Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация психических состояний




Трудность - часто ПС пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функциониро­вания основных интеграторов психики (личности, интеллекта, созна­ния), используют термины состояние личности, состояние интел­лекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипно­тические и другие состояния.

Динамика

Состояние бодрствования в покое - отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность ретикулярной формации и симпатической нервной системы, а в головном мозге отмечается чередование бетта-ритма (когда человек о чем-то думает) и альфа-ритма (когда мозг отдыхает).

Состояние релаксации это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме.

Состояние сна – Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тетта- и дельта- волны биопотенциалов мозга.

Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда. Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бетта-диапазоне.

Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях.. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга.

Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки.

Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы.

32. Функциональные структуры психических состояний. Взаимосвязь психических состояний с психическими процессами и свойствами.

Ф.С фиксируются инвариантные постоянные и динамические аспекты проявления Ф.С. во взаимоотношений с сист. более выс. порядка (целостность психолог) и ее составляющими. т.е с процессами свойствами и средой. путь изучения ф.С. – это исследование и описание ф-ий состояний в психическм целом. Во взаимоотношении с процессом и св-ами а так же характерами предметом и соц-ой средой. с позии системного порядка психич. состояния большого состояния психики. Ф.С,: 1) оперативные психические состояния. (как реакция- испуг шок);2 текущие псих. сост.- из ситуации складывается деятельность радость, грусть;

3 длительное псих. сост. влюбленность хроническая усталость.

Псих. сост. связаны с психическими процессами и свойствами: состояние зависит не от одной а от нескольких свойств; в формировании свойств может участвовать одно сост. в каждом сост одна связка выработанная в детстве.

33. Характеристика неравновесных психических состояний, их функции и динамика. Роль ситуации в возникновении неравновесного состояния.

Н.С. сопровождаются неадекватным поведением (импульсивность, плачь, агрессивность, необдуманность, мысли о суециде). к Н.С. отнесены: состояния связанные с повышенной психической активностью- радость восторг/ пониженной психич. активностью- печаль утомление. Актуализация Н.С. является причиной агрессивного поведения. возникает Н.С. при нарушении симметрии между организмом и средой. причины- внесение потока инф-ии и энергии в откр. систему человека.

Осн-ая характеристика Н.С.- низкая устойчивость во временном отрезке, быстрая истощаемость системы; может возникнуть как внезапный скачкообразный ответ системы в ответ на изменение во внеш среде. энергия функциональной структуры рассевается посредствам действий объекта, соответствующие поведение обуславливает новообразования в личности и затем закрепляются как черты личности.

Н.С. возникают в сфере: конфликтов с близкими; конфл. на работе; утере близких собственной тяжелой болезни; потери работы.

Н.С. со стороны психич. процессов:

отсутствие ощущений; отсутствие логики; нарушение речи- молчаливость; рассеянное внимание; сердечнососудистая сист- боль головокружение, бессонница, сонливость.

Н.С, м.б: Обратимые(кратковременные- в основе конфликты, обиды; субъект всегда может ернуться к разрешению ситуации; изменить поведение; состояния- испуг, страх, растерянность,) и необратимые- долговременные; действие завершено и событие невозможно изменить (потеря близкого); реакция на ситуацию острая; состояние интенсивное шоковое.

2 типа динамики: 1 возникновение н.С. по мере разрешения при использовании саморегуляции, сила обратимости плавно переходит в равновесное состояние;2 возникает острое неравновесное состояние высокой энергетич. уровня(амнезия, речь и мышление ухудшаются, эмоции заторможены,)

 

34. Семантические пространства психических состояний. Динамика, феноменология и возрастные особенности семантических пространств психических состояний.

Строение: ядерное образование, слоями разной степени лексической насыщенности, составом с разной выраженностью психических составляющих; переферей в единичном значении.

возрастные особенности:

С.П.-включает в себя изменчивые характеристики1- типичны, состояния распознаются субъектом;2 связаны со спецификой состояний под воздействием факторов возрастного, полового.

