- Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2)
- способностью к проведению учебных занятий по истории средних веков в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (ПК-5);
- умением готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и вне-классных мероприятий на основе существующих методик (ПК-6);
в научно-исследовательской деятельности:
- владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов
и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3);
- владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-4).
Главная роль в изучении курса отводится лекционному курсу, в котором рассматриваются наиболее сложные, ключевые вопросы и актуальные теоретические положения. Семинарские занятия – необходимая и очень важная часть учебного процесса, способствующая углублению и закреплению знаний ряда узловых проблем, содержащихся в лекционных курсах. Изучение истории древних народов – весьма сложный процесс. Это объясняется в первую очередь скудостью и специфическим характером дошедших до нас источников: фрагментарностью, односторонностью, в случае с письменными источниками – еще и тенденциозностью, переделками последующих времен. По истории наука располагает разного рода источниками: вещественными, или археологическими памятниками (остатки древних поселений, орудия труда, оружие, предметы быта, памятники архитектуры, искусства), надписями, монетами, данными языка, фольклорными произведениями, сочинениями древних авторов - поэтов, драматургов, ученых (в том числе историков, географов, философов), ораторов, публицистов. Только путем комплексного изучения различных видов источников можно найти правильный путь к решению сложных проблем истории и культуры народов древнего мира.
Содержание дисциплины.
Содержательный модуль 1. История накопления этнологических знаний
Содержательный модуль 2. Этнологическое исследование народов мира по контенентам
6. Виды учебной работы: лекции, практические работы.
7.Форма аттестации по дисциплине: экзамен.
Объем дисциплины (модуля)
Семестр
Общее количество часов
Количество зачетных единиц
Контактные часы
СР
Итоговый контроль (экзамен, зачет, диф. зачет, курсовая работа (проект))
Всего
л
п
с
Лаб
ОФО
1
144
36
36
18
18
81
экзамен
ЗФО
2
123
36
12
6
6
123
экзамен
9. Тематический план лекций
Дневная форма обучения
№ лекции
Тема занятия и вопросы лекции
Количество часов
1
Тема лекции. Введение. Предмет цели и задачи дисциплины общая этнография.
Основные вопросы:
1. Происхождение науки о народах мира и ее различные названия. Этнография и этнология – соотношение понятий.
2. Этнология как историческая дисциплина. Объект, предмет, цели и задачи этнологии. Этнологические субдисциплины: этнолингвистика, этническая история, этническая экология, историческая этнография, фольклористика, расоведение, этнопсихология.
3.Смежные дисциплины: демография, социология, география, антропология. Этнологическая терминология. Многозначность терминов.
2
2
Тема лекции. История накопления этнологических знаний
Основные вопросы:
1. Древний Восток: знания о соседних народах. Библия как источник этнографических сведений. Античный мир: накопление и первые попытки обобщения этнографических фактов (Фукидид, Аристотель, Геродот, Страбон, Цезарь, Тацит, Аммиан Марцелин).
2. Средневековый Восток: Сыма Цянь. Арабские географы Ибн-Фадлан, Аль-Бируни, Ибн-Батутта. Средневековая Европа: Византия (Прокопий, Иордан, Маврикий, Константин Багрянородный). Путешествие в Центральную Азию Плано Карпини и Виллема Рубрука. Иоганн Шильтбергер. Значение «великих географических открытий» в накоплении этнографических материалов. Открытие Америки (Колумб, Кабот, Писсаро, Ж.-Ф.Лафито).
3. Новое время: формирование этнологии как самостоятельной науки в середине XIX в. Истоки эволюционизма в этнографии и его основные принципы. А.Бастиан, Э.Тайлор, Дж.Леббок, И.Бахофен, Мак-Леннан, О.Конт, Л.Морган, К.Д.Кавелин, Л.Н.Штернберг. Культурно-историческое, биологическое, социологическое и географическое направления в эволюционизме. Кризис эволюционизма. Марксистская теория в этнографии. Теоретические предпосылки диффузионистского направления. Антропогеографическая школа (Ф.Ратцель). Теория культурных кругов (Ф.Гребнер, В.Шмидт). Фрейдизм. Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм). Функционализм (Б.Малиновский). Американская историческая школа (Ф.Боас). Американская этнопсихологическая школа (Р.Бенедикт, А.Кардинер). Культурный релятивизм. Неоэволюционизм (Л.Уайт, Дж.Стюард). Структурализм (А.Р.Радклифф-Браун). Советская этнографическая школа (С.Толстов, А.Золотарев, Н.Чебоксаров, Ю.Бромлей, С.Арутюнов).
2
3.
Тема лекции. Методика этнографических исследований
Основные вопросы:
1. Полевая этнография: метод непосредственного наблюдения, метод этнографического эксперимента, опрос и анкетирование, метод стационарного исследования. Сравнительно-исторический метод. Типологический метод. Метод картографирования. Комплексный метод. Организация этнологической науки. Научные общества, музеи, периодические издания.
2. Понятие о материальной культуре как предмете этнографического исследования. Методы типологизации. Основные тенденции в историческом развитии материальной культуры. Земледелие и его основные типы. Земледельческие орудия. Животноводство и его специфика в различных районах мира. Жилище и его типологизация. Охота: основные направления и орудия. Собирательство.
3. Этнос – объект изучения этнологии. Проблема исторических форм этноса. Виды этнических процессов. Этнические факторы в истории и в современной жизни. Соотношение этносов и археологических культур. Традиции и инновации.
4. Классификация народов мира. Этнический состав народов мира и принципы его классификации. Географическая классификация народов по крупным регионам. Лингвистическая классификация народов мира по языковым семьям. Схема родственных отношений языков: языковая семья – языковая ветвь – языковая группа – язык. Антропологическая классификация народов мира. Большие человеческие расы. Малые и контактные, смешанные расы.
5. Классификация по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям. Хозяйственно-культурные типы охотников, рыболовов, собирателей, мотыжных земледельцев, кочевых скотоводов, плужных земледельцев, прочие хозяйственно-культурные типы. Понятие «историко-этнографическая область».
2
4.
Тема лекции. Народы Австралии и Океании
Основные вопросы:
1. Народы Австралии и Тасмании. Расселение коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху и их судьба в колониальное время. Проблема этногенеза. Языковая и антропологическая принадлежность. Хозяйственно-культурные группы и историко-этнографические области. Хозяйство и материальная культура различных групп коренного населения. Образ жизни и годовой хозяйственный цикл. Орудия производства и оружие. Поселения и жилища, одежда, предметы быта. Семейно-брачные отношения, традиции, обряды и ритуалы. Парный брак и парная семья. Геронтократия и ее сущность. Социальная структура. Проблема локальной группы, рода. Фратрии и фратриальное деление. Экзогамия и брачные классы. Мужской и женский счет локальности. Возрастные классы и инициации. Институты власти. Межплеменные отношения и обмен. Духовная культура австралийских аборигенов. Религиозные представления и обряды. Устное народное творчество, музыка, изобразительное искусство. Европейская колонизация и современное население.
2. Народы Микронезии. Проблемы этногенеза и заселения Микронезии человеком. Хозяйственно-культурные группы. Занятия. Производящее и присваивающее хозяйство. Орудия труда и оружие. Материальная культура: жилища и поселения, костюм, водные транспортные средства. Проблемы социальных отношений. Сочетание первобытных и раннеклассовых отношений. Имущественное и социальное расслоение. Община. Семейно-брачные отношения. Духовная культура. Религиозные верования. Фольклор.
3. Народы Меланезии и Новой Гвинеи. Расселение этнических групп. Языковая и расовая принадлежность. Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Проблемы этногенеза и миграций. Хозяйство и материальная культура. Формы тропического земледелия и его типы. Скотоводство. Значение охоты, рыболовства и собирательства. Поселения и жилища. Костюм и украшения. Средства передвижения. Пища. Социальная структура. Семейно-брачные отношения. Парный брак. Родовая община. Материнская и отцовская локальность рода. Мужские союзы. Мужские дома. Тайные союзы. Процесс разложения первобытнообщинных и складывание классовых отношений. Роль вождей. Духовная культура. Религиозные верования. Представления о силе «ману». Табуация. Обряды. Народное искусство. Европейская колонизация и современные этнокультурные процессы.
4. Народы Полинезии. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения Полинезии. Языки и расовая принадлежность. Занятия полинезийцев. Значение рыболовства и мореходства. Материальная культура. Домашние производства и ремесла. Обмен. Социальная структура. Общинные и родовые отношения. Семейно-брачные отношения. Собственность на орудия и средства производства. Процессы имущественного и социального расслоения. Зачатки кастовой системы. Процессы складывания ранней государственности. Роль старейшин и вождей. Духовная культура. Культ богов природы, представления о табуации. Культ предков и вождей. Зачатки письменности. Положительные знания. Фольклор. Легенды и исторические предания. Народное искусство. Колонизация и возникновение новых групп населения. Современные этнокультурные процессы и этническая консолидация.
2
5.
Тема лекции. Народы Зарубежной Азии. Народы Западной Азии. Народы Южной Азии.
Основные вопросы:
1. Этнический, лингвистический и антропологический состав народов Зарубежной Азии. Историко-этнографические области. Палеоантропологические находки. Древние центры возникновения производящего хозяйства и сложения цивилизаций. Особенности этнических процессов.
2. Народы Западной Азии. Этногенез и этнический состав на разных этапах истории. Древние цивилизации. Хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика социальных отношений у оседло-земледельческого и кочевого населения. Материальная культура. Ремесло, обмен. Средства передвижения. Духовная культура. Роль ислама. Современные этнокультурные процессы.
3. Народы Южной Азии. Этнический состав. Языковые семьи. Антропологические группы. Особенности исторического развития. Историко-этнографические группы и хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Тропическое земледелие и присваивающее хозяйство. Специфика социально-экономических отношений. Кастовая система. Положение «племенного населения». Особенности социальных отношений у разных групп населения. Брак, семья и семейные отношения. Материальная культура. Ремесло. Торговля. Духовная культура. Ислам и индуизм. Джайнизм и другие религии. Первобытные верования. Фольклор. Народное искусство.
2
6.
Тема лекции. Юго-Восточной Азии. Народы Центральной и Восточной Азии.
Основные вопросы:
1. Народы Юго-Восточной Азии. Проблемы формирования этнического состава населения Юго-Восточной Азии. Этнические общности. Языковые семьи и антропологические группы. Историко-этнографические области. Особенности развития и связи с другими областями мира. Хозяйство. Тропическое и орошаемое земледелие. Животноводство. Хозяйственно-культурные типы и специфика отсталых этнографических групп. Передовые по социально-экономическому развитию народы. Специфика социальных отношений. Пережитки первобытных отношений. Патриархальные и феодальные отношения. Духовная культура. Ислам. Своеобразие местного буддизма. Пережитки индуизма в Индонезии. Народное творчество. Театр, музыка, танцы. Первобытные религиозные представления.
2. Народы Центральной и Восточной Азии. Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Тропическое земледелие и присваивающие отрасли хозяйства. Рыболовство в прибрежных областях. Проблемы этногенеза китайцев. Китайские языки. Антропологические группы. Специфика хозяйства, материальной и духовной культуры, социального строя. Народы Монголии. Хозяйство и материальная культура. Народы Тибета. Этнический состав. Древние и современные формы хозяйства. Социальный строй. Проблемы этногенеза японцев и айнская проблема. Характеристика традиционного хозяйства, культуры, быта. Религиозные верования. Народы Кореи. Проблемы этногенеза.
4
7.
Тема лекции. Народы Африки
Основные вопросы:
1. Историко-этнографические области, языковые семьи и группы. Антропологический состав. Хозяйственно-культурные типы. Антропогенез и африканские находки. Древняя и средневековая культура народов Африки. Европейская цивилизация, разрушение государств и культур тропической Африки.
2. Северная Африка и древняя культура плужного земледелия. Египет и Магриб. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика хозяйства и общественного строя. Духовная культура. Ислам.
3. Восточный Судан и народы банту. Земледелие и животноводство. Материальная культура. Особенности социального развития. Имущественное и классовое расслоение. Сочетание первобытнообщинных традиций и классовых отношений. Государство Конго. Сельская община. Семейно-брачные отношения. Духовная культура. Религия. Народное искусство. Народы Судана. Этнические группы и политические образования. Тропическое земледелие с выжигом леса. Животноводство. Металлургия и ремесла. Разложение первобытнообщинных и складывание классовых отношений. Государства Ашанти и Дагомея. Духовная культура.
4. Народы Восточной Африки. Эфиопия и Сомали. Комплексное хозяйство. Роль земледелия и скотоводства. Роль кочевого скотоводства. Ремесло и торговля. Материальная культура и особенности социально-экономического развития.
5. Остальные народы Южной Африки. Койсанские языковые группы. Готтентоты-животноводы. Охотники-собиратели бушмены. Пигмеи – проблема происхождения и социально-экономических отношений.
6. Население Мадагаскара – малагасийцы (мальгаши). Хозяйство и материальная культура. Социальный строй. Духовная культура. Современнее этнические и культурные процессы в Африке. Сложение новых этнических общностей. Развитие культуры. Изменения в быту.
4
8.
Тема лекции. Народы Америки
Основные вопросы:
1. Заселение Америки человеком и гипотезы о путях миграций. Языковые семьи и антропологические типы коренного населения. Европейская колонизация и ее этнокультурные последствия.
2. Народы Северной Америки. Расселение и хозяйственно-культурные типы этнических групп. Арктические охотники и рыболовы. Оседлые рыболовы северо-западного побережья. Лесные охотники. Конные охотники на бизонов прерий. Земледельцы востока и юго-востока континента. Собиратели и охотники Калифорнии. Земледельцы пуэбло. Хозяйство и материальная культура у разных групп населения. Общественный строй и духовная культура.
3. Народы Центральной и Южной Америки. Этнические и хозяйственно-культурные типы. Древние земледельческие цивилизации Перу и Мексики. Майя, ацтеки, инки и др. Современные плужные и мотыжные земледельцы. Охотники и собиратели тропиков и южной оконечности континента (огнеземельцы). Социальная структура. Семейно-брачные отношения. Собственность на орудия и средства производства. Особенности раннеклассовых обществ Центральной и Южной Америки. Община. Локальные группы. Роль предводителей.
4. Духовная культура. Религии классовых и первобытных обществ. Фольклор. Народное искусство. Формирование этнического состава современного населения Америки. Индейские народы и народы европейского происхождения в Северной Америке. Проблема американской нации. Формирование населения Канады. Формирование этнического состава Центральной и Южной Америки. Роль индейских, африканских и европейских элементов.
4
9.
Тема лекции. Народы Зарубежной Европы
Основные вопросы:
1. Историко-этнографическое районирование. Этнический состав, языковые семьи. Проблемы этногенеза и этнической истории. Значение «великого переселения народов».
2. Средневековые миграции и формирование современных этнических групп. Традиционные занятия в разных областях Европы. Материальная культура. Семья и семейные отношения. Социальные отношения. Роль средневековой общины. Духовная культура. Народные дохристианские верования. Фольклор. Народное искусство. Современные этнические процессы.
2
10.
Тема лекции. Народы СНГ Восточнославянские народы. Неславянские народы
Основные вопросы:
1. Восточнославянские народы. Численность и расселение. Диалектные особенности. Антропологические группы. Этногенез и этническая история восточнославянских народов. Формирование русского, украинского и белорусского этносов. Этнографические группы русских, украинцев и белорусов. Историко-этнографические области и их специфика в сфере хозяйства, материальной и духовной культуры. Особенности поселений и жилищ, костюма, транспортных средств, пищи, орудий труда и утвари. Сельская община и патриархальные семейные отношения. Календарные обряды и обычаи. Фольклор и изобразительное искусство. Роль дохристианских верований.
