Инфракрасные лучи. Гигиенические требования к естественному освещению. Гигиенические требования к искусственному освещению.
Инфракрасные лучи. Длина волны 760 - 10000 нм. Основной эффект ИК-лучей - тепловой - усиление колебательных и ротационных движений молекул в тканях. Усиливают биологические эффекты УФО. Выделяют 2 части в ИК-лучах: а) длинноволновые ИК-лучи - более 1500 нм. Поглощаются поверхностными слоями кожи, и только потом вызывают прогревание подлежащих органов. Раздражают нервные окончания, возникает чувство жара, чувство жжения, б) коротковолновые ИК-лучи - 760 - 1500 нм. Глубже проникают в ткани, вызывая их нагревание, дают меньше субъективных ощущений. Биологические эффекты ИК-лучей: Под действием тепла происходит расширение сосудов - гиперемия кожи - ИК (тепловая) эритема (отличия от УФ эритемы - нечеткие границы, отсутствие загарного эффекта) и внутренних органов, повышение газообмена тканей, усиление выделительной функции почек, болеутоляющее действие, рассасывание воспалительных очагов – поэтому эти лучи применяются в физиотерапии. При чрезмерной интенсивности ИК – облучения наблюдается: а) нагрев мозговых оболочек - тепловой удар и обморок, б) повреждение ИК-лучами хрусталика - электромагнитная катаракта в) ожоги на коже разной степени тяжести. Гигиенические требования к естественному освещению. При проведении гигиенической оценки естественного освещения в помещении в первую очередь учитывают следующее: - ориентацию фасада здания по румбам (сторонам света – юг, восток, запад и др. ) – при выходе окон на юг, восток, юго-восток освещение в комнатах выше, - затененность окон другими зданиями, деревьями – согласно СНиП расстояние между зданиями должно быть не менее 1, 5 их высоты, деревья должны быть расположены не ближе 10м до здания ДДУ, школ,
- размеры, количество, форма окон в помещении, процент переплетов от площади окна – не более 25% площади окна, - наличие посторонних предметов на окнах - занавеси, зеленые растения и др. - они не рекомендуются в ДДУ и школах. Затем обязательно оценка естественного освещения в помещении проводится по основным его показателям. Количественные показатели естественного освещения: 1) Световой коэффициент (СК) - отношение суммарной площади окон в помещении к площади пола. В жилых комнатах норма СК - 1/8-1/10, в палатах больниц и кабинетах врачей в поликлинике СК - 1/5-1/6, в классах школ - 1/4-1/5, в операционных - 1/2-1/4. 2) КЕО – коэффициент естественного освещения - отношениеосвещенности на рабочем месте (в люксах - лк), к освещенности под открытым небом (лк), выраженное в процентах. Измеряется люксметром с фотоэлементом. Норма КЕО в жилых комнатах - 0, 5-0, 75%, палатах больниц - 1%, классах - 1, 5%, операционных - 1, 6-2, 5%. 3) Угол падения – зависит от удаленности рабочего места от ближайшего окна в помещениии должен быть не менее 27 градусов. 4) Угол отверстия – величина свободно видимого небосвода с рабочего места в помещении - не менее 5 градусов. Учитывая ряд положительных свойств естественного освещения, оно считается более предпочтительным по сравнению с искусственным освещением, если обеспечивает достаточный уровень освещенности. Очень часто уровня естественного освещения в помещении недостаточно (туманный день, ночное время) и необходимо включать искусственное освещение. Сочетание естественного и искусственного освещения называется комбинированным освещением. Гигиенические требования к искусственному освещению. Общие требования к искусственному освещению: - оно должно быть достаточным по уровню освещенности (обеспечивать нормы освещения на рабочем месте),
- приближаться по спектру к естественному солнечному свету (однако в спектре ламп накаливания по сравнению с солнечным светом много красно-оранжевых лучей, люминесцентные лампы БС дают много голубых лучей – лучше применять люминесцентные лампы ТБС), - быть равномерным в пространстве – искусственное освещение не должно создавать в помещении резких контрастов в освещенности, поскольку при этом быстрее наступает утомление из-за постоянной световой адаптации органов зрения, - быть равномерным во времени. Однако люминесцентные лампы из-за высокой частоты мигания дают стробоскопический эффект - не рекомендуются для точных мелких работ, - не ослеплять органы зрения – отсутствие чрезмерной интенсивности освещения. Главный показатель достаточности искусственного освещения - освещенность поверхностей в помещении в люксах. Измеряется люксметром с помощью фотоэлемента.
НОРМАТИВЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Примечание: * - для люминесцентных ламп Системы искусственного освещения: - общее освещение (светильники на потолке) - норма в жилой комнате 40-50лк, в классе 150лк, в операционной 300лк (нормы для ламп накаливания, для люминесцентных ламп - в 2 раза больше), - местное освещение (на рабочем месте) - норма в жилой комнате 100лк, в классе - нет, в операционной 3-10 тыс. лк (10000 лк – для микроскопических операций), - смешанное освещение - местное и общее вместе – норма в жилой комнате -150 лк. Гигиеническая характеристика источников освещения: - свечи, керосинки и т. п. Недостатки - неравномерность освещения во времени, загрязнение воздуха в помещениях, - лампы накаливания - спектр отличается от естественного света - люминесцентные лампы - неравномерность во времени, отличия в спектре. Типы осветительной арматуры: - светильники прямого света (лампа находится под абажюром, лучи света прямо направлены вниз) – дают высокий уровень освещения на рабочей поверхности, но создают контрасты в освещении в разных углах комнаты, возможно ослепление глаз при взгляде на такую лампу,
- светильники отраженного света - лампа расположена над непрозрачным колпаком, лучи света вначале идут на потолок, создавая световое пятно, а затем – вниз на рабочие поверхности – не дают ослепляющего эффекта, но для получения нормального уровня освещения нужен более мощный источник света и расход электроэнергии, - светильники рассеянного света (молочные шары) – свет идет во всех направлениях равномерно - лучше всего применять в учебных помещениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|