Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые приемы обучения первоклассников, имеющих специфические затруднения в овладении письмом




ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

 

Обучение письму, так же как и чтению, опирается на звукобуквенный анализ и синтез. Однако процесс обучения письму яв­ляется более трудным и отстает от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная, у некоторых детей обнаруживаются нарушения моторики мелких мышц ру­ки, вялость, некоординированность движений, тремор, парезы, парапарезы и параличи.

Кроме того, сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих анализаторов. Прежде чем написать слово, надо его услышать или прочитать. В первом случае услышанное слово анализируется по своему звуковому со­ставу, уточняется в произношении, трансформируется в зритель­ные образы и путем движения руки переводится в буквы, из кото­рых состоит слово. Во втором случае зрительные образы перево­дятся в слуховые и речедвигательные, а затем снова в зрительные с использованием движения руки. Если списывается печатный текст, то происходит перекодирование печатного шрифта в письменный.

Таким образом, при обучении письму необходимо предусмот­реть постепенное наращивание трудностей:

1) прежде всего, учащихся знакомят с рукописным начертанием буквы;

2) знакомство со слогом позволяет перейти к упражнениям в записи слогов, а затем слов. Трудности при письме здесь будут состоять в соединении букв;

3) к первым письменным упражнениям относится списывание рукописного шрифта;

4) следующими являются упражнения в списывании печатного текста;

5) упражнения в дополнении одной буквы или слога;

6) письмо по слуху и самостоятельная запись слов с предварительным звукобуквенным анализом.

Первая трудность, как видим, заключается в усвоении начер­тания рукописной буквы. После общего знакомства с буквой учитель пишет ее на доске, сопровождая письмо объяснением.

Пробуя написать букву, ученики должны объяснить, как они пишут, а учитель — оказать своевременную помощь.

При разборе образца, заготовленного учителем в тетрадях, учащиеся обводят букву обратной стороной ручки для зрительно-моторного закрепления образа.

После пробного написания одной - двух букв в тетради дети пишут их целую строчку.

Во время письма учитель должен следить за правильной по­садкой учеников, правильным положением ручки в руке, соблюде­нием наклона и т. д.

Все упражнения в письме слогов, слов, предложений опирают­ся на звукобуквенный анализ с предварительной условно-графи­ческой записью, применением разрезной азбуки. Такая работа предупреждает формирование навыка механического копирования. Каждый слог, слово, предложение, подлежащие записи, анализи­руются, записываются условно-графически, составляются из букв разрезной азбуки и прочитываются.

Далее на основе составленной записи дается правильный письменный образец. Учащиеся прочитывают его, упражняются. Таким образом, начинает формиро­ваться навык списывания с рукописного текста.

Следующими тренировочными упражнениями в развитии этого навыка могут стать: прочитывание образца, анализ, списывание, сравнение написанного с образцом.

Более сложным видом письма является списывание с печатно­го текста; начинается оно со списывания «по следам анализа» составленных из букв разрезной азбуки слогов и слов. Письмен­ного аналога в данном случае не предъявляется. Учащиеся само­стоятельно должны перевести печатные буквы в письменные. С целью выработки этого навыка дополнительно можно рекомен­довать следующие виды упражнений: списывание сначала слов, а затем и предложений; чтение образца и запоминание его, после чего один слог (слово) убирается, учащиеся должны вспомнить его и записать правильно, а затем запись сравнить с образцом, найти и исправить ошибки. С целью формирования навыка спи­сывания целыми слогами, затем — словами для запоминания предъявляется не часть слова или предложения, а все слово или все предложение, которое прочитывается, запоминается и записы­вается, после чего осуществляется контроль.

Следующими по сложности являются упражнения в списыва­нии слов с дополнением пропущенного слога или буквы. Учащие­ся должны установить последовательность звуков и букв или сло­гов в слове, определить недостающую букву или слог и написать требуемую единицу речи целиком. В помощь можно так же рекомендовать подготовительные упражне­ния: назвать предмет, изображенный на картинке; прочитать слог, напечатанный под картинкой, определить недостающий слог; на основе звукового анализа уточнить состав слога, дописать слово.