2. Неславянские народы Восточной Европы. Нации и народности. Языковая и антропологическая классификация. Историко-этнографические области. Народы Прибалтики, юга Восточной Европы, Поволжья, Южного Приуралья. Хозяйственно-культурные типы. Традиционные виды хозяйства, материальной и духовной культуры. Земледелие, скотоводство. Промысловая и земледельческая зона Севера.
4
11.
Тема лекции. Народы СНГ Народы Кавказа и Средней Азии и Казахстана
Основные вопросы:
1. Народы Кавказа. Лингвистический и антропологический состав народов Кавказа. Проблема этногенеза. Хозяйственные типы. Общие черты и региональные особенности в хозяйстве, материальной и духовной культуры народов Кавказа. Родовые и общинные отношения. Особенности феодального развития. Религиозные верования. Ислам. Христианство. Пережитки древних верований. Народное творчество.
2. Народы Средней Азии и Казахстана. Историко-этнографические области и этнические группы. Проблемы этногенеза и этнической истории. Иранцы и тюрки. Хозяйственно-культурные типы. Орошаемое, плужное и мотыжное земледелие, животноводство. Огородничество. Роль технических культур. Кочевое и полукочевое скотоводство. Общее и особенное в материальной культуре, семейных отношениях, духовной культуре. Специфика феодальных отношений у земледельческих, патриархально-кочевых и скотоводческих народов.
3. Народы Сибири. Этнический состав населения Сибири. Языки и антропологические группы коренного населения. Проблемы этногенеза и этнической истории.
2
12.
Тема лекции. Народы Украины и Крыма
Основные вопросы:
1. Современный этнический состав населения Украины. Историко-этнографические районы и этнографические группы. Формирование украинской народности и нации. Хозяйство и материальная культура. Духовная культура украинского народа. Современные этнические процессы в Украине.
2. Сложность этногенетических процессов в Крыму и влияние на них природно-географических условий. Таврская проблема. Скифы и сарматы. Греки-эллины. Этнические процессы в эпоху «великого переселения народов». Конфессиональный фактор в формировании этнических общностей Крыма. Проблемы этногенеза крымских народов и современные этнические процессы в Крыму. Материальная и духовная культура крымских татар, греков, болгар, армян, караимов и крымчаков.
4
Итого:
36 /32
Темы семинарских занятий
№
занятия
Тема занятия
Форма проведения (актив., интерактив.)
Количество часов
ОФО
ЗФО
1
Этнология как наука
2
2
2
Теория этноса. Этногенез. Этнические и этносоциальные процессы
2
2
3
Этническая культура
4
Классификация народов мира
2
5
История становления этнологии как науки. Эволюционная школа сер. XIX – нач. XX в.
6
Расистское направление
2
2
7
Психоаналитическая школа в этнологии
8
Социологическая школа
9
Структурный функционализм
2
2
10
Американская школа исторической этнологии (Школа Боаса)
11
Американская культурно-эволюционная школа
2
2
12
Неофункционализм
13
Отечественная этнология (этнография)
2
2
14
Этнография народов мира
15
Классификация народов мира
2
2
ИТОГО
18
16
Фонд оценочных средств
a. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля) и видов оценочных средств
Этапы формирования компетенции
Критерии сформированности на этапе
Оценочные средства
ОПК-2
ПК-12
ПК-15
Знаниевый этап (знать)
предмет, объект и методы охраны культурного наследия;
проблемное поле дисциплины;
основные этапы истории охраны памятников истории и культуры;
действующие нормативные акты;
Тестовый контроль, рефераты, теор. часть контрольной работы
Деятельностный этап (уметь)
классифицировать памятники истории и культуры РФ;
анализировать нормативные акты в области «Охраны и сохранения памятников истории и культуры»;
принимать решения касательно охраны и сохранения памятников истории и культуры, опеределения ценности памятника и его состояния;
провести сравнительный анализ нормативных документов в области памятникоохранительной деятельности в РФ;
Контрольная работа (практич.часть), практические и лабораторные занятия, коллоквиум
Личностный этап (владеть)
навыками работы с учебной и методической литературой, нормативными документами и законодательными актами в сфере охраны культурного наследия.