Налогообложение в Республике Беларусь
Налоговая система Беларуси и ее особенности Налоговая система Республики Беларусь представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает: - Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; - Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; - Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь; - Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь [3, с. 29]. Новая, ориентированная на рынок система налогообложении, была введена в Республике Беларусь с начала 1992 г. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных модели налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты на лотового законодательства, определяющие по каждому виду на лога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки льготы.
Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была довольно значительной -более 1/3. В дальнейшем налоговая система не однократно корректировалась с точки зрения перечня налога размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенные изменения произошли в части внебюджетных фондов большинство из которых были объединены и преобразованы бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Все это означает, что налоговая система и налоговое законодательство достигли неплохого уровня. И на сегодняшний день актуальность совершенствования внутренней структуры налогов сохраняется. Конечно, следует учитывать, что из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему республики, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и добавленную стоимость. Основанием для уплаты других налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например выпуск подакцизных товаров или ввоз таких товаров на территорию республики, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например, уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную стимулирующую направленность (к примеру, экологический налог - как инструмент, побуждающий к рациональному использованию природных ресурсов).
Сейчас острым остаётся вопрос о сокращении количества налогов. Однако, вместе с тем необходимо вести речь и о рационализации их структуры, оптимизации налогооблагаемой базы, упрощении механизма исчисления и процедуры взимания. Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 2 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику. Несмотря на объединение ряда мелких платежей, исчисляемых от аналогичной налоговой базы, позволившее сократить количество платежей в бюджет, резервы для продолжения такой работы с целью рационализации структуры налогов и упрощения механизма исполнения налоговых обязательств все еще имеются. Соответственно специалистам предприятий достаточно сложно правильно произвести все необходимые расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Однако требовать абсолютного упрощения налоговой системы, сводя ее к одному или нескольким налогам, считаем нецелесообразным. В государствах с достаточно сложной и многоотраслевой экономикой налоговая система, как правило, представляет собой сложный инструмент изъятия налогов из множества объектов налогообложения. Именно таким образом достигается стабильность формирования доходной части бюджета, что особенно актуально для стран с переходной экономикой, к числу которых относится и Республика Беларусь[9, с. 18]. На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин) - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; целевые сборы; сборы с пользователей, сбор с заготовителей, курортный сбор. В соответствии с действующим законодательством для отдельных категорий плательщиков и видов хозяйственной деятельности могут применяться особые режимы налогообложения. Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). К нему относятся: упрощенная система налогообложения; налогообложение в свободных экономических зонах; налог на игорный бизнес; налог на лотерейную деятельность; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг); налогообложение отдельных категорий плательщиков [17, с.63]. В настоящее время действующие в Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи в бюджет в зависимости от выполняемых функций и источников платы могут быть объединены в 7 укрупненных групп. ) Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно: налог на добавленную стоимость; налог с продаж автомобильного топлива; местные налоги и сборы (налог на продажу товаров в розничной торговой сети, сборы за услуги); отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог; целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; акцизы.
) Налоги на прибыль и доходы. Сюда входят налог на прибыль, налог на дивиденды и приравненные к ним доходы, подоходный налог с физических лиц, налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности). ) Налог на недвижимость. ) Налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков. К ним относятся: налог на приобретение автотранспортных средств, оффшорный сбор, местные налоги и сборы (целевые сборы, налог на рекламу). ) Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся: чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом из фонда заработной платы; земельный налог; экологический налог; плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации; плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств; плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде; плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню. ) Упрощенные системы налогообложения - это единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства. ) Прочие сборы [9, с. 18]. За последние годы налоговая система Республики Беларусь претерпела существенные изменения, как в части структуры, так и с позиций методологии исчисления отдельных налогов и, с учетом последних трансформаций, по составу налогов и механизму их администрирования соответствует подходам развитых стран. Сегодня плательщик уплачивает 6 платежей (налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в социальный фонд). Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на доходы от лотерейной деятельности) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы и т.п.).
