Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению: уровни, показатели, факторы адаптации.




В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое, психическое развитие и становление личности. Этот возраст по праву можно считать периодом первого самостоятельного познания социального мира и социальных отношений, поскольку ребенок впервые пере- ходит из достаточно замкнутой, ограниченной семейной среды в мир социальных контактов. Первый социальный опыт, полученный ребенком в данном возрасте, создает фундамент для формирования его отношения к себе и дру- гим людям. Если этот опыт достаточно позитивен, то и от- ношение к себе и другим будет положительным, если же этот опыт негативен, то могут возникнуть трудности в аде- кватном восприятии ребенком себя и окружающих. В пе- риод адаптации ребенка как раз и закладываются основы 17 этого социального опыта, его эмоциональная сторона. Ис- следователи детского развития отмечают, что из-за анато- мо-физиологических особенностей, специфики нервной системы и состояния здоровья дети младшего дошкольно- го возраста не всегда легко и безболезненно переносят да- же случайные нарушения привычного режима жизни, не говоря о полной смене обстановки и жизненного уклада. В связи с этим грамотное психолого-педагогическое сопро- вождение детей в период адаптации становится необходи- мым. Опираясь на исследования Н.М. Аксариной (1977), К.Л. Печоры (1986), Р.В. Тонковой-Ямпольской (1981), можно сделать вывод, что адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению определяется несколькими параметрами: показателями адаптации; уровнями адапта- ции; этапами и длительностью прохождения процесса адаптации; факторами и условиями, определяющими про- цесс адаптации. Итак, первый параметр, определяющий процесс адап- тации, – это показатели адаптации. Исследователи Инсти- тута педиатрии РАМН выделили следующие показатели адаптации: - нарушение сна. В период адаптации у детей наруша- ется сон (это касается и засыпания, и пробуждения). Не- достаток сна сказывается на самочувствии и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему, по- скольку сон относится к периодически возникающему функциональному состоянию, обеспечивающему восста- новление психических и физических резервов организма; - нарушение питания. Процесс адаптации ребенка со- провождается снижением аппетита либо его нарушением. Это связано в первую очередь с непривычной пищей, а также с повышенной вследствие адаптационного стресса нервной возбудимостью. У некоторых детей могут наблю- 18 даться кратковременные желудочно-кишечные расстрой- ства, что может стать причиной снижения веса; - нарушения настроения. Нарушение настроения вы- ражается прежде всего в проявлении отрицательных эмо- ций в общении и негативных поведенческих реакций, та- ких как капризность, подавленное состояние или, наобо- рот, повышенная возбудимость, гневливость, агрессивные проявления, плаксивость; - понижение иммунитета (частые заболевания). Вследствие адаптационного стресса у детей младшего до- школьного возраста страдает иммунная система, они начи- нают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переох- лаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии. Кроме этого, на младший дошколь- ный возраст приходится критический период в развитии иммунной системы, характеризующийся началом форми- рования собственного долговременного иммунитета [2]. Второй параметр адаптационного процесса – уровни адап- тации. Процесс адаптации ребенка к дошкольному образо- вательному учреждению, согласно исследованиям Л.В. Бел- киной (2004); Н.В. Кирюхиной (2006); Н.П. Бадьиной (2007) и др., может проходить на двух уровнях: - физиологическом – как приспособительной деятельно- сти физиологических процессов, происходящих на клеточ- ном, органном, системном и организменном уровнях, дос- тижение устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная дея- тельность организма; - социально-психологическом – как приспособлении к социальной среде, к ее нормам и требованиям, режиму дня, коллективу сверстников [27]. Третий параметр адапта- ционного процесса – этапы и длительность прохождения процесса адаптации. В зависимости от тяжести симптома- тических проявлений у ребенка в адаптационный период 19 исследователи (Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер (1980); О.И. Давыдова, А.А. Майер (2005) и др.) выделяют три периода привыкания ребенка к новым соци- альным условиям, то есть три этапа адаптационного про- цесса: - острый (дезадаптация). Сопровождается разнообраз- ными колебаниями в соматическом состоянии и психиче- ском статусе, что приводит к снижению веса, частым рес- пираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению ап- петита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); - подострый (адаптация). Ключевым на этом этапе адаптации являются активное освоение новой среды и вы- работка соответствующих ей форм поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности раз- ных систем, их функционирование стабилизируется – нор- мализуется аппетит (в течение 10–15 дней), развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40– 60 дней). Неблагоприятные сдвиги в поведении ребенка уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным пара- метрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3–5 месяцев); - компенсации (адаптированность к определенным со- циальным условиям). В этот период нормализуются и дос- тигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка [18; 47]. По характеру и особенностям первых двух периодов можно определить степень тяжести адаптации. Исследова- тели Института педиатрии РАМН и ученые, занимающиеся проблемой адаптации детей младшего дошкольного возрас- та (Н.