Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 100 слушать-смотреть-вспоминать-осязать




УПРАЖНЕНИЕ 100 СЛУШАТЬ-СМОТРЕТЬ-ВСПОМИНАТЬ-ОСЯЗАТЬ

                         

Это индивидуальное, " круговое" упражнение на переключения органов чувств. Он может выполняться и как групповое.

По команде, или без нее, ученик попеременно:

1) слушает реальные звуки (см. № 80), 2) смотрит на знакомые предметы, стараясь увидеть в них что-то новое, н замеченное до сих пир (см. № 34), 3) вспоминает какой-нибудь недавний жизненный эпизод, с мысленной речью вслу или про себя (см. № 71), 4) осязает (см. № 91), 5) слушает и т. д.

Такое упражнение хорошо настраивает " творческий инструмент" к работе, поэтом его целесообразно проводить в самом начале урока.

С каждым днем надо сокращать время на переключение от одного вида восприятий другому. Можно сказать, что упражнение это как бы формирует кнопки: нажал одну и мгновенно увидел (то есть стал активно действовать, а не безучастн смотреть). Нажал другую - и мгновенно погрузился в активное воспоминание, отключившись от всего, что окружает. Нажал третью- и воспоминания как не бывало, а я осязаю, тщательно исследую предмет, лежащий возле меня. Активность каждог действия-обязательное условие в этом упражнении. Можно слушать, смотреть, вспоминать и осязать с мысленной речью (вслух или про себя). Тренируя логику последовательность мысли-видения, нужно при каждом возобновлении однородны восприятий продолжать мысль-видение с того момента, на каком их прервал переключение.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 101 ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК

                         

Присоединим к известным нам видам памяти восприятий еще два: память обонятельны и память вкусовых восприятий.

Ученики в полукруге.

- Представьте себе, что на полу перед вами стоит тазик. Он волшебный, потому чт по нашему желанию сам наполняется чем угодно. Теперь в каждом тазике перед нам мед. Вспоминаете.? Золотистый, прозрачный. .. Слегка качните тазик, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете?

Окуните палец, подденьте немного меду. Видите, как он стекает по пальцу, тяжело струйкой льется в тазик? Попробуйте его на вкус.

Не торопясь, помогая воспоминанию мысленной речью, добиваемся четкой памяти все ощущений.

- А теперь в тазике бензин!

Что еще может быть в тазике? Чередуются самые разнообразные и неожиданные вещи:

Сметана, а потом одеколон.

Нефть, а потом малиновое варенье.

Какао, а потом клей.

йод, а потом молоко.

Кетовая икра, а потом лягушки.

- Почему ваши тазики полны лягушек? Для чего вам приходится их перебирать?

Сортируете? Для чего? Ах, для биологического опыта? Отбираете самых больших?

                         

УПРАЖНЕНИЕ 102 ТАЗИК ПАРТНЕРА

                         

Занимаемся волшебным тазиком.

- Наполните 'свои тазиии чем хотите, но не говорите соседям, что в них.

Рассчитайтесь на первый-второй. Задание каждой паре-догадаться, что в тазике партнера.

- Приглядитесь по пальцам, которые партнер. погружает в тазик, по тому, как о смотрит, нюхает, пробует на вкус, -что это?

- Не надо стараться, чтобы партнер поскорее угадал. Не наигрывайте, н преувеличивайте своих реакций. Действуйте так, как если бы перед вами и на само деле стоял тазик с тем, чем вы его наполнили. Действуя, вы должны знать, дл чего вы это делаете, для какой вымышленной цели?

                         

УПРАЖНЕНИЕ 103 СТАКАН ЧАЯ

                         

Упражнение индивидуального тренинга на переключения.

- Возьмите воображаемый стакан с горячим чаем. Какие виды памяти, каки воспоминания, какие действия могут помочь вашей вере в то, что вы действительн держите в руке стакан чая?

Вот какие:

1) зрительные воспоминания-внешний вид стакана, цвет чая, пар над колеблющейс поверхностью жидкости;

2) осязательные воспоминания - ребристое стекло, его гладкие грани;

3) температурные воспоминания-жар горячего стекла;

4) мышечно-двитательные воспоминания - вес стакана, усилия руки и пальцев, удерживающих стакая, чтобы те уронить и поддерживающих равновесие стакана, чтоб не расплескать чай;

5) обонятельные воспоминания-запах чая;

6) вкусовые воспоминания-вкус сладкого, горячего чая, если мы отхлебнем немног из воображаемого стакана.

Из всех этих следовых рефлексов, неразрывно связанных друг с другом, складывается общее воспоминание. Мы представляем -себе стакан чая в руке, и и глубин памяти тянутся вместе со зрительным образом и осязательные, обонятельные, и другие воспоминания. Одно цепляется за другое, все связано единый клубок. Нам то ясно видится стакан, то рука вспоминает, как она держи его горячие грани, то вспоминается запах чая, -все является нам само собой, ' беспорядочном смешении.

Потренируем механизмы переключения. Волевым усилием станем " переводить рычажо переключения" с одного аппарата на другой, в том порядке, какой мы. сам определим. Нам не удастся добиться " чистых" воспоминаний, мы не в сила разорвать неразрывное и отделить зрительную память, например, о кинестетической. Да это и 'не нужно. Действуя с воображаемым стаканом, мы. може в каждый данный момент выделить доминанту, первый план общего воспоминания, одн -из воспоминаний, оставив все остальные как бы на втором плане. Итак, строи " круговую" ленту следовых рефлексов: зрительный образ - осязательный - температурный - мышечно-двигательный - обонятельный - вкусовой - снов зрительный и т. д. .

- Начали!

                         

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...