Организация коррекционно-развивающей работы с часто болеющими детьми .
Существует ряд программ, направленных на обеспече- ние благоприятной адаптации детей к дошкольному обра- зовательному учреждению. Однако они носят общий ха- рактер и направлены на категорию здоровых дошкольни- ков. Специальных программ для обеспечения благоприят- ной адаптации часто болеющих детей существует чрезвы- чайно мало, встречаются лишь отдельные разработки, в основном по вопросам медицинской профилактики забо- леваемости детей в адаптационный период. Основа коррекционно-развивающей работы с часто болеющими дошкольниками заложена в ряде принципов, которыми следует руководствоваться при создании про- грамм. 1. Принцип учета возрастных и индивидуальных пси- хологических особенностей ребенка и состояния его здо- ровья, предполагающий согласование требования соответ- ствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности – с другой. 2. Принцип нормативности развития. При оценке со- ответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать особенности социальной ситуации развития, уровень 66 сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития. 3. Принцип единства диагностики и коррекции разви- тия. Реализации психокоррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического об- следования. 4. Принцип единства сознания и деятельности. Психо- лого-педагогическая работа должна осуществляться через организацию ведущего вида деятельности дошкольника. 5. Принцип патогенетического подхода. Предполагает включение механизмов перестройки отношения к больно- му ребенку со стороны родителей, коррекцию их неадек- ватных реакций и форм поведения, оказание помощи больному ребенку в разумном разрешении (или смягчении) психотравмирующей ситуации. 6. Психогигиенический принцип в работе с больным ребенком. Учитываются дозирование нагрузки, чередова- ние видов деятельности и проведение релаксационных па- уз, целесообразное распределение эмоциональной нагруз- ки во время проведения психокоррекционных занятий. Предполагается создание благоприятного эмоционального фона для часто болеющих детей во время проводимых с ними занятий. 7. Принцип гуманистического подхода. Предполагает взаимодействие психолога с родителем и больным ребен- ком в психокоррекционном процессе, направленное на создании климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической защищенности. 8. Принцип взаимодействия с семьей как с системой, имеющей свою структуру и динамику, взаимовлияние эле- ментов. Предполагает коррекционно-развивающую рабо- ту, направленную не только на ребенка, но и на его роди- телей, которым также необходимы изменения, чтобы тен- денция системной семейной группы к сохранению собст- 67 венного постоянства не подавила позитивных сдвигов в одном из ее компонентов. Коррекционно-развивающая работа с часто болеющи- ми детьми должна предусматривать решение следующих задач. 1. Информирование родителей о психологических особенностях часто болеющих детей, об особенностях адаптации к ДОУ и необходимых условиях, обеспечиваю- щих наиболее благоприятное прохождение адаптационно- го периода ребенком. 2. Содействие родителям в осознании мотивов своего отношения к часто болеющему ребенку, собственных внутренних конфликтов и личностных качеств, формиро- вание положительной установки родителей на преодоле- ние болезни ребенка. 3. Оптимизация взаимоотношений родителей и детей младшего дошкольного возраста для успешной адаптации и снижения заболеваемости последних. 4. Подготовка ребенка к посещению дошкольного об- разовательного учреждения через совместную с родителем деятельность в новой среде, идентификации ребенка с опытом близкого взрослого. Коррекционно-развивающая работа с детьми в период адаптации должна быть направлена прежде всего на стаби- лизацию их эмоционального состояния, формирование по- ложительных взаимоотношений со сверстниками и взрос- лыми, развитие познавательной и игровой деятельности, уверенности в себе. Это следует учитывать и при органи- зации психолого-педагогической помощи в адаптационный период часто болеющих детей. При этом важно учитывать и этапы адаптации, в соответствии с которыми выстраи- вать коррекционно-развивающую работу. Так, задачей первого этапа (острой адаптации) явля- ется стабилизация эмоционального состояния ребенка, по- 68 скольку именно на первом этапе адаптации показатели его эмоционального состояния характеризуются нестабильно- стью. Работа с родителями на данном этапе должна быть направлена на расширение возможностей понимания сво- его ребенка, навыков снятия психоэмоционального напря- жения, тревожности; на втором этапе адаптации (подост- ром), целесообразным является расширение социальных контактов ребенка. Поэтому задачей второго этапа должно стать формирование положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, работа с родителями в рамках данного этапа может быть направлена на выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, активизацию коммуни- каций в семье; третий этап адаптации, именуемый в отече- ственной литературе (Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер (1980), О.И. Давыдова, А.А. Майер (2005), Н.В. Кирюхина (2006), Н.В. Соколовская (2008)) фазой компенсации или адаптированности, имеет своей задачей развитие познавательной и игровой деятельности ребенка. Работа с родителями в данном случае должна быть на- правлена на формирование навыков совместной игры с ре- бенком, расширение возможностей сотрудничества с ним.
Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с часто болеющими детьми и их родителями по обеспечению благоприятной адаптации.
Учитывая организационные требования к работе с час- то болеющими детьми, этапы адаптации, задачи коррекци- онно-развивающей работы и специфику родительского от- ношения к часто болеющим детям, в качестве основных направлений данной работы можно обозначить следую- щие: 69 1) оптимизация родительского отношения к часто болеющему ребенку через: - информационно-просветительскую работу с родите- лями, включающую в себя групповые консультации, рас- крывающие особенности адаптации часто болеющих детей к ДОУ; - тренинговые занятия с родителями, направленные на эффективное родительское отношение через принятие сво- его ребенка таким, какой он есть; усвоение правил равно- правного общения с ребенком; формирование безоценоч- ного отношения к ребенку, понимание его внутреннего мира с учетом состояния его здоровья; получение опыта проживания актуальной ситуации адаптации с позиции ро- дителя и ребенка; формирование положительной установ- ки на преодоление болезни ребенка; 2) подготовка ребенка к посещению дошкольного об- разовательного учреждения через совместную с родите- лем деятельность в новой среде, идентификацию ребенка с опытом близкого взрослого посредством игровых заня- тий с детско-родительскими парами. В рамках таких заня- тий расширяются возможности понимания родителем сво- его ребенка, создаются условия для выработки новых на- выков взаимодействия. В свою очередь, это позволит ре- бенку идентифицироваться с опытом близкого взрослого, нетравмирующе отделиться от него, постепенно войти в социум и легче адаптироваться к новым условиям жизни в ДОУ. Представим некоторые аспекты коррекционно- развивающей программы по обеспечению благоприятной адаптации детей к дошкольному образовательному учреж- дению (примеры коррекционно-развивающих занятий с детьми и их родителями, тренинговых занятий и консуль- таций для родителей). 70 1. Групповые консультации для родителей Консультация 1. Часто болеющий ребенок и детский сад Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Кто такой часто болеющий ребенок? 2. Факторы частой заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. 3. Родительское отношение как фактор частой заболе- ваемости детей дошкольного возраста. Особенности роди- тельского отношения к часто болеющему ребенку. Консультация 2. Трудности адаптационного периода Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Что такое адаптация? 2. Этапы адаптации. Трудности адаптационного пе- риода. 3. Показатели благоприятной адаптации. Консультация 3. Как преодолеть страх за своего ре- бенка, поступающего в детский сад Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Привязанность ребенка к матери. 2. Тревожность матери во время разлуки с ребенком. 3. Правила преодоления тревоги за ребенка. Консультация 4. Как формируется привязанность к родителям и как помочь ребенку пережить разлуку с ро- дителями в период адаптации к ДОУ? Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Привязанность ребенка к матери как нормальный этап развития ребенка. 2. Как преодолеть привязанность ребенка и развить самостоятельность? 3. Как правильно прощаться с ребенком в детском саду? Консультация 5. Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду? Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 71 1. Правила взаимодействия с ребенком и организации его жизни в период адаптации к ДОУ (учет режима жизни, возрастных особенностей, расширения социальных кон- тактов и др.). 2. Игровые сюжетные занятия для детей и родителей (по методике А.С. Русакова (2010))
Воспользуйтесь поиском по сайту: