Руководство выпускной квалификационной работой
В целях контроля процесса написания ВКР, а также оказания студенту теоретической и практической помощи выпускающей кафедрой назначается научный руководитель. В обязанности научного руководителя входит: - оказание практической помощи в процессе выбора темы исследования; - содействие в разработке календарного графика на весь период написания работы; - выдача задания на квалификационную работу; - оказание помощи при выборе методики проведения исследования; - консультирование студента по вопросу наиболее подходящей для использования литературы и возможных источников получения необходимой для проведения исследования информации; - контроль процесса выполнения квалификационной работы; - проведение систематических, предусмотренных расписанием консультаций; - оценка выполненной работы с точки зрения ее соответствия предъявляемым требованиям и подготовка отзыва о работе; - оказание помощи в подготовке работы к защите, проведении ее презентации. Студент обязан постоянно информировать научного руководителя о ходе подготовки квалификационной работы, консультироваться по всем возникающим вопросам, ставить в известность при каких-либо возможных отклонениях от утвержденных сроков выполнения работы. Процесс научного руководства можно условно разделить на три этапа: - общие рекомендации по способу проведения исследования, возможные варианты получения информации, разработка плана исследования; - выявление недостатков в работе с точки зрения обоснованности выводов, методики проведения исследования, выбранного стиля написания, а также выдача рекомендаций по способу их устранения; - после получения от студента окончательного варианта работы научный руководитель выступает в роли эксперта, оценивающего работу с указанием качества проведенного исследования, степени принятия рекомендаций, выданных ранее, а также дает заключение о целесообразности допуска работы к защите.
По завершении работы на кафедре заслушиваются доклады научных руководителей о степени готовности квалификационных работ и принимается решение о допуске к защите. При этом решается вопрос о назначении рецензентов из числа специалистов соответствующей квалификации (или данной отрасли знаний)
Содержание и структура выпускной квалификационной работы
Требования к содержанию и структуре работы определяются документами учебно-методической комиссии учебного департамента, кафедры и настоящими методическими указаниями. Достаточно сложной задачей при написании выпускной квалификационной работы является определение проблемы исследования. С проблемой связан объект и предмет исследования. Объект (т.е. что изучаем) – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Понятие предмет (т.е. то, на предмет чего изучаем объект) исследования значительно у́же и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в данной работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором работы. Именно предмет исследования определяет тему квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Так же, как и проблема, объект и предмет исследования первоначально формулируются совместно с руководителем. Следующий элемент, который необходимо сформулировать – цель исследования. Существенная особенность цели как элемента методологического аппарата состоит в том, что она объединяет и выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимосвязи. Иначе говоря, цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении дипломной работы.
В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны, и отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Так, например, цели и задачи по теме «Анализ экологической опасности проектируемых объектов хозяйственной деятельности (на примере ХМАО-Югры)» можно сформулировать следующим образом: Целью дипломной работы являлся анализ экологической опасности проектируемых объектов хозяйственной деятельности на примере ХМАО-Югры. Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить ряд задач: а) систематизировать информацию о проектируемых объектах, документация по которым представлялась на государственную экологическую экспертизу; б) провести анализ проектируемых объектов хозяйственной деятельности по отраслям экономики и типам проектов; в) провести анализ проектируемых объектов по степени их экологической опасности; г) провести территориальный анализ проектируемых объектов хозяйственной деятельности. Решаемые задачи должны быть выстроены в логически правильном порядке, что определит верную структуру выполняемой работы. Итак, содержание работы должно раскрывать тему исследования, иметь четкую структуру, и кроме титульного листа и оглавления должно включать: - введение; - реферативная часть; -самостоятельная часть; - заключение; - список литературы; - приложения. Охарактеризуем кратко каждый элемент содержания. Введение - это краткий, вступительный раздел научного исследования, в котором обосновывается актуальность и своевременность изучения выбранной темы. Исследование считается актуальным, если оно направлено на решение важных проблем, которые имеют место в практике научных исследований. Наиболее убедительно актуальность темы показывает проблема исследования. Обычно для выделения и обоснования проблемы проводится краткий анализ истории ее возникновения и направлений исследования проблемы в науке. Во введении нужно показать, что решение проблемы научными средствами представляет существенный теоретический и практический интерес. Следует раскрыть, какое значение будет иметь решение этой проблемы.