М. Аксарина, 1972; Л.В. Белкина, 2004; Н.В. Соколов- ская, 2008) выделили и описали степени тяжести адаптации. 20 - Легкая степень адаптации. Характерными являются следующие особенности: к двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон и аппетит; настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем; отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые; отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным; интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого; речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого (к концу первого месяца восстанавливается активная речь); заболеваемость не более одного раза, сроком не более де- сяти дней, без осложнений; вес не изменяется; признаки невротических реакций и изменения в деятельности веге- тативной нервной системы отсутствуют. - Средняя степень адаптации. Характерными призна- ками являются: продолжительные нарушения в общем со- стоянии; сон и аппетит восстанавливаются лишь через 20– 40 дней, также нарушено качество аппетита и сна; на- строение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня; поведенческие реакции восстанавлива- ются к 30 дню пребывания в ДОУ; отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече); отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным; отношение к взрос- лым избирательное; речь либо не используется, либо рече- вая активность замедляется; в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная; заболевае- мость до двух раз, сроком не более десяти дней, без ос- ложнений; вес не изменяется или несколько снижается; появляются признаки невротических реакций: избиратель- ность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Можно также фиксиро- 21 вать изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, шелушение кожи (диатез) и др. При этом сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на ко- роткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5–7 дней, есть признаки психического стресса. - Тяжелая степень адаптации. Характерными призна- ками тяжелой адаптации являются: трудное засыпание и непродолжительный сон, вскрикивания и плач во сне; ап- петит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота; настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведен- ческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ; отношение к близким – эмоционально-возбужден- ное, лишенное практического взаимодействия; отношение к детям избегающее или агрессивное; проявляется отказ от участия в деятельности; речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2–3 периода; игра ситуативная, кратковременная [1; 2]. Тяжелая степень адаптации, согласно данным иссле- дователей, может проявляться в двух вариантах: при пер- вом варианте тяжелой адаптации страдает соматическое состояние ребенка, он начинает болеть, что неблагоприят- но отражается на состоянии реактивности его организма, общем психосоматическом статусе, показателях физиче- ского и нервно-психического развития. Нервно- психическое развитие в этом случае может отставать на 1– 2 квартала, респираторные заболевания проявляться более трех раз, длительностью более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1–2 кварталов. По мне- нию Н.В. Кирюхиной (2006), этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5–2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза бе- ременности у матери, осложнений в родах, заболевания 22 периода новорожденности и т. д. Второй вариант тяже- лой адаптации характеризуется длительностью и тяже- стью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. В данном случае у ребенка может наблюдаться длительное снижение аппетита, стой- кая анорексия или невротическая рвота. Длительно (в те- чение 30–40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный), снижается ориентировочная активность. Дети, как прави- ло, упорно избегают контактов со сверстниками, проявля- ют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отноше- ние к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено, что выражается либо в плаче во вре- мя бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пас- сивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится при- митивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пуга- ется чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состоя- ния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивно- сти. Адаптация такой тяжести проявляется чаще всего у детей с трех лет, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств, психика характеризу- ется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельст- вам, а также у часто болеющих детей, из семей с гиперопе- кой. В анамнезе таких детей регистрируются неблагопри- ятные биологические факторы – патология беременности и родов у матери, приводящая к гипоксии плода и новорож- денного [3; 27; 47]. В результате тяжелой адаптации может наступить как физическое, так и психическое истощение организма ре- бенка, что указывает на его дезадаптацию и исключает воз- 23 можность посещения дошкольного образовательного учреж- дения. Четвертый параметр процесса адаптации – факторы и ус- ловия, определяющие успешность прохождения ребенком адаптационного периода. Обобщая данные исследований Н.