Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению.




В России проблема часто болеющих детей особенно актуальна, поскольку, по данным диспансерных осмотров детского населения, к этой категории можно отнести каж- дого четвертого ребенка [4; 8; 22]. А.Г. Румянцев и В.Н. Касаткин (1996) указывают, что острые респиратор- ные вирусные инфекции – основная причина частых забо- леваний (62,7 %), но не единственная (в эту же группу входят детские инфекции, отиты, синуситы и др.). Показа- тель общей заболеваемости у детей от 0 до 14 лет составил в 2005 г. 2026,96 на 1000 населения. Рост показателя отме- чается за счет инфекционных заболеваний, болезней орга- нов дыхания, нервной системы, болезней глаз, пищеваре- ния, костно-мышечной системы, болезней мочеполовой системы, врожденных пороков развития, травм и несчаст- ных случаев. Соматические заболевания являются второй 33 по значимости (после органических повреждений головно- го мозга) причиной, вызывающей нарушения психофизи- ческого здоровья детей и затрудняющей их личностно- социальное развитие и успешную социализацию [39]. Часто болеющими, по мнению А.А. Баранова и В.Ю. Альбицкого (1986), считаются дети, страдающие ост- рыми респираторными заболеваниями четыре и более раз в году. По мнению данных авторов, часто болеющие дети – это не нозологическая форма заболевания и не диагноз, так как практикующий врач имеет дело с клинически здоро- вым ребенком, который подвержен периодическим заболе- ваниям из-за временных отклонений в защитных системах организма и не имеет стойких органических нарушений в них. Категория часто болеющих детей неоднородна: врачи разделяют данную категорию на две группы: транзиторно (4–5 раз в году – ТБД) и истинно часто болеющих детей (6 и более раз в году – ИЧБД) (М.Г. Романцов, В.В. Ботвинь- ева, 1996). Для группы транзиторно часто болеющих детей характерно протекание заболеваний в легкой форме, без осложнений, повышение заболеваемости приходится на период адаптации к новым микросоциальным условиям (ясли, детский сад, школа). Для «истинно часто болеющих детей» характерна значительная отягощенность генеалоги- ческого анамнеза; высокая частота заболеваемости (6–7 раз и более в течение года, высокий индекс резистентности) и более тяжелое, продолжительное, осложненное течение заболеваний, требующее применения антибактериальной терапии (при этом частота заболеваний сохраняется на протяжении 2–3 лет и более); наличие сопутствующих морфофункциональных отклонений со стороны различных органов и систем; тяжелая адаптация к дошкольному уч- реждению; быстрое формирование хронических заболева- ний, в том числе хронических очагов инфекции [4; 39]. Ряд исследователей выделяют детерминанты здоровья – множество факторов, обусловливающих здоровье челове- ка. Н.П. Бадьина (2007) приводит классификацию факто- ров заболеваемости детей и выделяет три группы факто- ров. Медико-биологические факторы: анатомически и фи- зиологически обусловленные симптомы (истинный имму- нодефицит, поздний старт иммунной системы, сниженная барьерная функция слизистых); неблагоприятное перина- тальное развитие ребенка: акушерская патология матери, частые заболевания матери и лечение антибиотиками во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные роды и др.; неблагоприятное постна- тальное развитие: диатезы, дисбактериозы, глистные инва- зии, очаги хронической инфекции носоглотки; нерацио- нальное питание ребенка: избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов; повторное назначение антибиотиков, салицилатов и других препаратов; наличие в анамнезе у родителей хронических легочных заболева- ний, заболеваний ЛОР-органов, злокачественных новооб- разований, ревматизма, аллергических болезней, ОРЗ; низ- кая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком [7]. К числу биологических факторов, по мнению Ю.Ф. Антропова и Ю.С. Шевченко (2002), также относятся морфофункциональные особенности организма и преиму- щественно нервно-психического реагирования, несформи- рованность или нарушения адаптационных механизмов, особенно в периоды возрастных кризов. Социально-психологические факторы: низкий уровень образования родителей; низкий материальный достаток семей; хроническая психотравмирующая ситуация в семье: отсутствие отца или матери, конфликтные отношения ме жду родителями; неадекватный стиль родительского вос- питания; дефицит свободного времени у родителей; ниве- лирование функций отца и степени его ответственности в процессе воспитания ребенка; неблагоприятные личност- ные особенности родителей, прежде всего, матерей; посту- пление детей в дошкольные учреждения, школу; стрессы, вызванные педагогическими просчетами; астеническое со- стояние («раздражительная слабость», включающая, с од- ной стороны, истощаемость психических процессов, а с другой – повышенную раздражительность, готовность к аффективным вспышкам). По мнению Г.А. Ариной (1995), к числу социальных факторов, предрасполагающих к час- тым заболеваниям детей, относятся: алкоголизм, наркома- ния родителей, курение в семье [6; 7]. Экологические факторы (в том числе санитарно- гигиенические): неблагоприятные условия труда будущих родителей (особенно работа с органическими растворите- лями, в условиях ионизирующего и электромагнитного из- лучения); неблагоприятная экологическая обстановка (в том числе проживание в панельных домах старой за- стройки, рядом с автостоянками, на пересечении основных транспортных магистралей и в других местах с загрязнен- ным воздухом); неблагоприятные жилищные условия; низ- кий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей [7]. В дошкольном возрасте предрасполагающим фактором частой заболеваемости в большем количестве случаев счи- тается начало посещения ребенком детских образователь- ных учреждений (Д.