Для упражнений в самостоятельной записи слов учащимся, как правило, предъявляются предметные картинки. Ученики назы­вают, что на них изображено, уточняют звуковой состав слова, определяют количество и последовательность букв в слове, со­ставляютего из букв разрезной азбуки. Затем необходимость в последнем отпадает, учащиеся записывают название предмета, опираясь на устный анализ слова.

Навык письма по слуху формируется уже в букварный период. Прежде всего, следует сказать, что одним из первых этапов урока должна явиться орфографическая минутка, когда ученики под диктовку учителя записывают пройденные буквы.

Письмо по слуху слогов, слов предваряется их анализом — звуковым, в виде условно-графической записи и составления из букв разрезной азбуки. Затем учащиеся уже не составляют слова из букв или слогов, а пишут их, опираясь на устный разбор. Сле­дующим шагом является отказ от условно-графической записи, а затем и от звукового анализа. Но для более сложного материала сохраняется вся последовательность упражнений. Недостаточное внимание к такой работе, пропуски отдельных этапов ведут в дальнейшем к ошибкам типа искажения структуры слова.

Некоторые приемы обучения первоклассников, имеющих специфические затруднения в овладении письмом

 

К концу года первоклассники должны овладеть письмом букв, слогов, слов и коротких предложений, уметь списывать с рукопис­ного и печатного текста доступный их возможностям материал, писать под диктовку, списывать с добавлением пропущенной бук­вы или слога, составлять подписи под картинками.

Однако не все ученики в одинаковой степени овладевают эти­ми навыками. У некоторых учеников с большим трудом форми­руется техника письма, что вызывается моторной недостаточно­стью или нарушениями зрительного восприятия и пространствен­ного представления. В первом случае у учащихся обнаруживается плохой почерк: буквы написаны или с большим нажимом, или еле-еле видны, элементы букв выступают за строчку. С нарушением зрительного восприятия и пространственного представления свя­заны ошибки типа зеркального письма, несоблюдения строчки. Отдельные ученики забывают направление, куда вести ручку.

Завершается урок письма рисованием бордюров с целью ук­репления и развития моторики мелких мышц руки, их координа­ции. Рисунки предлагает учитель, или же ученики сами могут выбрать понравившийся им узор.

Дополнительно для отдельных детей можно полностью выде­лить рабочую строчку, отметить ее точкой или черточкой, дать упражнения в обведении букв по контуру, по началу и т. д.

Если обнаружатся трудности перевода печатного шрифта в письменный, можно рекомендовать такие приемы, как: быстро подобрать к печатным буквам письменные; использовать разбор­ную рукописную азбуку (элементы букв).

В процессе обучения выявляется, что учащиеся с нарушением моторики, зрительного восприятия и пространственной ориенти­ровки чаще затрудняются при формировании навыка списывания, а с нарушением фонематического слуха и произношения — при письме под диктовку и самостоятельном письме. Чтобы помочь первоклассникам более или менее равномерно овладеть первона­чальным навыком письма, все перечисленные виды работ долж­ны иметь место в течение всего первого класса.

С целью осуществления дифференцированного подхода при закреплении усвоенного дополнительно можно рекомендовать сле­дующие виды письменных упражнений:

использование дидактического материала. Каждому ученику предлагаются конверты с рисунками и отдельно подписи к ним. Ученики подбирают подписи к рисункам и записывают их в тет­радь. Дифференциация осуществляется подбором материала раз­ной степени сложности:

- в конверте могут быть даны рисунки и буквы для составления слов-подписей к рисункам. Учащиеся должны составить слова и записать их в тетрадь;

- вызванный ученик берет картинку, показывает ее классу, гово­рит, что на ней нарисовано, затем четко произносит слово по сло­гам и записывает его на доске, а весь класс — в тетрадях;

- учитель диктует первый слог слова, а ученики отгадывают все слово и записывают его в тетрадь.

Предложенная методика обучения чтению и письму по­зволяет осуществлять коррекцию со всеми учениками класса, опи­раясь на сохранные психофизические функции, в процессе фрон­тальных занятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...