субъектвное симантич.П. рассмотрены как модельная форма репрезентации содержания индивидуальное сознагние

35. Смысловая детерминация и регуляция психических состояний.

В зависимости от смысловой организации сознания (личностный смысл, мотивы, ценности и пр.) задается" направление" действия: ситуации, воздействующие на субъекта, могут быть сходными или даже идентичными, но следствия (психические состояния) различны. В психологический механизм, обусловливающий детерминацию состояний входят изменения субъективного отношения к ситуации и ее содержанию, трансформация составляющих образа, актуализация переживаний и др. Это связано с тем, что ситуация есть сгусток, узел, в котором все отношения, все связи центрированы относительно сознания субъекта. Такое индивидуализированное (пристрастное) отражение отношения личности к определенным объектам, входящим в ситуацию, приводит к возникновению психических состояний разного качества, модальности, интенсивности и др. Отраженная психикой совокупность элементов ситуации (условий, обстоятельств и т.д.) становится значимой для субъекта, только приобретя для него определенный смысл. Благодаря смыслу в ситуации происходит выделение наиболее значимого фактора, обстоятельства, причины, ключевого элемента. Отображением этой значимости ситуации и ее составляющих является возникающее психическое состояние. Взаимодействие ситуации и смысловых структур приводит к формированию корреляционных образований (констелляций) из отдельных «ведущих» смысловых структур сознания и значимых составляющих (объектов) ситуации. Корреляции изменяют переживания, поведение, психические функции, вегетативные реакции и пр. субъекта, эти изменения актуализируются в виде психического состояния. Сохранению психического состояния способствуют те корреляционные связи, которые с одной стороны, соответствуют внешним, предметным и социальным условиям существования субъекта, а с другой, - смыслам жизнедеятельности. Изменения смысла и/или изменение ситуации приводит к изменению корреляционного образования и, соответственно, к изменению психического состояния: преобразованию в другое состояние, адекватное новым условиям жизнедеятельности.

На наш взгляд, большое разнообразие психических состояний субъекта обусловлено смысловой организацией сознания. Смысловая система является звеном, опосредующим влияние разнообразных факторов бытия субъекта. Она представляет собой «осознаваемую детерминанту» психического состояния (степень осознания субъектом смысловых структур различна), через которую преломляются любые воздействия на личность.. Степень актуализации отдельных смысловых структур в тех или иных ситуациях бытия, их сочетания и взаимоотношения в смысловоой системе в процессе опосредствования ситуационных влияний находит отражение в разнообразии состояний. Смысловые структуры, образующие динамические смысловые системы, влияют на возникновение психических состояний разного качества, модальности, знака, интенсивности, длительности и др. Каждая группа состояний, выделенная на основании определенных классифицирующих признаков (времени – длительности, пространству, ведущему компоненту, неравновесности и пр.) характеризуется спецификой их обусловливания смысловыми образованиями. Этот процесс, в свою очередь, связан с возрастными, половыми, деятельностными, культуральными и др. опосредствованиями.

Можно полагать, что существуют инвариантные и изменчивые отношения между определенными ситуациями жизнедеятельности субъекта и ее компонентами, выделенными смысловыми структурами, с одной стороны и психическими состояниями, с другой. В первом случае такие отношения выражены в длительных и устойчивых состояниях определенного качества, знака, структуры, состава и пр., в других – менее устойчивых, имеющих иную организацию. Инваринтность и изменчивость отношений в системе «ситуация - смысл - состояние» обеспечивает разные проявления основных и специфических функций состояний в процессе адаптации субъекта к требованиям предметно-профессионального характера деятельности и социальной среды. Вследствие этого возникают новообразования в структуре личности и ментальности субъекта, изменяется смысловая регуляция психических состояний.