М. Аксариной (1977); Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.Я. Черток (1981); Н.Д. Ватутиной (1983); Т.А. Рониной (1990); Р.Б. Стерки- ной (1996); К.Ю. Белой (2002); А.И. Донцова (2005) и др., можно сделать вывод, что характер адаптации зависит от ря- да факторов. Обратимся к их подробному рассмотрению. 1. Возраст ребенка. Г.Г. Григорьева (2003), изучая раз- личия в адаптации ребенка полутора и трех лет, отмечает, что трехлетний ребенок, поступая в детский сад, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, а ребенок полутора-двух лет менее при- способлен к отрыву от родителей, более слаб и раним, по- этому именно в этом возрасте адаптация к детскому саду проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезня- ми. Легче приспосабливаются к новым условиям дети пяти- шести месяцев, а также старшие дошкольники. Труднее все- го, согласно исследованиям Н.М. Аксариной (1977), адапти- руются к новым условиям дети в возрасте от десяти- одиннадцати месяцев до двух лет. У детей этого возраста сравнительно слаба подвижность и недостаточно развиты тормозные процессы, поэтому они не могут быстро перестро- ить ранее сформировавшиеся устойчивые привычки. Это ска- зывается на нервной системе детей и приводит к отрицатель- ным формам поведения. После 1 года 8 мес. – 2 лет дети зна- чительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни, так как становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо 24 понимают речь взрослого, у них имеется опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми [3]. Однако Н.В. Кирюхина (2006) отмечает, что тяжелая адаптация наблюдается у детей от трех лет, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. 2. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Как отмечает А.И. Донцов (2005), длительно и сложно протекает процесс адаптации у ослабленных детей, страдающих раз- личными заболеваниями. В начальный период адаптации у них возникают либо обострения хронического заболевания, либо ОРЗ, либо ОРВИ. Такие заболевания, по мнению А.С. Русакова (2010), часто бывают связаны не только с тем, что в каждой микросреде имеется своя «микроинфекция» и ребенок должен выработать иммунитет к ней, но и еще с од- ним фактором: у ребенка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Повышенная чувствитель- ность обусловлена необходимостью того, чтобы организм ре- бенка «не пропустил» ничего нового, к чему нужно будет при- способиться в дальнейшем. С точки зрения ряда авторов (Н.М. Аксарина (1977), Л.В. Белкина (2004) и др.), здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей функциональной активностью всех систем организма, в том числе и систе- мы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями и изменениями привычного режима жизни. Состояние здоровья ребенка может быть охарактери- зовано с медицинской точки зрения принадлежностью ре- бенка к той или иной группе здоровья: дети 1 группы здо- ровья не имеют пороков развития или других нарушений внутренних органов, их физическое и психическое разви- тие соответствует возрасту; дети 2 группы здоровья часто болеют какими-либо заболеваниями либо имеют хрониче- 25 ские заболевания, но в стадии стойкой ремиссии не менее 3 лет, т. е. без стадии обострения; дети 3 группы здоровья имеют хроническое заболевание с различными периодами ремиссии и обострения, при этом у них сохраненные функциональные возможности, нет осложнений основного заболевания, могут присутствовать физические недостатки с компенсацией; дети 4 группы здоровья имеют хрониче- ские заболевания с частыми периодами обострения, также могут присутствовать физические недостатки, ограниче- ния функциональных возможностей, осложнения основно- го заболевания [36]. Даже здоровые дети, поступая в дошкольное образова- тельное учреждение, вскоре заболевают. «Уход в болезнь», по мнению Д.Н. Исаева (2006), Н.П. Бадьиной (2007), А.С. Русакова (2010), является защитной реакцией любого организма, как детского, так и взрослого. Ряд авторов отмечают, что постоянное пребывание ре- бенка в ситуации, которая требует максимальной мобили- зации его защитных сил, не дает возможности для форми- рования новых механизмов саморегуляции. В результате, не выдерживая стрессовой нагрузки, бессознательно стре- мясь уйти от травмирующей ситуации, ребенок заболевает. Такое состояние позволяет ему вернуться в привычную домашнюю обстановку, к которой он хорошо адаптирован. «Уход в болезнь» от травмирующей ситуации будет про- должаться до тех пор, пока ребенок не почувствует себя в безопасной и привычной для него обстановке, пока он окончательно не сможет приспособиться к дошкольному учреждению. 