Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Родительское отношение как условие, определяющее благоприятную адаптацию детей к дошкольному образовательному учреждению .




Ребенок тесно связан с родителями, и практически все важные изменения в их жизни, их отношение к ребенку, ставят его на грань риска возникновения заболеваний. Все изменения семейных взаимоотношений делают его рани- мым в отношении стрессов, в том числе и адаптационного. Согласно концепции В.Н. Мясищева (1995), в структу- ре родительства и собственно родительского отношения можно выделить три компонента, с помощью которых описываются психологические отношения: эмоциональ- ный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный ком- понент родительства – это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, в родитель- ском отношении эмоциональный компонент выступает как 43 совокупность переживаний, связанных с ребенком; когни- тивный компонент родительства – это осознание родите- лями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, знание родительских функций. В роди- тельском отношении когнитивный компонент выступает в качестве представлений родителя о характере, потребно- стях, интересах и ценностях ребенка; поведенческий ком- понент родительства – это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспита- нию ребенка. В родительском отношении поведенческий компонент проявляется как стиль обращения с ребенком [32]. А.Я. Варга и В.В. Столин (1995) под родительским от- ношением понимают систему разнообразных чувств по от- ношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практи- куемых в общении с ним, особенностей восприятия и по- нимания характера личности ребенка, его поступков [13]. Исследователи, рассматривающие проблемы семьи и отношений родителей и детей, выделяют различные клас- сификации типов, стилей родительского отношения к ре- бенку, а также факторов, обусловливающих преобладание того или иного типа родительского отношения. Предста- вим некоторые из них. А.Я. Варгой и В.В. Столиным (1995) предложена сле- дующая классификация типов родительского отношения. 1. «Принятие – отвержение». Отражает эмоциональ- ное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть, он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспо- собленным, неудачливым; ему кажется, что он не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума; по большой части родитель испытывает к ребенку 44 злость, досаду, раздражение, обиду, он не доверяет ребен- ку и не уважает его. 2. «Кооперация». Отражает социально желаемый об- раз родительского отношения. При данном типе отноше- ния к ребенку родитель заинтересован в его делах и пла- нах, старается во всем ему помочь; высоко оценивает ин- теллектуальные и творческие способности ребенка, испы- тывает чувство гордости за него; поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на рав- ных. 3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель стремится к симбиотиче- ским отношениям с ребенком: старается удовлетворить все его потребности, слиться с ним воедино; постоянно ощу- щая тревогу за ребенка, родитель ограждает его от трудно- стей и неприятностей в жизни, считает его маленьким и беззащитным. 4. «Авторитарная гиперпротекция (гиперсоциализа- ция)». Отражает форму и направление контроля над пове- дением ребенка. В родительском отношении четко про- слеживается авторитаризм: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается на- вязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения; пристально следит за социальными дос- тижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 5. «Маленький неудачник (инфантилизация)». Отра- жает особенности восприятия и понимания ребенка роди- телем. В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и со- циальную несостоятельность; родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными; ребенок представляется непри- 45 способленным, неуспешным. Родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и стойко контролировать его действия [46]. В классификации А.С. Спиваковской (1986) рассмат- риваются восемь типов родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная лю- бовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребен- ком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсут- ствие уважения); снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвер- жение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, близость); отказ (антипатия, уважение, большая межлич- ностная дистанция) [45]. Основой классификации стилей родительского отношения Е.