Различается общая правосубъектность и отраслевая, специальная.
Общая правосубъектность – способность быть субъектом правоотношений в границах системы права в целом. Отраслевая правосубъектность – способность быть субъектом правоотношений той или иной отрасли права (уголовного, семейного, процессуального). Специальная правосубъектность – способность быть субъектом права в какой-то отдельной области отношений, например, отношения с участием только военнослужащих, депутатов, судей и т.д. Правосубъектность связана со способностью быть участником в позитивных правоотношениях. Она делится на: а) правоспособность и б) дееспособность или право-дееспособность Правоспособность – способность иметь права и обязанности на положительные (правомерные) действия. Дееспособность – способность непосредственно своими правомерными действиями осуществлять права и обязанности. Правоспособность и дееспособность индивидов обычно совпадают в одном лице. Например, общеобразовательная правоспособность с остоит в том, что ребёнок имеет право начать учиться в школе при достижении соответствующего возраста (6-7) лет; общеобразовательная дееспособностьсостоит в том, что он лично реализует своё право на образование. Другими словами, здесь они неразрывны, вместе возникают, и вместе осуществляются. В ряде отраслей и, особенно, в гражданском праве, правоспособность и дееспособность могут существовать раздельно. Правоспособность индивида возникает в момент его рождения и прекращается в момент смерти. Поэтому в отдельных случаях достаточно обладать одной правоспособностью. Речь идет об имущественных правоотношениях, в которых его участники имеют права и обязанности не зависимо от того, могут или нет, они сами их осуществлять. Например, ребенок, как бы ни был мал, может стать собственником жилого дома, дачи, гаража, акций, перешедших к нему по завещанию или подаренных. В подобных случаях права правоспособного, но недееспособного лица осуществляет его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Если правоспособность возникает с момента рождения(а по отношениям наследования учитываются права ещё не родившегося ребёнка), то дееспособность по достижению определённого возраста. Так, малолетние в возрасте до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки: купить в школьном кафе обед, в киоске - ручку, тетрадь, в магазине - хлеб, молоко или другие продукты для семьи (ч. 2 ст. 28 ГК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими и т.п. (ч. 2 ст. 26 ГК РФ). С 14 лет при соблюдении определенных условий подросток может быть принят на работу. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Из данного правила есть исключения. Во-первых, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ч. 2 ст. 21 ГК РФ). Во-вторых, по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть эмансипирован, т. е. объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 27 ГК РФ).
Правоспособность и дееспособность могут быть ограничены по решению суда. Деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершённые правонарушения (деликты). Деликтоспособность связана с достижением определенного возраста. С 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, разбой, кражу, грабеж и ряд других преступлений. С этого же возраста возможна имущественная ответственность. В 16 лет - административная ответственность, а также уголовная ответственность за все виды преступлений. С 18 лет, т.е. с момента полного гражданского совершеннолетия, ответственность наступает за все виды правонарушений и по всем законам. Коллективные субъекты. Коллективные субъекты - это организации, национальные и территориальные государственные образования, социальные общности, государство (как особая политическая организация). а) Организации бывают государственные и негосударственные. Государственные организации подразделяются на: - субъектов, осуществляющих властные полномочия (органы представительной и исполнительной власти, судебные органы, прокуратура и т.д.); - субъектов, осуществляющих хозяйственные, социально-культурные функции (предприятия, учреждения). К негосударственным относятся муниципальные организации (органы представительной и исполнительной власти, учреждения и предприятия), общественные объединения (политические партии, профсоюзы, общественные фонды), частные, религиозные, иностранные организации.. Важное значение имеет деление организаций на юридические лица. Определение юридического лица дано вст.48 ГК РФ. Признаки юридического лица: - имеет обособленное имущество. Отвечает по своим обязательствам этим имуществом; - может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; - может выступать истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами могут быть коммерческие организации, т.е. преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, либо некоммерческие организации, т.е. не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).
Право - дееспособность организации возникает в момент ее создания и прекращается ее ликвидацией. Раздельное существование правоспособности и дееспособности, свойственное индивидам, для организаций не допустимо. б) Национальные и территориальные государственные образования, Субъектами права являются национальные (республики, автономная область, автономный округ) и территориальные (край, область, города федерального значения) государственные образования (ст. 65-66, 72-73 Конституции РФ). в) Социальные общности. Субъектом правоотношений здесь выступает народ, население, нации. Всенародным голосованием (референдумом) была принята Конституция РФ 1993 года. Население муниципального образования решает вопросы местного значения на местном референдуме. г) Государство выступает субъектом в международных, межгосударственных отношениях, во внутри федеративных отношениях (между Федерацией и регионами); от имени государства решается вопросы о принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами, выносятся приговоры по уголовным делам и т. д. Права и обязанности субъектов нужны не сами по себе, а для достижения определённых результатов. Тем самым мы выходим на вопрос об объектах правоотношения. Объект правоотношения – это то реальное благо, на достижение которого направлены субъективные права и обязанности. В научной и учебной литературе выдвинуто две основные теории объекта правоотношения: а) монистическая (единого объекта) и б) плюралистическая (множественность объектов). Монистическая теория под объектом правоотношения понимает только действия сторон, поскольку именно они регулируются правом. Но эта концепция не получила широкого распространения. Плюралистическая концепция получила поддержку большинства исследователей. Она более точно отражает суть проблемы. Объектами правоотношений согласно данной теории являются: - материальные блага, т.е. предметы материального мира – (с юридической точки зрения вещи), средства производства, ценные бумаги, деньги, недвижимость;
- нематериальные блага: а) продукты духовного, интеллектуального творчества (произведения живописи, литературы, театрального искусства, научные открытия и т.п.); б) личные неимущественные блага: жизнь, здоровье, честь, достоинство человека. - действия субъектов. Объектами правоотношений могут быть различные услуги по обучению, воспитанию, юридическому, медицинскому обслуживанию. Так, обучаясь в ВУЗе по договору, студент оплачивает именно образовательные услуги. Диплом получить желательно. Но если сам студент стараться не будет – присвоение квалификации и выдача диплома может и не состояться. - результаты действий (бездействий). На результаты действительно нацелены многие правоотношения. Результаты – это те последствия, к которым приводят действия или бездействия. Так, если гражданин заказал жилой дом, а ему построили сарай, или если был заказан портрет, а принесли нечто непонятное, неузнаваемое, то оцениваться будет не то, как много и долго трудились над исполнением строители и художник, а то, каким оказался результат их деятельности. В литературе было высказано мнение о том, что объектом права может быть и личность (Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – Санкт-Петербург. 1908. С.188). В качестве примера приводятся брачные отношения. По мнению Е.Н. Трубецкого «в семейных отношениях жена является объектом права мужа, и наоборот: муж является объектом права жены».
51. Субъективные права и обязанности Участники правоотношения имеют субъективные права и субъективные обязанности. Субъективные права и обязанности в правоотношении носят конкретный, персонифицированный характер, они существуют не потенциально, а реально. Так, вступив в земельные правоотношения, его участники рассчитывают не на право собственности на землю вообще, а на право собственности на конкретный земельный участок, расположенный в точно определенном месте, с установленными границами, площадью и т.д.; Объект правоотношения – это то реальное благо, на достижение которого направлены субъективные права и обязанности. В ряде случаев субъективные права и субъективные обязанности могут реально возникнуть только, если действие правовых принципов, норм будет подкреплено властным индивидуальным правилом, содержащимся в акте применения права. Таким образом, правоприменительный акт служит дополнительным юридическим фактом, влияющим на возникновение правоотношения, а, значит субъективных прав и субъективных обязанностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|