Стадии применения права, акт применения права, аналогия в процессе.
Правоприменение - особая форма реализации права. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не южет быть реализована без властного содействия органов государства. Это случаи: а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим); б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию); в) когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). 2) имеет государственно-властный характер', 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний', 4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. 6) представляет собой сложный, стадийный процесс', 7) имеет творческий характер', 8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права. Три стадии : 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) формирование юридической основы дела; 3) решение дела. В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта. По результатам правоприменения выносится акт применения права - официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права. Все правовые акты дел на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер. Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрасдикционное. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. Юрисдикционное правоприменение- это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм). Необходимость правоприменения возникает:1- когда совершено ПН,и необходимо определить соответ. Меру наказания.2- когда предусмотренные юр.нормами права и обязанности не м.возникать у конкретных лиц без гос-властной деятельности компетент.органов. 3- когда возникает спор о праве и его необходимо защитить. 4- когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правилььностью приобретения прав и возложение обязанностей.
Пробел в праве- полное или частичное отсутсвие норм, необходимость которых обусловлена развитием общ. Отношений и потребностями практического решения дел. Способы преодоления пробелов:1- аналогия закона- способ преодоления пробела, при кот.правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения 2- субсидиарное применение права- способ преодоления пробела, при кот. правопримен. Решение прин-ся на основе нормы из др.отрасли права. 3- аналогия права-на основе принципов права и духа закон-ва. Способ восстановления пробела- только правотворчество, издание недостающей нормы права. Требования к использованию аналогии: 1- отсутсвие или неполнота прав.нормы, 2- сходство анализируемых обстоятелств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой д.б.в существенных и равнозначных признаках 3- недопустимо, если аналогия запрещена законом. 4- исключт.нормы и изъятия из общих правил м. Приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обс-ва также явл-ся искл-ми. 5- аналогия не д.противоречит ни одному из действующих предписаний закона.
Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой принудительные меры. Различия актов применения права и юридических норм: Адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от юридических норм. Юридические нормы рассчитаны на неоднократное применение (пока они официально не отменены), акты применения права рассчитаны на урегулирование одной конкретной ситуации. В некоторых случаях акты применения права издаются в развитие норм права. Особенности: Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление). Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам. Направлены на реализацию требований юридических норм. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. Классификация актов применения права: По субъектам принятия: Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. Акты судебных органов - приговор суда. Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации. По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда). По значению в правоприменительном процессе:
Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы. По порядку принятия: Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации. Единоначальные акты - распоряжение мэра. По форме изложения: Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма). Письменные - приговор суда. Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве. В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|