Смысловая регуляция психических состояний проявляется в скорости и динамике изменений состояний, в актуализации состояний определенного знака, качества, длительности, в обусловленности выбора операциональных способов и приемов саморегуляции, в специфике включенности в регуляторный процесс разных механизмов регуляции и др. Она различна в зависимости от инвариантности-изменчивости отношений в системе «ситуация-смысл-состояние», зависит от устойчивости смысла, степени ориентации субъекта на смысл своих действий, структурной организации смысловой системы, степени осознанности и др. Отражением этих зависимостей является формирование у субъекта определенной индивидуальной системы смысловой регуляции психических состояний.

Инваринтность и изменчивость отношений в системе «ситуация - смысл - состояние», детерминация и смысловая регуляция психических состояний, в свою очередь, опосредованы и зависят от влияния малых и больших социальных общностей, членом которых является субъект, профессиональной деятельности и сложившегося образа жизни.

36. Концепции саморегуляции психических состояний. Управление состоянием.

РЕГУЛЯЦИЯ - изменение, направленное на стабилизацию, на приведение к норме. УПРАВЛЕНИЕ - целенаправленное изменение, где целью явл оптимизация. 3 группы синдромов, требующих управления психическим состоянием:

1. соматические синдромы - все виды утомления, снижения тонуса - все, что связано с психическим состоянием, возникающим на основе телесных изменений;

2. индивидуально-типологические синдромы - связаны с изменением личностного характера;

3. социально-психологические синдромы - неверно построенная «Я-концепция», деформация общения, несогласие с социальными ролями и др.

Методы управления и самоуправления психическими состояниями:

• Внешние методы: медикаменты, музыка, слово (в форме внушения, гипноза, беседы), труд, питание, чтение, здоровье, межличностные отношения - могут оказывать влияние как непосредственно, так и опосредованно;

• Внутренние факторы: специализированная гимнастика, релаксация, виды аутогенной тренировки, внушение формул боевого оптимального состояния.

Габдреева Г.Ш.: система регуляции жизнедеятельности 2 блока:

1. внешний блок регуляции: открытая часть функциональной системы; обеспечивает выбор оптимальных межличностных отношений, поведения, деят-ти и психических состояний;

2. внутренний блок регуляции: определяет проц, направленные на сохранение гомеостазиса в относительно закрытой части системы, отвечающей за приспособительную деят-ть организма.

Уровни системы: • соц-но психологический; • личностный; • Ур. психич-х процессов; • психич-х состояний; • функциональных состояний. Методы регуляции психич-х состояний:

1. Прямая регуляция: непосредственное изменение психич состояний (применение психофармокологич-х средств; функциональная музыка; библиотерапия);

2. Опосредованное воздействие: методы опосредованного влияния на психич состояние - изменение психич состояние ч/з близкие уровни, благодаря нисходящим и восходящим их влиянии (трудотерапия; имитационные игры -ролевые и деловые; внушение и самовнушение).

Внушение (Куликов) - неаргументированное вербальное воздействие 1го чел-ка не

другого при определенном состоянии психики внушаемого.

Критика инфы, поступающей в сознание снижается, если есть доверие к источнику

инфы.

Гипноз - особая резервная форма психич-го состояния и реагирования, потенциальная

готовность к максимальной-мобилизации психики, когда измененная функция сознания

и самосознания получает расширенные возможности управления.

Необязательно вводит в гипноз - достаточно гипнотического транса.

Транс - состояние ограниченное фокусом внимания, когда внимание чел-ка напрвлено

преимущественно внутрь, а не во внешний мир.

Аутогенная тренировка (Шульц) занимается лечением с помощью гипноза.

Погружение в гипноз происходит по 3 фазам:

1. тяжесть и тепло в мышцах (чувствование своего тела);

2. «деформация»;

3. «растворение».

Степень критики падает до такой степени, что инфа поступает как самовнушение.

Технология - совокупность методов, с помощью кот добиваются поставленных целей.

Условия проведения занятий: • помещение; • время; • музыкальное сопровождение; • дневники-самоотчеты.

Вспомогательные средства: - дыхательная гимнастика (формула успокаивающего или мобилизующего дыхания), - изотоническая гимнастика.

 

37. Психология стресса, посттравматические состояния, тревога и страх. Профилактика и регуляция.

Стресс.

