труде, зато беспомощны в физическом

Основные положения концепции волевой регуляции.

1. Воля - реальное психическое явление. Понятие воли изгонялось из психологии в рез-те борьбы с волюнтаризмом - философским течением, признающим бессознательным первоначалом, космической силой (Шопенгауэр)

2. Волевая регуляция - сознательная мобилизация психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Т.е. когда одной только потребности достаточно для побуждения действию, волевая регуляция не нужна.

3. Воля проявляется в деятельности, но сама деятельностью не является. Словосочетание «волевое поведение» и «волевая деятельность» - только подчеркивают в ней учет волевых компонентов (Калин).

4. Волевая регуляция - одна из форм произвольной регуляции, требующей волевого усилия - особого психического напряжения, сознательно вызываемого для мобилизации. Процессы, требующие волевого усилия, называются волевыми процессами (напр., преднамеренное запоминание, восприятие и т.д.).

Фазы волевого процесса:

• Возникновение побуждения и постановка цели; Обсуждение и борьба мотивов; Принятие решения; Исполнение, если исполнение по каким-то причинам откладывается, то -намерение.

5. Волевые свойства (качества) (Ломов не различал понятий св-ва и качества, так и писал...) личности обеспечивают успех волевого действия. Разные авторы выделяют от 10 до 34 качеств.

6. Понятие волевой регуляции распространяется и на общение (напр. Калин анализировал групповое давление на слабово...

7. Воля входит в структуру характера как 1н из компонентов (наряду с направленностью личности, самооценкой и др. - Левитов)

8. Индивидуальный стиль волевой регуляции - устойчивый способ организации волевых действий (Калин)

9. Волевые состояния (Левитов, Селиванов, Калин) - состояния адекватной мобилизованности

10. нарушения волевой регуляции:

• гипобулия - ослабление воли (при истощении, в старости, при психических заболеваниях);

• абулия - отсутствие воли; >

• гипербулия - патологическое увеличение волевой активности (при маниакальных, бредовых расстройствах);

• парабулия - извращение волевых актов (лишение себя еды и т.д.)

Функции воли:

1. сознательная регуляция активности(деятельности)

2. ф-я выбора мотивов/цели (борьба мотивов)

3. побудительная, активизурующая ф-я (мотивирование самого себя)

4.тормозящая(тормозит нежелательные действия)=выдержка, самоконтроль

 

25. Эмоциональные явления: классификация, функции, формы проявления. Теории эмоций.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - особый класс психических состояний (есть еще волевые и мотивационные состояния) - психическое отражение в форме переживания ситуаций (а переживание обусловлено отношением субъ-та к ситуации).

Эмоциональные состояния: страсть, аффект, страх, тревога, гнев, агрессия, фрустрация, монотония, депрессия, одиночество.

Отдельные составляющие эмоциональной сферы:

Ранее понятие «аффективный» использовалось просто для обозначения эмоциональных явлений. Вундт считал аффекты - форма течения чувств.

Аффект - кратковременные, но очень сильные, бурно протекающие («взрывного» хар-ра по С.Л. Рубинштейну), сопровождаемые резко выраженным синдромом признаков (изменения в переживании, поведении, соматическом состоянии).

И. Кант сравнивал аффекты со стихийным бедствием - наводнением.

Аффекты развиваются в критических условиях, когда чел-к не видит выхода из ситуации.

Аффект выполняет регулирующую функцию - 1) становится доминантой, навязывая способа аварийного выхода (бегство, агрессия, ступор) - оправдано в типичных биологических условиях физической опасности. 2) ситуации, вызывающие аффект хорошо запоминаются, образуя «аффективный опыт». 3) сужает сознание, концентрируя внимание только на действии (=> бесполезны любые уговоры, способы рационализации).

Э. Кречмер называет аффект «коротким замыканием», когда решение о совершении действия принимаются за пределами личности (паника).

Страсть - (И. Кант сравнивал с половодьем) длительное, сильное, доминирующее эмоциональное состояние (С.Л. Рубинштейн). Захватывает чел-ка и определяет его поведение.

Страсти могут определяться убеждениями (напр. фанатизм), увлечениями (спорт болельщики, коллекционеры) или психич заболеванием (бред ревности и др.).

Рубинштейн гов о пародоксе страси: чел- к находится во власти какой-то силы, но она от него же и исходит.

Страх и тревога. Оба состояния свидетельствуют об опасности. Но страх развивается в момент действия опвсности. Тревога же направлена в будущее, она предвосхищает опасность и дает возсожность подготовиться к ним. Поэтому в адекватных ситуациях тревога необходима. Но при повторении тревога может закрепиться в свойстве личности - тревожности (Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, Г.Ш. ГабдрееваУ

Гнев и агрессия (Н.Д. Левитов, Лоренц). Гнев - эмоциональное состояние, а агрессия - это поведение или действие, окрашенное гневом и ведущее к желанию нанести моральный или физический ущерб др. чел. Может закрепляться как черта личности - агрессивность (т.е. готовность к агрессивному поведению).