3. Факторы риска биологического и социального анам- неза. Данная группа факторов особенно важна при опреде- лении прогноза адаптации детей. К биологическим факто- рам Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток (1981) относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, 26 осложненные роды, что является причиной внутриутроб- ной гипоксии и, как следствие, недоразвития отдельных мозговых структур. Как правило, при таких осложнениях у ребенка наблюдается перинатальная энцефалопатия (ПЭП) и / или минимальные мозговые дисфункции (ММД). С воз- растом последствия данных нарушений могут проявляться в виде психомоторных и поведенческих расстройств, на- рушения памяти, речи, эмоциональной неуравновешенно- сти и др. Очень часто патология беременности и родов, а также состояние ребенка в первые месяцы жизни отража- ются на его физическом состоянии, замедляя темп разви- тия функциональной активности всех систем [47]. В целом анамнестические факторы риска, осложняю- щие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению, мож- но разделить на несколько групп: - антенатальные факторы (до родов): токсикозы матери I и II половины беременности; острая и инфекционная забо- леваемость матери во время беременности; прием лекарст- венных препаратов матерью во время беременности; прием алкоголя матерью во время беременности и отцом перед бе- ременностью матери; курение матери во время беременно- сти; - интранатальные факторы (во время родов): ослож- нения в родах; наличие асфиксий разной степени тяже- сти; несовместимость по резус-фактору у матери и ре- бенка; хирургические вмешательства во время родов; - постнатальные факторы (после родов): задержка нервно-психического развития; наличие хронических со- матических заболеваний, а также частые заболевания у ребенка до 3 лет; конфликтные взаимоотношения в се- мье, семейное воспитание по типу гиперопеки и гипоопе- ки [3]. К социальным факторам относятся условия жизни в семье: состав семьи, особенности воспитательных воздействий: 27 стиль и характер общения с ребенком, соблюдение режима дня, что определяет развитие функциональной активности мозга ребенка, а также формирование умений и навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту ре- бенка. 4. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми. По данным исследований Н.Д. Ватутиной (1983), важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отноше- ния со взрослыми, умение положительно относиться к тре- бованиям взрослого, а также имелся начальный опыт обще- ния со сверстниками. Чем меньше опыт общения у ребенка со взрослыми и детьми, тем труднее ему установить кон- такт с незнакомыми взрослыми. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстника- ми. 5. Возрастные особенности появления и закрепления разных форм социального поведения также определяют ха- рактер адаптационных реакций. В процессе развития у ре- бенка, в результате воздействия взрослых и собственной активности вырабатываются соответствующие поведенче- ские реакции, адекватные созданной для него среде. Неко- торые из них, связанные с удовлетворением биологических потребностей, формируются уже с первых месяцев жизни. Подвижность нервных процессов у детей в этом возрасте невелика, что усугубляет трудности в перестройке воспри- ятия окружающего. Утрата чувства стабильности и в ка- кой-то степени безопасности приводит к психическому стрессу, характерным функциональным нарушениям нерв- ной деятельности. Попадая надолго в дошкольное учреж- дение, где нет взрослых, ребенок чувствует себя неком- фортно, отсюда и трудности привыкания к новым услови- ям. Большое значение при этом имеет степень сформиро- ванности умений и навыков самообслуживания (умение са- мостоятельно принимать пищу, одеваться и т. п.) [3; 14; 47]. 28 6. Уровень тренированности адаптационных механизмов. Согласно физиологической точке зрения, адаптационные возможности организма представляют собой одно из фун- даментальных его свойств и представляют собой запас функциональных резервов, которые постоянно расходуют- ся на поддержание равновесия между организмом и сре- дой. Запас функциональных резервов – это информацион- ные, энергетические и метаболические ресурсы, расходо- вание которых сопровождается постоянным восполнением. Расходование функциональных резервов происходит в ин- тересах поддержания необходимого уровня функциониро- вания основных систем организма [3; 5]. Рождение ребенка – это яркое проявление биологической адаптации организма. Переход из условий внутриутробного су- ществования к внеутробному требует коренной перестройки в деятельности всех функциональных систем. Эти системы к моменту рождения должны иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть сформирован соответствующий врожденный уровень готовности всех адапта- ционных механизмов [59]. У здорового новорожденного эта готовность находится на высоком уровне, и он достаточно быстро приспосаб- ливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адапта- ционных механизмов продолжает свое созревание и со- вершенствование на протяжении развития организма. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка фор- мируется возможность к социальной адаптации (по мере того как он усваивает социальные формы поведения и рас- ширяются рамки социальных условий его жизни). Это происходит одновременно с формированием всей функ- циональной системы высшей нервной деятельности и пси- хики ребенка и тесно связано с возникновением поведенче- ских реакций, диктуемых требованиями семейной среды. Ес- 29 ли эти требования меняются, ребенок попадает в трудное по- ложение, ему надо привести привычные формы поведения в соответствие с новыми условиями жизни. Такие обстоя- тельства требуют определенного напряжения системы адап- тационных механизмов. Насколько ребенок успешно спра- вится с этими трудностями, во многом зависит от функцио- нальных возможностей этой системы [27]. 