Н. Исаев, 1993; Г.А. Арина, 1995; В.А. Ковалевский, 1997). Поступление в детский сад со- провождается определенными стрессовыми факторами: первым длительным расставанием с родителями и близки- ми взрослыми, попаданием в совершенно незнакомую предметно-пространственную среду, длительным контак- 36 том с чужими детьми, воспитателями, персоналом, мотивы поведения которых непонятны, действия – незнакомы и непредсказуемы [6; 24; 37]. Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду – достаточно трудный психологический и физиологический процесс. Болезнь отягощает физическое и психическое разви- тие, изменяет поведение ребенка. По мнению В.В. Нико- лаевой (1995), тяжелое соматическое заболевание изнуряет ребенка, лишает его физических сил, вызывает душевные страдания, поведение больного ребенка изменяется, часто становится «трудным» для окружающих его взрослых [33]. Согласно данным исследований Г.А. Ариной, 1995; В.В. Николаевой, 1995; Ю.Ф. Антропова, Ю.С. Шевченко, 1999; Д.Н. Исаева, 2001; Н.П. Бадьиной, 2007, дефицитар- ная социальная ситуация развития ограничивает до мини- мума круг общения ребенка (ребенок – родители), ограни- чивает его двигательную и познавательную активность, что связано с общим недомоганием и постельным режи- мом, а также с фрустрацией познавательной потребности (Г.А. Арина, В.В. Николаева, 1995). Таким образом, специфика социальной ситуации раз- вития больного ребенка определяет возникновение осо- бенностей личностного развития. Анализ исследований по проблеме развития часто бо- леющего ребенка позволил выделить психологические особенности данной категории детей: - выраженная тревожность, боязливость, неуверен- ность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мне- ния окружающих, особенно от родителей; - негативное представление о собственной личности, неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, снижение побудительной силы мотивов; 37 - нарушения познавательной деятельности: изменение ее динамики, быстрая истощаемость; падение показателей памяти и внимания: трудности переключения, снижение продуктивности воспроизведения, точности и устойчиво- сти, уменьшение уровней развития творческого воображе- ния, меньший объем произвольной зрительной памяти, бо- лее позднее формирование моделирующих перцептивных действий по сравнению со здоровыми детьми, большая эмоциональность, выразительность монологической речи, но меньшая самостоятельность, полнота и логическая по- следовательность; нарушения воли; значительное сниже- ние показателей умственной работоспособности; фиксация в эмоциональной памяти событий, приносящих отрица- тельные эмоции, например, визит к врачу, уколы, опера- ции, боль [28; 37]; - недостаточный социальный опыт препятствует нор- мальному развитию самосознания, отделению себя от ок- ружающих людей, выделению собственных качеств и ка- честв других людей [10]; - основная направленность желаний больного ребенка обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время, как у здоровых сверстни- ков преобладают желания, направленные на преобразова- ние окружающей действительности и на взаимодействие с другими людьми [28]; - слабость нервной системы вследствие изменений биологической работы организма; - возможно проявление синдрома гиперактивности, причинами возникновения которого могут быть: органиче- ские поражения головного мозга, возникающие во время беременности или родов; токсикозы во время беременно- сти, обострения хронических заболеваний у матери; при- нятие алкоголя или никотина во время беременности и др. [37]. 38 Для определения психосоматического статуса часто болеющих детей необходимо учитывать критерии меди- цинского здоровья, выделенные Т.Н. Дороновой, Л.Г. Го- лубевой, Л.Н. Галигузовой (2005). Первый критерий – наличие или отсутствие отклоне- ний в раннем онтогенезе (анамнез). Для более полной оценки риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка необходимо знать семейный анамнез. В том случае, если у ребенка имеются серьезные заболевания, то в первую очередь надо помнить, что эти дети «стрессоуязвимые» и адаптация к дошкольному образовательному учреждению будет ос- ложнена. Важным является и социальный анамнез. Оценка материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличия вредных привычек, полноты семьи по- зволяет определить степень риска и своевременно преду- предить возможности его проявления. Согласно данным исследований, проведенных в последние годы, в настоящее время педагоги и врачи часто сталкиваются со сведениями такого характера: «сочетанное неблагополучие». Это зна- чит, что у ребенка есть отклонения в раннем развитии, а социальные условия его жизни не соответствуют нормам. В этом случае детский сад может стать тем фактором, ко- торый поможет ребенку укрепить его здоровье. Однако ес- ли не учитывать данные анамнеза, то детский сад может стать еще одним дополнением к набору неблагополучных факторов [7; 15; 16]. Второй критерий – это физическое развитие и степень его гармоничности. Физическое развитие детей должно соответствовать усредненным нормам развития, принятым в педиатрии, однако важно отметить, что на физическое развитие влияет масса факторов, в первую очередь наслед- ственный и этнотерриториальный, поэтому лучше всего 39 знать индивидуальную динамику физического развития ребенка [9; 15; 16]. Третий критерий – нервно-психическое развитие ре- бенка. Физический статус ребенка тесно связан с его пси- хологическим состоянием, в основе которого переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта. Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиоло- гической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома. Причины нарушения нервно-психического развития ребенка могут быть обусловлены строгими дисциплинар- ными требованиями, предъявляемыми к ребенку, в частно- сти авторитарным стилем воспитания; конфликтными от- ношениями между родителями; наличием хронических со- матических заболеваний; длительным нахождением в большом коллективе сверстников, в случае, когда нет мес- та для релаксации, уединения; неудовлетворением биоло- гической потребности в двигательной активности; объе- мом умственной и физической нагрузки, неадекватным функциональным возможностям организма; постоянными нарушениями в режиме дня и т. д. [7; 15; 25]. Четвертый критерий – это степень резистентности (или инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости. Нормальная резистентность – если ребенок болеет не более трех раз в год, если же заболевае- мость составляет от четырех до шести раз в год, то его ре- зистентность снижена. Это часто болеющий ребенок. По- вторные респираторные заболевания приводят к наруше- нию развития функционирования различных органов и систем: органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, вегетативной нервной системы, способствуют снижению иммунорезистентности организма и срыву компенсаторно- адаптационных механизмов [16; 25;39]. 40 Пятый критерий – это уровень функций, характери- зующих постоянство внутренней среды организма (гомео- стаз). Существует целый ряд показателей функционально- го состояния организма: уровень гемоглобина, функцио- нальные пробы, пробы на выносливость и др. Для родите- лей и воспитателей информативными показателями функ- ционального состояния ребенка являются его самочувст- вие и поведение [20]. Функциональное состояние организ- ма ребенка определяет также вегетативный статус (сон, аппетит, характер бодрствования, потливость), психомо- торная стабильность и индивидуальные особенности пове- дения ребенка (взаимоотношения со взрослыми, детьми, инициативность в деятельности, моторика, двигательная активность) [3; 7; 26]. Н.П. Бадьина (2007) указывает на то, что для часто бо- леющих детей характерны проблемы в формировании эмоционально-волевой сферы. Дети данной категории ча- ще переживают отрицательные эмоции, уровень депрессии у часто болеющих дошкольников выше, чем у здоровых, также им свойственна широкая гамма негативных пережи- ваний по поводу болезни, высокая тревожность (Н.П. Бадьина, 2007), в период адаптации данные эмоцио- нальные реакции усиливаются. Шестой критерий – наличие или отсутствие хрони- ческих заболеваний. Наличие хронических заболеваний оп- ределяется рядом факторов, как биологических (наследст- венная предрасположенность, особенности развития в ран- нем онтогенезе и др.), так и социальных (образ жизни се- мьи, взаимоотношения в семье и др.), но значимым являет- ся также возрастной критерий. Период младшего дошко- льного возраста чаще всего является периодом формиро- вания и проявления всевозможных хронических соматиче- ских заболеваний, в основном у часто болеющих и пред- расположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей. Это усугубляется тем, что контакты с другими детьми и взрослыми расширяются, а собственный приоб- ретенный иммунитет еще не достиг должного напряжения, кроме наиболее частой патологии – острых детских ин- фекций (скарлатина, дифтерия, корь и др.), могут развить- ся и достаточно серьезные хронические заболевания. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих организму изменениях, он включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить его в равновесное состояние. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, организм начинает болеть. Причем болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное функционирование организма, если же прежних параметров достичь не удается, может возникнуть хроническое заболевание [5]. Седьмой критерий – свойства нервной системы. Врожденные свойства нервной системы – одна из важных составляющих психосоматического статуса, определяющая в целом способность к адаптации и ее специфику, выражающуюся в эмоциональных, личностных, поведенческих проявлениях. Резервы здоровья обусловлены не только функциональными возможностями систем организма, но и выраженностью темпераментальных черт личности ребенка, особенно тех из них, которые характе- ризуют поведенческую активность (О.Г. Солдатова, 2007). Дети, темперамент которых отличается низкой вы- раженностью поведенческих проявлений, имеют более благоприятный уровень функционирования организма. Потенциал здоровья у них выше, чем у детей, с выражен- ными чертами темперамента, характеризующими актив- ность поведения. Отсюда можно сделать вывод, что вы- раженность поведенческих проявлений влияет на пара- 42 метры резистентности и адаптивные возможности орга- низма. Следовательно, хроническое соматическое заболе- вание оказывает воздействие и на особенности нервной системы часто болеющего ребенка, она становится более уязвимой, менее подготовленной к воздействию стресс вых факторов. Таким образом, адаптация часто болеющих детей ха- рактеризуется своими специфическими особенностями, а успешность адаптационного периода будет зависеть от учета состояния здоровья детей, основных факторов адаптации к дошкольному образовательному учреждению и согласованных действий медицинских специалистов, педагогов и родителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...