Т. Соколовой является анализ взаимодействия матери и ребенка при совместном реше- нии задач. Выделены следующие стили: сотрудничество (учет потребностей ребенка, совместное решение про- блемных ситуаций); псевдосотрудничество (формальное взаимодействие); изоляция (отсутствие кооперации, пони- мания друг друга); соперничество (конкуренция при от- стаивании собственной инициативы) [35]. В.И. Гарбузов (1977) в своей классификации выделяет три патогенных типа воспитания, основанных либо на не- принятии ребенка вследствие его нежелательности, либо полном принятии вследствие долгожданности. Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение) как чрезмерная требовательность к ребенку, жесткая регла- ментация и контроль характеризуют поведенческий ком- понент родительского отношения. Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание, проявляю- щееся в виде тревожной мнительности в отношении здоро- вья, социального статуса ребенка, ярко отражает когни- тивный компонент родительского отношения. 46 Тип В. Эгоцентрическое воспитание, яркой чертой ко- торого является отношение к ребенку как к кумиру семьи. В данном типе выделяется эмоциональный компонент родительского отношения [17]. Выделяют различные факторы, влияющие на преобла- дание существующего типа отношения к ребенку. Так, по мнению В. Сатир, родительское отношение зависит от ха- рактера супружеских отношений. В сплоченных семьях, где менее выражено расхождение ценностных ориентаций и установок супругов, ориентация на детей в пять раз сильнее [40]. Дополняют данную точку зрения исследова- ния Ф.А. Кован, К.П. Кован (1989). Авторы показывают взаимосвязь качества супружеских отношений и родитель- ского стиля и отмечают, что большинство пар, удовлетво- ренных супружеством, проявляют больше теплоты в от- ношениях, меньше конфликтности и больше взаимопомо- щи при совместной деятельности с ребенком по сравнению с неудовлетворенными. Исследователи (R.J. Watson, 1963; M. Rutter, D. Shaffer, M. Sheherd, 1975; E.В. Новикова, 1981; P.B. Овчарова, 1996; B.H. Дружинин, 1996; Л.С. Печникова, 1997) счита- ют, что стиль общения с ребенком репродуктивен и во многом задается семейными традициями. Матери воспро- изводят свой стиль воспитания, свойственный их собст- венному детству. В рамках системного подхода (А.Я. Варга, 2001) и концепции «патологизирующего семейного наследова- ния» (Э.Г. Эйдемиллер, 2001) семья рассматривается как самовоспроизводящаяся система, причем авторами под- черкивается, что в наибольшей степени происходит вос- произведение дисфункций и аномальных структур [13; 52]. В качестве основного механизма формирования роди- тельского отношения выступает сопоставление образа идеального родителя (Я-идеальное) с представлениями о себе как о родителе (Я-реальное) [11]. 47 В.И. Гарбузов (1977), А.И. Захаров (1998) одним из факторов, определяющих стиль родительского отношения к ребенку, считают личностные особенности родителей. Так, у женщин, отвергающих своих детей, обнаружены психологическая незрелость, эмоциональная неустойчи- вость и эгоцентризм. Однако наличие этих состояний не- посредственно определяется либо неразрешенностью возрас- тных конфликтов, либо тем, что эти женщины в детстве сами подвергались психологической депривации и агрессии. В некоторых исследованиях отечественных авторов рассматриваются проблемы психотравмирующего влияния ситуации рождения ребенка с аномалиями, что неизбежно влечет за собой родительский кризис, отрицательно сказы- вающийся на психическом здоровье матерей, жизнедея- тельности семьи и приводит к ее дезорганизации (высокая вероятность распада семьи) и реорганизации роли родите- лей (О.С. Агавелян, 1999; Н.Я. Семаго, 2000; А.С. Спива- ковская, 2000). Разносторонний и своего рода обобщаю- щий взгляд на проблему обусловленности родительского отношения представлен в трудах Н.Ю. Синягиной (2001). Автор указывает на то, что характер взаимоотношений де- тей и их родителей зависит от следующих воздействую- щих факторов: от особенностей личности родителя (экст- равертированные – интровертированные, уверенные – не- уверенные, тревожные и т. д.) и форм его поведения (эмо- циональное включение или отвержение ребенка, адекват- ное или неадекватное отражение ситуации и др.); от осо- бенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.); от психолого- педагоги-ческой компетентности и уровня образования ро- дителей; от применяемых родителями и другими взрослы- ми средств воспитательного воздействия; от учета акту- альных потребностей ребенка и степени их удовлетворе- ния в семье и др. [42]. 