Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути совершенствования налоговой системы и налоговой политики Республики Беларусь




В начале 2011 г. Советом Министров РБ была утверждена Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Основными задачами Программы являются обеспечение устойчивого экономического роста, роста валового внутреннего продукта, увеличение объема экспорта товаров и услуг, улучшение сальдо внешней торговли, а также увеличение объема инвестиций в основной капитал, в т.ч. за счет привлечения прямых иностранных инвестиций.

В Программе определены ключевые направления деятельности Правительства для реализации стратегии социально-экономического развития на 2011-2015 гг., в т.ч. в сфере бюджетно-финансовой и налоговой политики. Одна из основных задач налоговой политики - снижение налоговой нагрузки до 26 % к ВВП в 2015 г [15]. Также налоговая политика будет формироваться, исходя из необходимости дальнейшего упрощения налоговой системы и поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей.

Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательно закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты [19].

В части совершенствования налогового администрирования основными направлениями являются дальнейшее расширение сферы электронных услуг и переход на безбумажные технологии; предоставление плательщикам, подключенным к системе электронного декларирования, доступа к их лицевым счетам, который позволит получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом; создание центра электронного информирования, предоставляющего возможность налоговым органам в формате электронных и SMS-сообщений извещать плательщиков о переплате, наличии задолженности, суммах налоговых обязательств.

В части НДС продолжится работа по дальнейшему совершенствованию порядка предоставления налоговых вычетов. С учетом опыта экономически развитых стран прорабатывается вопрос по совершенствованию взимания имущественных налогов на основе рыночной стоимости объектов налогообложения, изучаются подходы по оптимальному налогообложению участников холдингов.

Программой поставлена задача продолжить улучшение структуры и механизмов взимания налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран. В ней предусмотрено совершенствование порядка предоставления налоговых вычетов по НДС, увеличение срока документального подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с 60 до 180 дней для целей применения ставки НДС в размере 0 %, введение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога.

В определенной степени поставленные задачи уже реализованы. В частности, срок для документального подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь уже увеличен с 60 до 180 дней.

Планируются дальнейшее снижение временных затрат на расчет и уплату налогов, оформление необходимых для этого учетных документов, отмена неэффективных налоговых процедур, уменьшение сроков и документов, необходимых для их осуществления, внедрение автоматизированной информационной системы "Расчет налогов".

Помимо решения перечисленных задач в НК планируется внести и ряд других изменений, направленных на совершенствование налоговой системы РБ, которые коснутся вопросов исчисления большинства налогов. Также планируется предусмотреть освобождение плательщиков от ответственности при совершении нарушения налогового законодательства, которое было обусловлено применением разъяснений, полученных от налоговых органов. Можно надеяться, что это будет первым шагом на пути развития в Республике Беларусь института предварительного налогового регулирования, иногда именуемого финансовым рескриптом [15].

января 2012 года начало функционировать интеграционное объединение трех постсоветских стран Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации - Единое экономическое пространство (ЕЭП). Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Однако для сохранения конкурентоспособности в ЕЭП Республике Беларусь необходимо дальнейшая модернизация национальной налоговой системы.

Эксперты Всемирного банка оценивают три основных индикатора: налоговые выплаты, временные затраты, налоговая ставка.

Индикатор налоговые выплаты отражает общее число налогов и отчислений, частоту и метод уплаты во второй год работы предприятия. В соответствии с исследованием наименьшее количество налоговых платежей, которые необходимо уплатить в течение года, установлено в Грузии (4 платежа), Казахстане (7платежей), Российской Федерации (9платежей), Республике Беларусь (18 платежей).

Индикатор временные затраты отражает количество часов, затрачиваемых сотрудниками предприятия на подготовку, подачу налоговой отчетности и уплату трех типов налога: НДС и налог с продаж, налог на доходы юридических лиц, отчисления в ФСЗН. В Республике Беларусь - 654 часа, Казахстане - 188, Российской Федерации - 290 часов.

Индикатор налоговая ставка отражает величину налоговой нагрузки на предприятие и выражается в процентах от его коммерческой прибыли. В Республике Беларусь - 63%, Казахстане - 28,6%, Российской Федерации - 47%

По всем трем показателям Республика Беларусь отстает от союзников, т. е. на практике мы являемся непривлекательными для инвесторов, и из-за высоких налоговых ставок наша продукция не конкурентоспособна на рынке Единого экономического пространства.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами, налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям:

) Необходимо и далее упрощать налоговую систему с тем, чтобы уменьшить количество времени, затрачиваемого сотрудниками предприятия на подготовку, исчисление и уплату налогов.