Фрустрация - состояние, вызванное непреодолимыми (по мнению субъ-та) трудностями. Сопровождается гневом, раздражением, чувством вины.

Толерантность к фрустрации - устойчивость к фрустраторам, способность чел к адекватной оценке ситуации и умение найти выход из нее.

Состояния, связанные с пониженным тонусом активности:

Монотония (А.И. Фукин) - возникает в рез-те воздействия однообразных раздражителей, вызывающих «голод» чувств - скуку. Монотонными м/б професс-е действия (конвеер) и течение жизни. Возникает тягостное состояние ослабления воли, сонливость, потеря интереса к окружающему, апатия (нежелание действовать).

Мюнтерберг и Павлов 1ми обративи внимание, а затем дали физиологич объяснение как распространение торможения.

Близка к монотонии проблема сенсорной депривации (дефицит раздражителей: космонавты, моряки подводных лодок).

Одиночество - недостаток внешней стимуляции соц-го хар-ра. Выделяют абсолютное (в тюрьме, в камере-одиночке) и относительное (космонавты и др.) одиночество. Обостряется общение с собой, голод общения вызывает фантазии, грезы, вплоть до галлюцинаций и невроза. Особенно тяжело перенося одиночество экстраверты. Чувство одиночества усиливается ночью.

Депрессия - сочетание тяжелых переживаний (подавленности, тоски, отчаяния), сочетающихся со снижением волевой активности и уровня мотивации. Хар-ны чувства вины и снижение самооценки.

Методы исследования: основываются на самооценке состояния - тесты, вопросники.

• Методика «Беспокойство. Тревожность» Ж. Тейлор

• Методика диагностики Ур-ня эмоц-го выгорания В.В.Бойко

• Диагности эмоциональных проявлений личности И.М. Юсупов (эмпатия, эмпатийность)

• «Нервно-психическая устойчивость» или «Прогноз»

• Методика самоуправления М.М. Пейсахов

Эмоции. Теоретические основы изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

ЭМОЦИЯ (Анохин) - физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъ-ю окраску и охватывающее все виды чувствования и переживания чел от глубоко-травмированных страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Дарвин: эволюционная теория: эмоции - приспособительный механизм. Кэнон и Бард: вегетативные изменения в организме обычно сопровождают развитие эмоциональных состояний. Центральная роль в запуске эмоциональных состояний отводится таламусу. Одновременно возникает и эмоциональная реакция организма.

Периферические теории эмоций:

Джемс-Ланге: сначала физиологические изменения - потом эмоция. Эмоция - это осознание происходящих в организме физиологических изменений. Эмоция без телесного выражения теряет «переживание». => подавить телесное, внешнее проявление, сформировать др. мимику и возникнет др. эмоция.

Экман, Левинсон, Фризен «теория мимической обратной связи». Отличия от Джемса-Ланге = концентрируется на изменении лицевых мышц => конфигурация мышц (определенная) ведет к осознанию эмоц-го состояния.

Когнитивные теории эмоций:

Шахтер, Синяр: эмоции - следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации. Связь «физиологических изменений - осознание эмоции» носит вариативный характер. Опознание эмоции зависит от контекста ситуации. Лазарус: важна именно взаимосвязь познавательных и физиологических процессов. При этом когнитивная интерпретация м/б базирована на уже состоявшихся физиологич изменениях - изменения м/б результатом психологич переживания.

Уровневые теории эмоций 90-е гг.:

Джонсон. Пауэр, Малтхауиа: психика чел-ка обрабатывает инфу, «проводя» ее через

ряд последовательных стадий.

Эмоциональная реакция развивается только при переработке инфы на высшем уровне

самоотнесения, кот отражает смысл того или иного явления для субъ-та.

• Сенсорный уровень переработки;

• Перцептивный уровень;

• Семантический уровень;

• Смысловой уровень (самоотнесения)!Здесь возникает эмоция.

Виллинус: деление эмоций на ведущие и ситуативные. Ведущие - переживания, порождаемые специфическими механизмами Пт-ей, и окрашивающие непосредственно относящегося к ним предмета. Ситуативные - порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение Пт-ей.

У. Макдаугл: 2 гр.: 1) связанная с Пт-ми организма - все те переживания, кот мы называем чувствами и эмоциями; 2) разграничение чувства и эмоции на основе их функционального отношения к целенаправленной активности. Сопоставляет сложные чувства (произвольные эмоции) и собственно эмоции (первичные и смешанные).