48 Исследования ряда ученых (А.С. Спиваковская, 1981; А.И. Захаров, 1982; А.Я. Варга, 1986; Р.В. Овчарова, 2002) привели к выделению типов эффективного (оптимального) отношения родителей, способствующего полноценному развитию личности ребенка, и типов неэффективного (на- рушенного) родительского отношения, способствующего формированию патологических новообразований в психи- ческой деятельности и поведении ребенка. Неоптимальное отношение родителей к детям как фактор невротизации последних представляют классификации типов отношений (S. Brody, 1956; В.И. Гарбузов, 1977; А.В. Петровский, 1981; А.Я. Варга, 1985; Э.Г. Эйдемиллер, 1987). Под неэффективным родительским отношением по- нимается такое отношение, на основе которого у родителя и ребенка сформировался эмоционально-негативный фон взаимоотношений, трудности взаимопонимания [30]. Под эффективным (оптимальным) родительским от- ношением понимается родительское отношение, вклю- чающее в себя такие характеристики, как адекватность (умение родителей видеть и понимать своего ребенка); гибкость (способность перестроить воздействия на ребенка с учетом его возраста и с различными изменениями усло- вий жизни семьи); прогностичность (использование такого стиля общения с ребенком, который обеспечит появление у него новых психических и личностных качеств) [45]. К часто болеющему ребенку отношение родителей, как правило, специфично, на что указывают исследования ав- торов, занимающихся данной проблемой. В рамках своих исследований Д. Боулби (2004); М. Эйнсворт (1990); П. Криттенден (1989) рассматривали механизмы формирования искаженной связи в материн- ско-детской диаде при первично ослабленной конституции ребенка на основе «небезопасной» (тревожно-амбивалент- ной) привязанности к матери. Амбивалентность взаимоот- 49 ношений соматически ослабленного ребенка с матерью проявляется в том, что он постоянно демонстрирует двой- ственное отношение к близкому взрослому – «привязан- ность–отвержение» – попеременно, а иногда практически одновременно. При этом перепады в обращении становят- ся стойко закрепленными паттернами поведения. Ребенок не осознает амбивалентность эмоциональных пережива- ний, хотя явно испытывает дискомфорт от этого, что усу- губляет проявления искаженных патологических взаимо- отношений с матерью. Часто поведение ребенка приобре- тает черты негативной невротической привязанности, ко- гда он постоянно, но неосознанно старается раздражить родителей, провоцируя их на наказания в поиске «суррога- та» привязанности и создавая, таким образом, необходи- мость разрешать постоянно возникающие проблемы. Та- кой тип детской привязанности может сформироваться в результате гиперопекающего (по сути, амбивалентного) типа воспитания [53; 55]. Результаты исследований В.А. Ковалевского (1997), О.В. Груздевой (2004), Е.В. Котовой (2004), Е.Ю. Дубовик (2006), Л.В. Доманецкой (2010) указывают на то, что ро- дительское отношение к часто болеющим детям характе- ризуется стремлением к симбиотическим отношениям с ребенком, страхом потери ребенка, гиперпротекцией, не- достаточностью (или полным отсутствием) требований- обязанностей, имеющихся у ребенка в семье, чрезмерно- стью требований-запретов, расширением сферы родитель- ских чувств, игнорированием потребностей, авторита- ризмом, неустойчивостью стиля воспитания и стремлени- ем инфантилизировать больного ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность [19; 21; 28; 30]. Особое значение в формировании негативных лично- стных тенденций у ребенка исследователи (В. Сатир, 1992; Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 2001; Г.В. Залевский, 50 2007) придают фиксированным формам семейного поведе- ния, под которыми понимаются формы поведения семей- ной системы, «упорно повторяющиеся и/или продолжаю- щиеся в ситуациях, которые объективно требуют их пре- кращения или изменения» (Г.