Принятые меры позволили добиться существенного снижения налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2007 по 2011 год налоговая нагрузка на экономику, без учета взносов в ФСЗН, снизилась на 8 пунктов. Эти результаты достигнуты за счет отмены в 2006-2011 годах 26 платежей, по 9 налогам были снижены налоговые ставки. Упрощены механизмы основных налогов, изменены периоды их уплаты. В Беларуси с 2011 года отменены ряд налогов: местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки, местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли, некоторые платежи экологического налога, сокращено количество перечислений налогов в бюджет, усовершенствован механизм взимания основных налогов - налога на прибыль и НДС. Если на 1 января 2010 года налоговые органы осуществляли 47 административных процедур в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то на 1 января 2011 года их количество сократилось до 41, на 1 января 2012 года до 32. Причиной сокращения числа административных процедур явилась отмена различного рода справок, переход с разрешительного принципа осуществления административных процедур на заявительный (например, переход на упрощенную или иные системы налогообложения) [10]. С целью совершенствования налоговой системы, оптимизации состава налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь, с 2010 года был отменен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах. В связи с необходимостью компенсации потери части объема доходов бюджета вследствие упрощения налоговой системы и сокращения числа налогов было предусмотрено увеличение ставки НДС с 18 до 20%. Названные изменения налогового законодательства обеспечили упрощение налоговой системы, учета и отчетности, снижение трудозатрат организаций по осуществлению расчетов с бюджетом, а также позволили улучшить инвестиционную привлекательность Республики Беларусь [11, с. 17]. В бюджете на 2011 год был отменен местный налог на услуги и местный сбор на развитие территорий, а также три платежа в составе экологического налога: за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещение транзитом нефти и нефтепродуктов по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами; за производство и (или) импорт товаров, которые содержат в своём составе 50 и более процентов летучих органических соединений. Кроме того, из состава налоговой системы в 2011 году исключили два самостоятельных платежа путем включения сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в состав экологического налога и сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств нашей страны по территориям иностранных государств - в состав государственной пошлины. Всего в результате вносимых изменений отменили пять обязательных платежей, а два самостоятельных платежа переводятся в состав экологического налога и государственной пошлины. С целью совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (пошлин) изменился порядок уплаты налога на прибыль путем перехода на представление налоговой декларации по налогу на прибыль один раз в год с уплатой этого налога один раз в квартал. Кроме того, расширились возможности применения налоговой льготы по направляемой на капитальные вложения прибыли. В частности, при осуществлении инвестиций прибыль будет освобождаться от увязки с использованием амортизационного фонда [12, с. 19]. Проект Всемирного банка "Ведение бизнеса" исследует условия предпринимательской деятельности среди 183 стран по ряду индикаторов, одним из которых является "Налогообложение". При формировании рейтинга по степени благоприятности условий для уплаты налогов Всемирным банком учитываются три показателя: налоговая нагрузка; количество уплачиваемых обязательных платежей; время, затрачиваемое на их исчисление и уплату. В отчете "Ведение бизнеса-2012", составленном по законодательству 2010 года, Беларусь находится на 156-й позиции, годом ранее она занимала 183-е место. Было проанализировано, что сделано в Беларуси в этом направлении, то есть в налоговом законодательстве, которое вступило в силу в 2011 году, не считая трех платежей в составе экологического налога, о которых было упомянуто выше. Это отмена еще двух платежей в бюджет: местного сбора на развитие территорий (3% с прибыли), местного налога на услуги (5% с выручки). Введено декларирование налога на прибыль по итогам за год с квартальной уплатой текущих платежей вместо ежемесячного декларирования и уплаты данного налога. Сокращена периодичность уплаты НДС - плательщикам предоставлено право наряду с ежемесячной уплатой отчитываться и уплачивать НДС поквартально, отменены авансовые платежи по НДС. Упрощен порядок и увеличен объем налоговых вычетов по НДС. Например, предоставлено право принимать без ограничений к вычету входной НДС, уплаченный при приобретении, ввозе инвестиционных товаров. Также с 1 января 2012 года уменьшен налог на прибыль с 24 до 18%, а также о снижена ставки налога при упрощенной системе налогообложения с 8 % до 7 % - для плательщиков, не уплачивающих НДС, и с 6 % до 5 % - для плательщиков НДС [13]. Согласно п. 10 ст. 103 Налогового кодекса Республики Беларусь в новой редакции при изменении порядка исчисления НДС в 2012 году (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении: - отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав; - товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь; - предметов аренды (финансовой аренды (лизинга)). В связи с исключением из ст.93 НК подп. 1.1.7 в 2012 году прочее выбытие имущества не является объектом обложения НДС. Исходя из дополнений, внесенных в подп. 2.5.1 ст. 93 НК, объектами налогообложения НДС не признается безвозмездная передача не только имущества, но и работ, услуг организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества для осуществлении хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства [14, с.95]. Постоянно предпринимаются шаги по дальнейшему расширению применения упрощенной системы налогообложения (УСН). В частности, уже снижена ставка налога при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь с 3 % до 2 %, она распространена и на случаи реализации работ. Соответствующие изменения введены Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров" [15]. Несмотря на то, что к настоящему времени в Республике Беларусь практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, налоговая система не достигла своего совершенства и требует реформирования. Так как перечень налогов и сборов достаточно велик, то налоговая нагрузка превышает 40% с учетом ФСЗН (см. таблицу 2). Таблица 2- Динамика налоговой нагрузки в Республике Беларусь за 2000-2011гг.