Симонов: информационная теория эмоций: Э = -П(Ин-Ис), где П - потребность; Ин -инфа, необходимая для ее удовлетворения; Ис - инфа, кот субъ-т располагает в момент возникновения потребности. Если П=0 или Ин=Ис, то эмоция не возникает. Если Ин>Ис - эмоция отрицательная. Если Ин<Ис - эмоция положительная.

Биологическая теория эмоций Анохина: эмоция рассматривается как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. За формирование эмоций отвечает лимбическая система: таламус, гипоталамус.

А) удовлетворение Пт - «+» эмоции Возникновение потребности - «-» эмоции -

Б) Пт не удовлет-на - эмоц-е беспокойство - поиск нового

метода достижения цели -возвращение к А) функции эмоций:

1. Отражательно-оценочная: эмоция - отражение мозгом актуальной Пт и вероятности ее удовл;

2. Переключающая: выделение доминирующей Пт, вероятности ее удовл => конкуренция мотивов;

3. Подкрепляющая

4. Замещающая

Л.С. Выготский: важную роль в развитии эмоциональной сферы играет деят-ть (соц-я среда развития). Всякая эмоция - функция личности.

Теория эмоций А.Н. Леонтьева: понятие эмоций связано с понятиями потребностей и мотивов. Главная хар-ка потребности - ее предмет. Эмоции играют важную роль в мотивации деят-ти, но не явл мотивами - они играют роль в осознании мотива. Личностный смысл - значение отражаемого для самого субъ-та. Эмоции порождают переживания удовлетворения/неудовлетворения, страха, робости. Делятся на 3 класса:

1. Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями.

2. Собственно эмоции - эмоции выражают оценочное личностное отношение к ситуациям.

3. Чувства, настроение - условно выделяются как устойчивые эмоции, субъ-е явление.

С.Л. Рубинштейн: Чувства - отношения чел к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания (говорит о чувствах, подразумевает эмоции). Эмоция - мотив деят-ти. Эмоции не только обуславливают деят-ть, но и сами обуславливаются ей. 3 иерархичных уровня:

1. Органической аффективно-эмоциональной чувствительности - физические чувства (удовлетвор/неудовлетворение);

2. Предметные чувства соответствующие предметному восприятию и предметному действию - выражение в сознании переживания отношения чел-ка к миру (интеел-е, эстетич, моральные);

3. Мировоззренческие, чувства - различные виды эмоц-х образований и состояний (аффекты, страсти, настроения).

Б.Й. Додонов: классификация эмоций (10). Включил эмоции кот составляют ценность для чел-ка: альтруистические, гностические, романтические, глорические (самоутверждение, почет), эстетические и др. На основании классификации выделил типы эмоц-ой направленности.

Интеллектуализм - направление рассматривающее эмоции в проц познания. Эмоции как свойства или разновидность ощущений, как результат взаимодействия представлений или особый вид познания (эмоция сводится к проц познания).

26. Теории мотивации в зарубежной психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, школа К. Левина, когнитивная психология и др.).

Тол мен: (Необихевиоризм): молекулярное определние поведения - стимул -реакция, как набор физических и физиологических компонент (Уотсон). Молярное определения - поведение это не только сумма физических компонент, но наличие некоторых собственных черт (это целостный акт) (Толмен). Описательные свойства поведения как молярного феномена: 1. характеризуется направленностью на цель или исходит из целевого объекта или целевой ситуации; 2. Характеризуется специфической картиной обращения с вмешивающимися объектами, используемыми в качестве средств для достижения объекта; 3. Селективность, избирательность, выражающаяся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более коротким путем. Скрытое (латентное) обучение - научение без подкрепления. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение. Поведение животного определяется не только внешними условиями, но и представлениями о среде. Когнитивное научение: подкрепление - возможность проверить свои представления об окружающей среде. Поведение - как целое, оно имеет свой результат (конечную цель), а способы ее достижения различны. Реакция на условия в соответствии со своими представлениями. Толмен также критикует Уотсона за исключение из поведения его мотивационно-познавательных компонентов, откуда проистекает невозможность объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность.

Хал л: Стимул-организм-реакция. Основная детерминанта поведения потребность. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного на разные потребности. Важное условие образование связи - смежность стимула, реакции и подкрепления, которые снижают потребность. (Торндайк: сила связи зависит от количества подкрепления и отсрочки подкрепления).

Торндайк: Модель связи стимула и реакции: 1. Исходный пункт - проблемная ситуация; 2. Организм противостоит ей как целое; 3. Он активно действует в поисках выбора; 4. Выучивается путем упражнения. Проблемная ситуация - такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее строить собственными усилиями. Интеллектуальный акт - решение проблемы, оно достигается активными действиями индивида, благодаря которым устанавливается наиболее выгодная координация со средой.