) Необходимо добиться стабильности налогового законодательства, то есть незначительное изменение не чаще одного раза в год.

) Необходимо сокращать налоговую нагрузку.

Сегодня Беларусь не может позволить себе проигрывать союзникам в инвестиционной привлекательности. Если налоговая нагрузка не будет снижена, то инвестиции пойдут в Казахстан, а наша продукция будет неконкурентоспособна по цене [24].

Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов. На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин) - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства. За последние годы налоговая система Республики Беларусь претерпела существенные изменения, как в части структуры, так и с позиций методологии исчисления отдельных налогов и, с учетом последних трансформаций, по составу налогов и механизму их администрирования соответствует подходам развитых стран. Изменения в системе налогообложения за последние несколько лет носили радикальный характер, происходили достаточно быстро, в сжатые сроки. Принятые меры позволили добиться существенного снижения налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2007 по 2011 год налоговая нагрузка на экономику, без учета взносов в ФСЗН, снизилась на 8 пунктов. Постоянно предпринимаются шаги по дальнейшему расширению применения упрощенной системы налогообложения (УСН). В частности, уже снижена ставка налога при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь с 3 % до 2 %, она распространена и на случаи реализации работ. Уровень налогового бремени в нашей стране все еще в 2 раза превышает ожидаемый в стране с таким уровнем дохода на душу населения. В связи с этим снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования наряду с оптимизацией расходной части бюджета является основным направлением совершенствования бюджетно-налоговой политики. Необходимо также и далее упрощать налоговую систему с тем, чтобы уменьшить количество времени, затрачиваемого сотрудниками предприятия на подготовку, исчисление и уплату налогов и добиться стабильности налогового законодательства (т.е. незначительное изменение не более одного раза в год). Однако необходимо учитывать социальную направленность белорусской экономики. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После изучения данной темы, можно сделать следующие выводы:

)   Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Налогам как относительно самостоятельной подсистеме сложной системы государственных финансов присущи фискальная, регулирующая (сдерживающая, стимулирующая, воспроизводственная), контрольная, социальная и перераспределительная функции. Длительная историческая практика налогообложения выработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени.

)   Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования.

)   Налоговая политика представляет собой составную часть экономической политики государства, направленную на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства: политика максимальных налогов, политика разумных налогов и политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

)   Для достижения справедливости налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями, с учетом существования среди них самых различных групп, объединяемых между собой по способности одинаково нести налоговое бремя. Система налогообложения должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения.

)   Налоговая система Республики Беларусь представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов. На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин) - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

)   За последние годы налоговая система Республики Беларусь претерпела существенные изменения, как в части структуры, так и с позиций методологии исчисления отдельных налогов и, с учетом последних трансформаций, по составу налогов и механизму их администрирования соответствует подходам развитых стран. Изменения в системе налогообложения за последние несколько лет носили радикальный характер, происходили достаточно быстро, в сжатые сроки. Принятые меры позволили добиться существенного снижения налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2007 по 2011 год налоговая нагрузка на экономику, без учета взносов в ФСЗН, снизилась на 8 пунктов.

)   Постоянно предпринимаются шаги по дальнейшему расширению применения упрощенной системы налогообложения (УСН). В частности, уже снижена ставка налога при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь с 3 % до 2 %, она распространена и на случаи реализации работ. Соответствующие изменения введены Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров".

)   Уровень налогового бремени в нашей стране все еще в 2 раза превышает ожидаемый в стране с таким уровнем дохода на душу населения. Однако необходимо учитывать социальную направленность белорусской экономики. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий.

)   Несмотря на принятые меры налоговая нагрузка в Республике Беларусь находится выше оптимальной и носит фискальный характер. В связи с этим снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования наряду с оптимизацией расходной части бюджета является основным направлением совершенствования бюджетно-налоговой политики. Необходимо также и далее упрощать налоговую систему с тем, чтобы уменьшить количество времени, затрачиваемого сотрудниками предприятия на подготовку, исчисление и уплату налогов и добиться стабильности налогового законодательства (т.е. незначительное изменение не более одного раза в год).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...