7. Свойства ВНД. Определение нервно-психической конституции в младшем дошкольном возрасте имеет большое значение для исследования взаимодействия гено- типа и среды применительно к поведению человека, для прогнозирования направления развития психики ребенка и для профилактики психических нарушений и, возможно, других заболеваний (Петросян Е.Ю., 1996). Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энерго- динамических возможностей (уровень обмена, особенно- сти нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включаясь в деятельность, помимо мотивов и целей, контролирует расходование человеком своих энергетиче- ских возможностей. Темперамент задает границы возмож- ностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии (В.Н. Дружи- нина, 2000). Это, в свою очередь, определяет наиболее оп- тимальные границы функционирования организма в стрес- совой ситуации. Согласно физиологической точке зрения (Н.М. Аксарина, 1977; Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Чер- ток, 1981), адаптационные возможности организма пред- ставляют собой одно из фундаментальных его свойств и представляют собой запас функциональных резервов, ко- торые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой. Однако тренировка этих меха- низмов напрямую зависит от степени постоянства и регу- лярности поведения ребенка; регулярности проявления ос- новных физиологических систем, предсказуемость време- 30 ни функционирования этих систем (ритмичность), общей чувствительность к раздражителям, уровня силы раздра- жителя, необходимого для вызова реакции (порог чувстви- тельности), реакции на новые стимулы (приближение- избегание) [58]. По мнению Л.В. Белкиной (2004), Н.Д. Ватутиной (1983), на поведение ребенка в период адаптации к ДОУ накладывают отпечаток особенности нервной системы: си- ла, подвижность, уравновешенность или неуравновешен- ность нервных процессов возбуждения и торможения. Данные особенности обусловливают специфику поведения ребенка в период адаптации (настроение, активность в иг- ре и деятельности, восприятие режимных моментов). Со- гласно исследованиям Н.М. Аксариной (1977), Н.Д. Ватути- ной (1983), особого внимания требуют дети со слабым ти- пом нервной системы, поскольку они очень болезненно пе- реносят любые перемены в условиях жизни. Их эмоциональ- ное состояние нарушается при малейших изменениях в усло- виях окружающей среды и воспитания, хотя бурно своих чувств они не выражают [3; 14]. 8. Пол ребенка. Согласно исследованиям И.С. Кона (1988), первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности формируются у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания, что самым существенным обра- зом влияет на его дальнейшее развитие не только физиоло- гическое, но и психическое. Это главным образом опреде- ляет особенности его взаимодействия с окружающим ми- ром, личностные качества и поведенческие стереотипы. В.А. Геодакян (1989) в своей теории асинхронной эво- люции отмечал, что природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий. Так, при резком изменении условий жизни, в ча- стности в период адаптации к ДОУ, школе, девочки могут 31 намного легче приспособиться. Мальчики при любом из- менении привычной ситуации страдают больше, в силу психологических особенностей им намного сложнее без- болезненно адаптироваться к новым условиям. Это опре- деляется различной очередностью созревания разных пси- хических функций у мальчиков и девочек: у девочек рань- ше развивается речевая функция, девочки рождаются бо- лее зрелыми на 3–4 недели и в период поступления в ДОУ их биологический возраст старше, чем мальчиков; физио- логическая сторона восприятия несколько различается у мальчиков и девочек, девочки более отзывчивы на прикос- новения, поглаживания; эмоциональная сфера девочек ха- рактеризуется тем, что они чаще и ярче выражают эмоции, у них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, большая гибкость в адаптации к новым условиям [29]. 9. Родительское отношение. Ряд исследователей (Н.М. Аксарина (1977), В.А. Алямовская (1996), Л.В. Бел- кина (2004), Н.П. Бадьина (2007)) в качестве одного из ве- дущих факторов, определяющих особенности адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к образователь- ному учреждению, выделяют такой фактор, как родитель- ское отношение. Согласно определению А.Я. Варга и В.В. Столина (1995), родительское отношение выражается в системе разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Исследователи (Л.В. Белкина (2004), Д.Н. Исаев (2006), Н.П. Бадьина (2007)) указывают на то, что нарушения в семейной струк- туре, чрезмерная опека или отстраненность от ребенка обусловливают трудности прохождения им адаптационно- го периода. Поскольку младший дошкольный возраст, согласно многочисленным исследованиям (Н.М. Аксариной (1997), 32 В.А. Алямовской (1996) и др.), является возрастом разви- тия и формирования социальных навыков, а их первона- чальное формирование происходит именно в семье, то взаимоотношения родителей и ребенка играют огромную роль в процессе адаптации ребенка к новым социальным условиям. Таким образом, говоря о факторах адаптации, можно сделать вывод, что адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребен- ка, от сложившихся семейных отношений, от возраста, по- ла ребенка и от условий пребывания в дошкольном учреж- дении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...