Основные направления и инструменты налоговой политики
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Введение . Теоретические основы налоговой политики 1.1 Налогообложение и налоговая система 1.2 Основные инструменты и направления налоговой политики Налоговая политика и проблемы эффективность и справедливости . Налогообложение в Республике Беларусь Налоговая система Республики Беларусь и ее особенности Пути совершенствования налоговой системы и налоговой политики Республики Беларусь Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Налоговая система является важнейшей составной частью налоговой политики, а значит и экономической политики страны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем. Если налоговая система не будет соответствовать выбранным приоритетам на каждом новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного прогресса. Вопрос о налогах является одним из основных в государственной экономической политике, налоговые реформы занимают видное место в программах политических партий. В связи с этим опыт развитых государств в решении налоговых проблем, в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики, способствующей экономическому развитию, особенно интересен и ценен как для практиков, так и теоретиков, исследующих экономическую ситуацию в Беларуси. Совершенствование налоговой системы в Республике Беларусь предполагает проведение детального анализа и оценки действующего налогового механизма, приведение его к уровню международных стандартов, снижение общей налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, а так же учет национальных особенностей формирования налоговой системы. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены её неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношения центра и местных органов власти определяет особенности состава и структуры налогообложения.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что вопросы налогообложения приобрели приоритетное значение, как в Республике Беларусь, так и за рубежом. Объектом исследования данной курсовой работы является налоговая система и налоговая политика. Предметом исследования - особенности налоговой системы и налоговой политики в Республике Беларусь. Целью данной курсовой работы является выявление основных проблем налоговой системы и налоговой политики Республики Беларусь и путей ее совершенствования. Можно выделить следующие задачи: 1) определить основные составляющие налоговой системы: виды, функции, принципы; 2) определить сущность, направления и инструменты налоговой политики; ) рассмотреть влияние величины налоговой нагрузки на эффективность налоговой системы; ) охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь на современном этапе, выявить направления ее реформирования. При написании данной работы было пользовано множеством источников. Среди основных можно выделить книгу «Налоги - 2010. Ценообразование» под общей редакцией Адаменковой С.И., в которой содержалось много полезной информации о видах налогов и принципах налогообложения. Множество полезной информации о налоговой системе было получено из книги «Налоги и налогообложение» Н.А. Майбурова. При написании работы использовались также и другие источники, такие как журналы, среди которых можно выделить «Планово-экономический отдел», «Главный бухгалтер», «Налоги Беларуси». Источником моих статистических данных являются официальные сайты Республики Беларусь, среди которых сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
налоговый политика эффективность справедливость 1. Налогообложение и налоговая система Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [17, с. 16]. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны. Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство может прибегнуть к дополнительной эмиссии денег в обращение. Однако это связано с тяжёлыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьёй доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений. Налогам как относительно самостоятельной подсистеме сложной системы государственных финансов присуща, прежде всего, фискальная функция - формирование бюджетного фонда государства, в которой полностью и проявляется общественное назначение этой категории: обеспечение государства необходимым для выполнения его функций финансовыми ресурсами. На определённом этапе развития государства экономическое содержание налогов дополнилось второй функцией - функцией регулирования. Она связана с фискальной и наиболее полно реализуется в налоговой системе в целом, создавая некоторые преимущества отдельным приоритетным отраслям и зонам, стимулируя отдельные виды деятельности и достижение определённых, не фискальных, а социальных целей. Она включает в себя регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Данная функция имеет три составляющие:
) стимулирующая - оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений; ) сдерживающая - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов; ) воспроизводственная - предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов; Перераспределительная функция - обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, направляет одну его часть на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другую - в централизованных фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. Контрольная функция - обеспечивает своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства. Социальная функция - поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения [рис. 1].
Рисунок 1 - Функции налогов Примечание - Источник: [17, с. 17, схема 2]
С целью более обоснованного применения налогов, проведения необходимых аналитических расчетов, составления отчетности существует классификация налогов, которая имеет также и научно-познавательный характер.