Примечание ― Источник: [16, с.34; 20]
Налоговый гнет в странах ОЭСР находится в пределах от 52%(Швеция) до 30%(США). Согласно отчету «Doing Business 2008» Беларусь заняла шестое место по величине налоговой нагрузки. Во Франции, Финляндии, Австрии, Бельгии, Италии налоговая нагрузка на экономику колеблется в диапазоне 42-48%, а в Дании, Швеции - 48-52%. В Мексике, Польше, Словакии, Турции, ряде стран СНГ величина налоговой нагрузки варьируется в пределах 19-30% в ВВП. По оценке Всемирного банка, уровень налогового бремени в нашей стране в 2 раза превышает ожидаемый в стране с таким уровнем дохода на душу населения. Средняя величина налогов в ВВП в странах с таким, как в Беларуси, уровнем дохода составляет около 25%. Однако необходимо учитывать социальную направленность белорусской экономики. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий [16, c.33]. В 2011 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 26,8% к ВВП и по сравнению с 2010 годом сократилась на 0,5%. Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, упрощением порядка исчисления налоговых обязательств, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста в сопоставимых ценах 103,3%) по отношению к росту ВВП (темп роста - 105,3%). В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с 2010 годом он снизился на 1,1%. Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, устанавливаемых, как правило, в виде надбавок к цене товаров, работ, услуг и не зависящих от финансовых результатов деятельности плательщиков,сократился по отношению к 2010 году в сопоставимых ценах на 3,2%, а их доля в ВВП уменьшиласьс 13,5 до 12,4%. В общей сумме платежей этого вида 78% приходится на налог на добавленную стоимость. Удельный вес прямых налогов и сборов,объектами обложения которыми являются доходы и собственность плательщиков, составил 7,9% в ВВП и сократился по сравнению с 2010 годом на 0,7% [20]. Изменения в системе налогообложения за последние несколько лет носили радикальный характер, происходили достаточно быстро, в сжатые сроки. Такая срочность была обусловлена необходимостью принятия предупредительных мер по изменению налогового законодательства, с тем чтобы нивелировать разницу в условиях налогообложения между нашей страной и странами-партнерами по Таможенному союзу, особенно в случая, когда они по ряду позиций оказывались сильнее экономически. Но Беларусь по объективным причинам пока не сможет понизить ставку налога на добавленную стоимость до того уровня, который действует сейчас, например, а Казахстане (12%). В то же время сделать налоговое законодательство абсолютно прозрачным, простым и понятным плательщику, который бы затрачивал минимум времени на прочтение норм налогового законодательства, расчет и уплату налогов, не только можно, но и нужно. Такая работа станет основным трендом в деятельности налоговых органов на ближайшую перспективу. Перечень налогов изменений не претерпит, поскольку он приведен в соответствии с перечнями налогов стран с наиболее развитым налоговым законодательством. Ставки налогов сформированы в настоящее время на уровне, отражающем как положения бизнеса, так и возможности государства. Это в полной мере относится, например, к ставке налога прибыль, размер которой составляет 18%. Изменения в уровне налогообложения налогом на добавленную стоимость находятся в прямой зависимости от положения белорусской экономики [18, с. 27]. На основании проведенного анализа можно сделать следующий вывод: налоговая нагрузка в Республике Беларусь находится выше оптимальной и носит фискальный характер. В связи с этим снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования наряду с оптимизацией расходной части бюджета является основным направлением совершенствования бюджетно-налоговой политики [16, с 33].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|