! Он включает в объяснение поведения мотивацию. Эксперименты на повышение активности крыс в условиях пищевой депривации.

Психоанализ

3. Фрейд: единый источник всех мотивационных проявлений личности - либидо. Динамика развития личности заключается в смене объектов, но кот направлена мотивация с помощью продуктивного механизма сублимации или ряда невротических механизмов.

Г. Мюррей: организм и среда - неразрывная целостность. В основе поведения потребность и давление (вместе). Давление - некоторое воздействие, оказываемое некоторой ситуацией на субъ-та. Давление актуализирует соответствующую ей потребность, потребность ищет соответствующее ей давление. 20 потребностей и 16 типов давлений. Давление + Потребность = Темы. Жизнь - сочетание разных тем.

Т.обр. психоанализ рассматривает мотивацию как в ситуации, так и а жизненной перспективе. На содержание потребностей влияет детский опыт субъ-та преде всего. Гештальт-психология

К. Левин: понимание поведения исходя из целостной психолгии ситуаций в кот включен субъ-т. Поведение как ф-я поля, сложившегося в данный момент. Поведение - ф-я от личностных факторов и факторов окружения. Подход Левина к мотивации можно отнести к гомеостатическому. Когда баланс между субъ-ом и системой нарушается, у чел-ка возникает состояние напряжения, кот чел-к пытается снять, предпринимая для этого определенные действия. Эта напряженность - квази­потребность - намерение совершить какое-либо целенаправленной действие.

Неудовлетворенные потребности м/б удовлетворены через замещающие действия, сходные с незавершенными.

Когнитивная психология

Когнитивные теории динами мотивации предполагают, что чел-к в своем поведении стремится к тому, чтобы достичь согласованности различных информативных потоков.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера: основным постулатом теории явл наличие у человека потребности в гармонии (конгруэнтности) мира и себя самого. Диссонанс переживается как неприятное, дискомфортное состояние, кот побуждает активность, направленную на его устранение и восстановление согласованности содержаний сознания. Енденция к когнитивному согласованию мотивационных эффектов и представлений о характеристиках ситуаций, связанных с удовлетворением потребностей, порождает развертывание сложных процессов интерпретаций и переинтерпретаций, позволяющих снять имеющиеся противоречия.

27. Сущность и структура мотива, стадии его формирования. Потребности и мотивы.

МОТИВ - это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность.

Это причина, лежащая в основе выбора поступка или действия личности.

В рамках мотивационной теории личности (гуманистическая психология Маслоу) -иерархическая пирамида потребностей: 1) физиологические (голод, жажда, секс, сон); безопасности (порядок, стабильность); 3) контактов и любви; 4) в признании, уважении и оценке; 5) в самоактуализации (это самая высшая).

Отечественная психология - общий механизм возникновения мотивов: поиск объ-в для реализации Пт - превращение найденных объектов в мотивы (опредмеченные потребности) (Леонтьев). => развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность.

Источником развития мотивов является процесс развития общества (ценности, интересы, идеалы), которые при их интериоризации становятся реально действующими мотивами.

Мотивы м/б: неосознанными (установки, влечения) и осознанными (большие жизненные цели).

Мотивационная сфера личности - вся имеющася у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, интересов.

Отличается: • широтой - разнообразие мотивационных факторов; • гибкостью -разнообразие средств удовлетворения потребностей; • иерархизированность -отражение в сознании человека значимости той или иной потребности.

Иерархия меняется с возрастом и развитием, в момент опасности, зависит от референтной группы, общества с его установками, ценностями, жизненным укладом, в процессе их освоения.

Мотив - материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя активность (деятельность).

Мотивы конкретизируются в целях. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта является представление о конечном результате, который является полезным и необходимым (с точки зрения личности).

Классификация потребностей:

1. Олпорт (низшие, высшие)

2. А. Маслоу (базовые, Пт безопастности, социальные, познание, самоактуализация). Механизмы развития потребностей:

1. сдвига мотива на цель (Леонтьев);

2. идентификации (с конкр чел);

3. принятия соц ролей (с обобщенным образом).

Функции мотива: «побуждающие; «направляющая; «стимулирующие; •регулирующая.

Мотивированная деятельность - свободные, обусловленные внутренними побуждениями человека действия по реализации профессиональных или непрофессиональных функций.

Каверин «Структура мотива труда»:

(условия формирования трудовой мотивации)

1. Потребность 2. Благо, удовлетворяющее потребность (как цель)

3. Трудовое действие, необходимое для достижения блага

4. «Цена» или издержки материального или морального характера

=> Условия формирования мотива труда:

1. Потребность д/б актуализирована и осознаваема

2. Благо д/б достижимым в рамках организации

3. Объем трудовых действий д/б необходимым и достаточны для получения блага 4. «Цена» издержек не д/б больше «цены» блага

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...