По способу изъятия и признаку переложимости различают: 1) прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов, окончательным плательщиком которых является их владелец, т. е. юридический и фактический плательщики совпадают. Эти налоги подразделяются на: - реальные уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, т. е. они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения (промысловый налог, налог на ценные бумаги); - личные уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика (подоходный налог с населения, имущественный налог, налог с наследства и дарений); 2) косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в бюджет в процессе потребления (реализации) товаров и услуг. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на: - индивидуальные - обложение строго определенной группы товаров (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, мощность оборудования), например, акцизы; - универсальные - обложение всех товаров. Их также называют налогами с оборота, которые в свою очередь делятся на: однократные (налог на продажу, налог на услуги), многократные (налог на добавленную стоимость); - таможенные пошлины - обложение всех товаров при совершении экспортно-импортных операций. По принадлежности органа, который взимает налоги: - республиканские и местные налоги. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского и местных бюджетов, и соответственно устанавливаемые налоги делятся на: республиканские (государственные) налоги, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет, и местные налоги, взимаемые и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии; - федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. Такая бюджетная система функционирует в США, России, Германии. По целевой направленности введения налогов различают: - общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
- целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют: - налоги, взимаемые с физических лиц; - налоги, взимаемые с юридических лиц; - смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: - закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета; - регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году. По порядку введения налоги могут быть: - общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают; - факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание является компетенцией органов местного самоуправления. В зависимости от способа взаимоувязки ставок и налогооблагаемой базы налоговые платежи можно подразделить на: - пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от изменения величины базы налогообложения (например, налог на доход, прибыль, имущество); - прогрессивные, если ставки увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемой базы; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую степень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой; - регрессивные, ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов: - фиксированные, т. е. непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью. Такие налоги можно назвать условно-постоянными (налог на имущество, земельный налог). Их экономическая сущность аналогична условно-постоянным затратам в себестоимости продукции; - условно-переменные (перераспределительные) - напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика. К таким налогам относятся НДС, акцизы[3, с. 13]. Необходимо отметить, что классификация налогов и сборов по группам исходя из единых признаков позволяет лучше понять и изучить налоговую систему государства. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимозависимости и взаимосвязи. Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов. Длительная историческая практика налогообложения выработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы впервые сформулировал Адам Смит в 1776 г. В своих «Исследованиях о природе и причинах богатства народов». Принцип равномерности - требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения. Принцип определённости - означает, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику. Принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платёж ко времени получения дохода. Принцип экономности - предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по их сбору должны быть минимальными. Принцип эффективности - состоит в следующем: налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными [1, с.28]. К системным принципам налогообложения сегодня относят: - принцип получаемых выгод; - платежеспособность и всеобщность; - справедливость и нейтральность, стабильность; - доходчивость и гибкость, оптимальность; - обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения [2, с. 378]. Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манкировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т. е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам) [4, с. 68]. Классификации налоговых систем: ) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом: - либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП (США, Австралия, Португалия, Япония и большинство стран Латинской Америки); - умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП (Швейцария, Германия, Испания, Греция, Великобритания, Канада, Россия); - жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП (Норвегия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Финляндия, Дания, Швеция). ) В зависимости от доли косвенного налогообложения: - подоходные, делающие основной акцент на обложении лоходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов (США, Канада, Великобритания, Австралия); - умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов (Германия, Франция, Италия и др.); - косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов (Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Пакистан, Россия). ) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий: - централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений (Франция, Нидерланды, Австрия, Россия); - умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений (Австралия, Германия, Индия); - децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений (США, Канада, Дания). ) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения: - прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается (почти все развитые и развивающиеся страны); - регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает (примеры построения таких налоговых систем неизвестны); - нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным (Россия) [4, с. 68]. Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в регулировании экономики страны. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.
Основные направления и инструменты налоговой политики
Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков [5, с. 55]. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы: ) Фискальная - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами; ) Экономическая, или регулирующая - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем; ) Контролирующа я - контроль за деятельностью субъектов экономики. Одной из основных задач государственной налоговой политики также является создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы [6, с. 34]. Понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую политику, государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту одних отраслей экономики по сравнению с другими, влияет на инвестиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту. Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства. Первый тип - политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять всё, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий. Второй тип - политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижающая объем социальных гарантий. Подобные методы налоговой политики были использованы, например, в США в начале 80-х гг. 20 века, получившие название «рейганомика». Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию [7, с. 68]. На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности). Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, льготы, налоговые периоды, ставки, санкции и др. [рис. 2]. Субъект налога (плательщик) представляет собой юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком. Объект налога - предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения. Налоговая база - это часть объекта налогообложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и вычитаний. К ней непосредственно применяется налоговая ставка. Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Единица обложения - единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади и др.). Налоговый период - время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого плательщик имеет обязанности по их уплате. Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Резидент - юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны. Нерезидент - юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования другой; физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др. [17, с.19] Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие: - применение налоговых льгот не носит избирательного характера; - инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства; - применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам; - порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне. Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих. Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что по своему характеру налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой - интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций [6, с. 40]. Рисунок 2 - Инструменты налоговой политики Примечание - Источник: [17, с. 47]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|