В. Залевский, 2007). Фикси- рогенная цель родителей (когда не учитываются желания и реальные возможности ребенка, он ограждается от любых неприятностей и жизненных трудностей, как при симбио- зе) и фиксирогенные средства (когда родитель продолжает использовать прежние средства воспитательного воздейст- вия при их очевидной неэффективности, как при автори- тарной гиперсоциализации) приводят к отставанию в пси- хическом и личностном развитии ребенка [23; 24]. Поведе- ние родителей, воспитывающих больного ребенка, ригид- ное, стереотипное, трудноизменяемое, т. е. фиксированное. Чаще всего, матерям дошкольников с нарушенным сома- тическим статусом свойственна концентрация на болезни ребенка и, как следствие, стремление к симбиотическим отношениям с ним: ограждению его от любых трудностей, излишней опеке, полной зависимости от себя. При этом в связи с взрослением ребенка, мать не увеличивает необхо- димую дистанцию между ним и собою, не меняет воспри- ятие ребенка, а продолжает использовать «устаревшие» методы, средства воспитания. Ребенку постоянно внушает- ся, что он слабый, больной и нуждается в помощи. Отцов- ское отношение, в свою очередь, характеризуется инвали- дизацией: отец низко ценит личностные качества ребенка, видит его более младшим по сравнению с реальным воз- растом, иногда приписывает ему дурные наклонности. При этом фиксация родителей на болезни ребенка приводит к формированию у него ипохондрического радикала, кон- центрации на болезни и связанных с ней переживаниях, что повышает невосприимчивость заболевания к процессу лечения и может привести к негативным последствиям в 51 развитии личности последнего. Такое поведение родителей характерно и для семей, воспитывающих часто болеющего ребенка [19; 23; 25]. Таким образом, родительское отношение и причины возникновения и преобладания различных его типов обу- словливаются рядом факторов. Само качество родитель- ского отношения оказывает значительное влияние не толь- ко на психическое развитие ребенка, но и на особенности его поведения, его социализацию и адаптацию. Формаль- ность, авторитарность, завышенные требования, чрезмер- ная опека либо в противоположность отстраненность и ги- поопека в родительском отношении могут провоцировать симптомы тяжелой адаптации ребенка к ДОУ.

Диагностические методики оценки адаптации детей дошкольного возраста.
Традиционно диагностика адаптации детей дошколь- ного возраста осуществляется с помощью метода наблю- дения. К основным критериям наблюдения за адаптацией де- тей относят: - поведенческие реакции (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит); - уровень нервно-психического развития; - заболеваемость и течение болезни (кратность забо- леваемости и тяжесть и длительность болезни); - антропометрические показатели физического раз- вития (рост, вес). Диагностика адаптации предполагает участие различ- ных субъектов образовательного процесса: педиатра (мед- сестры), воспитателя, психолога, родителей. Оценка состояния здоровья ребенка, динамики заболе- ваемости, а также показателей его физического развития – задача педиатра (медсестры). Педагог-психолог и воспитатель ведут скоординиро- ванную работу по диагностике показателей адаптации, уровня нервно-психического развития ребенка. Наблюдение за динамикой адаптации осуществляется с первого дня посещения ребенком ДОУ и до полной ста- билизации адаптационных показателей, после чего делает- ся вывод о степени адаптации ребенка. Для диагностики адаптации детей чрезвычайно важны сведения, получаемые в результате опроса родителей, по- скольку именно родители могут предоставить ту информа- 54 цию о ребенке, которая станет основой определения пер- вичного прогноза его адаптации. Г.Н. Дмитриева (2008) предлагает следующую схему диагностики адаптации детей дошкольного возраста. I этап. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в ДОУ) 1. Характеристика родителями состояния своего ре- бенка (анкеты для родителей). 2. Оценка воспитателями состояния ребенка в период адаптации к условиям ДОУ (карта готовности к поступле- нию в ДОУ). 3. Сравнительный анализ психоэмоционального со- стояния детей (лист адаптации, карта поведенческих реак- ций). II этап. Профилактическая и коррекционная рабо- та с детьми, родителями и воспитателями Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям ДОУ: 1) психолого-педагогическая (рекомендации для роди- телей и воспитателей); 2) индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. III этап. Повторная диагностика (контрольная) Сравнение результатов по картам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода (первая неделя) и через месяц посещения ребенком ДОУ. Обратимся, непосредственно к методикам диагностики адаптации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...