Селье. Впервые как набор физиологических и биохимических изменений в организме в опасной ситуации. Первоначально часть общего адаптационного синдрома (адаптивного механизма) и в этм эффекте приспособления лежит различие понятий физиологического и психологического стресса. Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это адаптационный синдром: 1. Вначале трудности (если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит и смерть); 2. Затем адаптация (организм нашел возможность нормально функционировать при действии стрессора); 3. Теряет силы и «смерть» (длительное влияние стрессора - стадия истощения). Синдром этот является генерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией. Поскольку любой агент, требующий адаптации вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторым проявлением стресса (болезнь влечет за собой некоторые адаптивные реакции). Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Селье предложил называние «болезни адаптации», т.к. они вменьшей степени зависят от природы патогенного фактора, чем от адаптации реакций организма на неспецифические стрессорные эффекты.

Соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями. Некоторые авторы предлагают рассматривать проблему стресса в функциональном аспекте, как проблему влияния эмоции на прдуктивную деятельность субъекта. Стресс - особое психическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности. Стресс - возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности (Наенко). Состояние психической напряженности (стресса) возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность

Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу; 2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается вплоть до срыва. Это зависит как от ситуации, так и от самого субъекта. Поэтому при оценке напряженности используются показатели деятельности: характер сдвигов в деятельности (ухудшение или улучшение). Напряженность характеризуется по двум признакам: 1. Характер нарушений в деятельности (тормозная форма - замедленное выполнение интеллектуальных операций, импульсивная - увеличение количества ошибочных действий, генерализованная - сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация и т.д., полный срыв деятельности). 2. Сила, стойкость этих нарушений (незначительная, быстро исчезает напряженность; длительная и заметно сказывающаяся на процессе деятельности; длительная, резко выраженная и практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры).

Физиологические сдвиги и показатели деятельности являются важными индикаторами психологической напряженности

Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера психологических структур. Вредность не обязательно в действительности. Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного механизма, выступающего в качестве посредника.

Петухов. Психологический стресс тоже стали различать: эмоциональный стресс (тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже необходим для выполнения деятельности).

Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-то мере необходим.

Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон силы - закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем больше успеха. Торндайк - сила подкрепления определяет успешность обучения. Закон Иеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня эмоциональной напряженности.

ПТСР (англ. posttraumatic stress disorder) - нарушение психики у лиц, перенесших экстремальные ситуации и получивших психическую травму. ПТСР часто возникают у пострадавших от стихийных бедствий (землетрясения, наводнения), техногенных катастроф и социогенных экстремальных ситуаций (пожары, дорожно-транспортные происшествия, бомбардировки, перестрелки, пытки, нападения, изнасилования, похищение террористами, насилие над ребенком, концентрационный лагерь).

Тревога - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Стресс - понятие, введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Страх - (fear) Традиционно рассматриваемый в качестве одной из первичных эмоций наряду с радостью, гневом и печалью, С. яв-ся эмоцией избегания сознательно распознаваемой, обычно внешней, реальной опасности. В отличие от страха, тревога (anxiety) яв-ся эмоцией избегания воспринимаемых, но по большей части нераспознанных (unrecognized) опасностей, в то время как фобии (phobias) представляют собой иррациональные навязчивые идеи и характеризуются тщательным избеганием специфических объектов или ситуаций. Слова "страх", "тревога" и "фобии" иногда ошибочно используют в качестве взаимозаменяемых терминов. В определенных отношениях такое смешение можно понять, поскольку все три слова означают состояние возбуждения (arousal), возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией, причем страху, тревоге и фобиям соответствуют сходные физиолог. состояния. Физиологические изменения. Сопутствующие С. аспекты представляют собой физиолог. изменения, вызываемые, в основном, биохимическим возбудителем, адреналином.

38. Психология утомления. Эмоциональное выгорание. Диагностика, способы и приёмы профилактики и психокоррекции утомления и эмоционального выгорания.

Утомление — это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы. Данное определение отражает три обязательных признака утомления. Во - первых, это временное снижение работоспособности.

Во - вторых, предшествующая такому снижению напряженная утомительная работа, травма или заболевание.В - третьих, если работа привела к стойкому, необратимому снижению функций организма, данное явление не укладывается в рамки утомления. Различают признаки утомления: физиологические, психологические, медицинские, экономические.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов и переходе на менее выгодные виды режима работы организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушается точность, ритмичность, координация движений. Возрастает физиологическая «стоимость» работы.

Изменяется характер протекания психических процессов. Снижается сенсорная чувствительность, возрастают абсолютные и дифференциальные пороги, увеличивается время реакции, однако может быть возрастание скорости ответов с увеличением числа ошибок. Страдает внимание — сужается объем, нарушается переключение, распределение, сознательный контроль за деятельностью. Затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, страдает кратковременная память. Ухудшается эффективность процессов мышления за счет преобладания стереотипных способов, когда требуется принятие новых решений. Утомление выражено и в субъективных переживаниях человека. С разной степенью осознанности воспринимается состояние физиологического и психического дискомфорта: потливость, одышка, тремор, нелокализуемые боли, нарушение характеристик внимания, дефекты мышления и памяти, расстройства в сенсорной сфере, ослабление воли. При сильных степенях утомления наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь ко всему окружающему.

Медицинские показатели утомления — травматизм и производственно обусловленные заболевания.

Экономические — снижение качества и количества труда.

Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, понижением физической и умственной работоспособности, что находит свое отражение в сознании в виде ощущения внутреннего препятствия и желания прекратить работу, которое называется усталостью.

Усталость — психическое явление, переживание, вызываемое утомлением. А.А. Ухтомский писал, что усталость является «чутким натуральным предупредителем о начинающемся утомлении». Последнее определяет у человека защитную реакцию — отказ от деятельности, отдых. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека. Однако это не снимает утомления, а лишь отдаляет его.

Существуют различные гипотезы, объясняющие механизм утомления. Первоначально исследовали утомление при мышечной работе и рассматривали его как процесс, происходящий непосредственно в самих мышцах. Для объяснения мышечного утомления были выдвинуты гипотезы, называемые в настоящее время гуморально-локалистическими. Это гипотезы истощения энергетических ресурсов скелетных мышц, засорения мышц продуктами обмена, такими как углекислый газ и молочная кислота, отравления организма специальным ядом утомления — кенотоксином, который якобы вырабатывается в мышце при ее работе, а также продуктами белкового распада, теория задушения, отводившая главную роль недостатку кислорода при работе. Общим для этой группы гипотез является то, что изменения, возникающие при утомлении, рассматриваются изолированно от всего организма, локально в том или ином органе, мышце. Другая гипотеза, центрально-нервная, опирается на наблюдение организма в целом. Решающая роль в возникновении утомления приписывается центральной нервной системе как начальному звену утомления. Важную роль при развитии утомления играют процессы торможения и дискоординации в коре больших полушарий. При утомлении четко выявляется общее усиление тормозных процессов в различных корковых анализаторах. На нервные центры ложится большая нагрузка по обработке различных потоков возбуждений. Состояние центральной нервной системы оказывает огромное влияние на развитие утомления (показана роль эмоций, активного отдыха, афферентных раздражений, автоматизации движений). Чем меньше степень сознательного контроля за деталями выполненной работы, т.е. чем меньше уровень возбудимости и затраты энергии кортикальных центров при работе, тем меньше она утомляет. Это касается и отвлечения внимания, автоматизации движений в труде и спорте, значительного повышения работоспособности под гипнозом. Накопление продуктов обмена в организме, безусловно, играет роль в развитии утомления, но не в результате прямого действия на мышечные волокна, а опосредованного воздействия через хеморецепторы на высшие отделы мозга. Помимо этого, факторами утомления могут являться наступающие при длительных и интенсивных нагрузках изменения во внутренней среде организма, например, сдвиги физико-химических свойств крови, нарушения водно-солевого баланса, накопление недоокисленных продуктов обмена в крови, уменьшение количества сахара, повышение температуры тела. Эти сдвиги могут снижать работоспособность нервных центров как непосредственно в связи с изменением внутренней среды, к состоянию которой корковые клетки весьма чувствительны, так и опосредованно, путем раздражения различных рецепторов, через обратную афферентацию.

