Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй урок на тему «Стечение двух согласных в начале слова»




Оборудование урока. 1. У учителя — общеклассная буквенная касса, горизонтальное наборное полотно, кружки для обозначения количества звуков в слове, предметные рисунки, кон­верты с раздаточным дидактическим материалом, цветные мелки. 2. У каждого ученика — набор разрезной азбуки, цветные карандаши.

Примерный ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Образование слов со стечением согласных путем наращивания звуков и букв. Учащиеся по заданию учителя составляют слова из букв разрезной азбуки (мех, сор) и преобразуют их, добавляя буквы в начале слова или после первой буквы. В результате получаются слова смех, спор.

Пары слов мехсмех, сорспор анализируются по звуково­му составу, записываются на доске и в тетради.

3. Анализ и запись слов с опорой на предметный рисунок. Всему классу предъявляются рисунки, на которых изображены стол, слон, кран.

Слова, названия изображенных предметов анализируются. На наборном полотне выставляется столько кружков, сколько звуков в слове.

Слова составляются из букв разрезной азбуки и записывают­ся в тетради.

4. Анализ и запись слов на основе слухового восприятия. Работа проводится, как и предыдущая, но со словами, более сложными по составу — крыша, слива, без предъявления картинок, на основе только слухового восприятия.

5. Упражнения на закрепление изученного.

На доске столбиком написан ряд предложений: Крот рыл яму. На дереве грач. В лесу грибы. У Саши книги.

Все предложения вначале прочитываются. Слова, на написа­ние которых следует обратить особое внимание, подчеркиваются цветным мелом. После этого упражнение списывается в тетрадь.

6. Подведение итогов работы.

7. Задание на дом.

Коррекционная направленность урока. Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на третьем и четвертом эта­пах. Основное внимание уделяется ученикам с нарушением фоне­матического восприятия и произношения.

Дети с недостаточным фонематическим восприятием анализи­руют слова, устанавливают количество и порядок звуков в слове. Для них обязательна графическая запись слов и составление их из букв разрезной азбуки с последующим чтением. После записи слов в тетради необходимо их сравнить с ранее составленными из букв разрезной азбуки.

Школьники с нарушенным произношением перед составлением и написанием каждого слова предварительно уточняют артикуля­цию тех звуков, которые им трудны для произношения.

На пятом этапе большое внимание уделяется ученикам с на­рушением фонематического восприятия и моторики. Так, первым из них перед списыванием каждого предложения дается задание составить подчеркнутые слова из букв разрезной азбуки, а вторым предлагается списать только два предложения или выписать из предложений слова со стечением согласных.

Подобное построение урока, когда один вид работы сменяется другим, стимулирует и организует внимание учащихся с наруше­нием работоспособности. Кроме того, некоторым из них можно дополнительно предложить выписать слова со стечением соглас­ных, другим — вместо списывания сделать подписи под картинка­ми, составить предложения со словами грач, книги и т. д.

Тема 2. Звонкие и глухие соглассные

При прохождении данной темы учитывается, что: написание слов со звонкими и глухими согласными соответствует произно­шению; для правильного написания основную роль играет слуховое восприятие.

Учебная задача включает в себя следующее:

1) развитие фонематического восприятия;

2) выработку умения различать на слух особенности в звучании звонких и глухих согласных;

3) уточнение произношения звонких и глухих согласных (вибрация голосовых связок при произнесении звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих);

4) формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухих согласными.

Схемы уроков

Урок 1. Звонкие и глухие согласные.

1. Различение на слух и в произношении звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные.

2. Подбор слов с согласными звонкими и глухими. Определение местоположения данных звуков в словах.

3. Звукобуквенные сопоставления (запись слов в два столбика после предварительного звукового анализа).

4. Составление предложений с этими словами.

Урок 2. Согласные бп.

1. Сравнение пар слов, сходных по звуковому составу (бочка-почка). Звуковой анализ данных слов. Выявление сходства и различия в их звукобуквенном составе.

2. Составление и запись предложений с этими словами.

3. Списывание текста с заданием найти слова, сходные по составу. Выделение парных звонких и глухих согласных (цветными карандашами или подчеркиванием, например, звонких согласных двумя чертами, глухих — дной чертой или наоборот).

Урок 3. Согласные бп.

1. Словарный диктант с предварительным звукобуквенным анализом.

2. Списывание текста с заданием вставить пропущенные буквы (б или я). Выделение букв, обозначающих акустически сходные звуки.

Урок 4. Согласные дт.

1. Сравнение слов-паронимов (дочка— точка, Динатина и др.). Выделение сходства и различия в их звукобуквенном составе.

2. Записывание сходных по составу пар слов.

3. Составление предложений, например, со словами деньтень, удочка — уточка, кадушкакатушка. После предварительного звукобуквенного анализа записывание этих предложений на доске и в тетради.

Урок 5. Согласные д-т.

1. Подбор к данным словам слов, сходных с ними по составу (например, к словам дачка, Дина, тело, тень подобрать соответственно слова тачка, тина, дело, день).

2. Словарный диктант «по следам анализа».

3. Списывание предложений с заданием вместо рисунков написать слова — названия изображенных предметов.

Урок 6. Согласные гк.

1. Различение на слух слов со звуком г и со звуком к.

2. Словарный диктант «по следам анализа».

3. Записывание под диктовку на доске и в тетради предложенных слов в два столбика (гол — кол, уголукол, гости —- кости, денькиденьги, Галинакалина).

4. Списывание текста. Выделение букв г, к.

Урок 7. Согласные вф.

1. Подбор слов, в которых звуки в и ф встречаются в начале или середине слова перед гласной или сонорной согласной.

2. Сравнение слов сова — софа. Запись этих слов «по следам анализа».

3. Составление предложений со словами, в состав которых входит звук в или ф.

4. Составление подписей под картинками, написание слов с данными звуками.

Урок 8. Согласные з — с.

1. Уточнение артикуляции данных звуков.

2. Различение на слух звуков, слогов и слов с этими звуками.

3. Сравнение слов (коза-коса).

4. Подбор к данным словам их пары (розароса, Лизалиса, Сама — зима).

5. Запись предложений, в состав которых входят слова с данными звуками, после предварительного анализа и записи этих слон на доске.

Урок 9. Согласные з—с.

1. Словарный диктант после предварительного уточнения звукобуквенного состава слов.

2. Выполнение упражнения с заданием вместо точек подобрать подходящее по смыслу слово из другого столбика.

Урок 10. Согласные ж-ш.

1. Уточнение произношения данных звуков.

2. Различение на слух слов со звуками ш и ж. Подбор слов со звуками ш и ж в начале и в середине слова перед гласной или сонорной согласной.

3. Сравнение слов (шаржар). Различение ж и ш в сходных по составу словах (Сашасажа, жилшил, брожуброшу).

4. Составление предложений с этими словами. Запись их на доске и в тетради.

Урок 11. Согласные ж - ш.

1. Составление подписей под рисунками, в названиях которых встречаются звуки ш и ж.

2. Списывание текста с заданием вставить в слова пропущенные буквы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...