Введение должно содержать чёткую формулировку оригинальной цели; основные задачи исследования; объект и предмет исследования; новизну и практическую значимость исследований; источники получения основных материалов (организации, творческие коллективы, самостоятельные исследования); обоснование методов исследования; перечень видов и объем исследований, выполненных студентом самостоятельно или в составе творческого коллектива. Если выпускник выполнял исследования в составе творческого коллектива, то необходимо указать свой вклад в общее исследование. Также следует определить личный вклад исполнителя в проведенной работе, основанной на анализе заимствованных (литературных, ведомственных, отчетных) документов. Общий объём введения может составлять не более двух страниц. Реферативная часть рукописи должна отразить общую профессиональную подготовку автора, а также знакомство с состоянием исследований и практическими разработками в выбранной области и должна включать по возможности не только отечественные, но и зарубежные работы. Самостоятельная часть, как правило, выполняется по материалам, собранным в период прохождения производственной практики. Должна представлять собой законченное исследование и составлять не менее половины объема работы. Заключение по содержанию должно соответствовать своему предназначению – быть итоговой, обобщающей, заключительной частью проведенного исследования.
В заключении обычно отмечается, как выполнены задачи и достигнута ли цель, поставленная во введении. Здесь следует четко и ясно указать, какие главные результаты были получены при выполнении данной работы, обосновать их правильность, достоверность и полезность. Описание результатов исследования должно содержать оценку достоинств и недостатков проведенного исследования. Если же поставленную задачу решить не удалось или она решена не до конца, то об этом следует написать в заключении научного исследования. Из этого вовсе не следует, что данная работа выполнена плохо или не завершена, просто таково одно из правил научной этики. Присутствие в заключении собственных суждений автора о том, что из первоначальных предположений в ходе исследования не подтвердилось, от чего пришлось отказаться, что изменить, какие трудности и почему возникли в ходе исследования и как они преодолевались, показывает методологическую грамотность выпускника, его способность к самоанализу и самооценке. Выводы и предложения излагаются кратко. Они должны органично следовать из соответствующих глав курсовой работы. Выводы нельзя обосновывать данными и фактами, которые не включены в текст работы. Выводы и предложения рекомендуется выделять в тексте, например, нумеровать. Итак, заключение должно иметь: - краткие выводы по результатам всей проделанной работы; - разработку рекомендаций по конкретному и дальнейшему использованию результатов выполненного исследования; - оценку возможностей применения результатов, полученных в курсовой работе. Список литературы должен включать все источники, на которые имеются ссылки в работе. По его содержанию определяют, насколько полно автор использовал литературу по данному вопросу. Библиографический список также представляет самостоятельную ценность как справочный материал для дальнейших исследований. В список включаются труды, прямо относящиеся к теме дипломной работы, и труды общего характера, в которых имеются разделы по теме исследования. Особую ценность представляют зарубежные издания, перевод на русский язык которых выполнил сам студент. Их следует привести в конце «Списка литературы» на соответствующем иностранном языке и указать в скобках – «перевод автора». Наличие авторских переводов является преимуществом при участии в конкурсе лучших курсовых работ. Список литературы должен включать не менее 20-25 наименований и составляться по алфавиту. Приложения содержат вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.
Не следует заполнять приложения таблицами, которые содержатся в публикуемых и общедоступных статистических сборниках и отчетах (лучше делать в тексте ссылки на эти материалы, с указанием страниц). В объем текста научной работы приложения не включаются, вместе с тем, не стоит перегружать работу большим количеством приложений. Объем квалификационной работы (без приложений) не должен, как правило, превышать 50 страниц. Работа должна содержать достаточное для восприятия результатов количество иллюстративного материала в виде карт, схем, рисунков, графиков и фотографий. Работа переплетается и сдается в бумажном и электронном вариантах. Работа должна выполняться в единой стилевой манере научным языком, в ней не приемлемы грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки. Работа должна строиться так, чтобы переход от первой главы к другой был необходимым, чтобы предшествующее вело к последующему. Каждая глава представляет собой самостоятельную, достаточно большую по объему и логически завершенную часть научного изыскания. Поэтому она имеет собственное название, которое должно полностью соответствовать общей теме исследования и не выходить за ее рамки. При делении главы на разделы, название и содержание последних подчиняется общему названию главы и должны быть связаны с задачами исследования. Тексты глав заканчиваются выводами по проведенной части исследования и соответствовать задачам данной главы. Поэтому выводы кратко, в обобщенной форме указывают, какие результаты получены автором при написании данной главы. Нежелательно, чтобы название какой-либо главы полностью совпадало с названием квалификационной работы, а название какого-то параграфа дублировало название главы. При изложении выполненной работы студент должен четко обозначить свой индивидуальный вклад в решении поставленных задач. Пример содержания выпускной квалификационной работы представлен в приложении А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|