В зависимости от конкретных условий на первый план в развитии утомления выступают различные факторы. Это следует понимать так, что физиологические проявления утомления зависят от характера его возникновения. Каждый вид работы физической (статическая или динамическая), умственной, связанной с напряжением внимания или процессами мышления, работы, протекающей на фоне значительного эмоционального напряжения, приводит к появлению различных форм утомления. Факторы, которые будут доминировать в том или ином случае, зависят от характера предшествующих условий и деятельности. С биологической точки зрения утомление выполняет определенную роль. С одной стороны, ощущение усталости и лежащий в его основе процесс торможения выполняют защитную роль, представляя «физиологическую меру» против истощения. Как охранительная реакция она не вполне совершенна. Прекращение работы достигается путем дискоординации и угнетения процессов в исполнительных аппаратах. С другой стороны, процесс расходования функциональных ресурсов стимулирует интенсивность восстановительных процессов и именно этим в итоге определяется постепенное нарастание функционального потенциала под вилянием упражнений и тренировок. Повторное и не чрезмерное утомление является действенным фактором повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, его работоспособности.

Профилактика утомления.

В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отдыха, особенно при тяжелом физическом труде.

При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания работы «рабочая доминанта» пол­ностью не угасает, что вызывает более длительное утомление ЦНС, чем при физическом труде.

Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной музыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, поскольку развивается десинхроноз. Работоспособность человека в значительной мере определяется процессами восстановления, протекающими на разных этапах жизнедеятельности.

Эмоциональное выгорание.

Синдром эмоционального выгорания (англ. Burnout)— понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.

Встречается у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми - у врачей, психологов, педагогов, менеджеров, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере "человек-машина" и т.д. Проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Факторы развития

Развитию состояния данного состояния способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме, с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества.

Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Предупреждение выгорания

Профилактика начинается с распознавания и понимания сути проблемы. Первый шаг в контроле за процессом выгорания — взять на себя ответственность за свое собственное переживание стресса и потом обязать себя изменяться. Мы должны гарантировать, что наши личные потребности удовлетворяются для того, чтобы у нас было что дать своим больным и коллегам. Однако нет общего согласия в отношении того, к каким мерам следует прибегать. Не существует простых или универсальных решений (Firth-Cozens, 1994). Важно принять вызов и постепенно рассматривать, что нам нужно и как приспособить методы «обуздания стресса» к нашей конкретной ситуации.

Если вас каким-то образом касаются эти трудности или вы стремитесь помочь кому-либо, кто их испытывает, вас может сдерживать ответственность за внесение каких-либо изменений в их жизнь. Люди, пораженные выгоранием, истощены и деморализованы, поэтому необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии, прежде чем обсуждать, что послужило причиной нарушений, и составить план ответных мероприятий. Обращаться за помощью необходимо как можно раньше, а не тогда, когда уже поздно. Если вы больны, не нужно притворяться здоровыми, следует обратиться к своему врачу, а не назначать себе лекарственные препараты самостоятельно. Нельзя не подчеркнуть, что посещение лекций и семинаров, а также чтение и беседы о выгорании не заменят каких-либо действий в этом направлении. Каждому из нас необходимо стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса и научиться устанавливать или переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину. Это может быть долгий, сложный и иногда дорогостоящий процесс. Последствия пренебрежения нашим профессиональным здоровьем обычно значительны.

39. Темперамент. Теории темперамента. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Влияние темперамента на деятельность.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «со­размерность». Древнейшее описание темпераментов при­надлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что тем­перамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-датыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если пре обладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный чело­век, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к но­вым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик — несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грус­ти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость тем­перамент

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...