Развитие выразительности и воображения
«Лисичка подслушивает» (3—4 года) Лисичка сидит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, что они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
«Кузнечик» (4—5 лет) Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого, зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы. Сочини сказку Детям дают две-три игрушки и предлагают придумать сказку с их участием. Ведущий тоже берет игрушку и сочиняет вместе с детьми. В царстве Снежной королевы Предлагаем детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись в царство Снежной королевы. Дети, вспомнив ощущение холодного колючего снега, бьющего в лицо ветра, непроизвольно сжимаются в комочек, закрывают лицо руками.
Баю-бай (Русская народная песня ) Ведущая: Баю-баю, баю-бай! Спи, мой мишка, засыпай. Ты скорей закрой глазок, Ты поспи, поспи часок. Баю-бай, баю-бай! Спи, мой мишка, засыпай! (Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни.) На двери висит замок (Русская народная потешка) Ведущая: На двери висит замок. Дети сцепили руки в замок. Кто его открыть бы мог? Дети стараются разъединить сцепленные руки. Повернули, покрутили... Выполняют вращательное движение руками.
Постучали и открыли. Стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки. Сорока-сорока (Русская народная прибаутка) Ведущая: Сорока-сорока, где была? Ребенок: Далеко. (Машет рукой.) Кашку варила, (Выходит лиса: голова приподнята вверх, гордая улыбка.) Лиса: Всему свету я краса! Ведущая: Похвалялся зайка... (Выходит зайка: плечи расправлены, голова поднята вверх, руки за спиной.) Зайка: Поди, догоняй-ка! Ведущая: Похвалялися ежи... (Выходят, показывают свои шубы, хвалятся.) Е ж и: У нас шубы хороши! Ведущая: Похвалялся медведь... (Выходит медведь: тяжелая походка, гордо поднятая голова.) Медведь: Могу песни я петь! Ведущая: Похвалялася коза... (Выходит коза: свирепый взгляд, опущена голова.) Коза: Всем вам выколю глаза! (Пытается «забодать» детей.)
Упражнения на развитие внимания (Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»). Внимание является необходимым условием творческой работы. Предлагаемые этюды помогают детям длительное время концентрироваться на определенных предметах и действиях. РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ Не будем скучать Педагог предлагает детям перечислить различные занятия, например, они называют рассматривание рисунков, отгадывание загадок, игру на детских музыкальных инструментах, чтение стихов и тому подобное. По указанию педагога малыши быстро переходят от одного названного вида деятельности к другому. Следует обращать их внимание на то, чтобы переходы были настоящим переключением внимания с одного действия на другое.
Будь внимателен Детям предлагают в короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем-либо костюме, в картинке и т.д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом заключается ее смысл. Сочини сказку Педагог предлагает ребенку сосредоточить внимание на глиняных игрушках (самостоятельно вылепленных на занятиях по лепке) и сочинить про них в уме сказку. В это время окружающие рассматривают ребенка, делают на его счет замечания, смешат и т.д.
Чтобы выполнить задание, требуется быть очень внимательным.
Упражнение на развитие внимания и памяти (Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»). Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из детской книги, затем книгу закрываем и просим описать то, что было изображено. Или даем ребенку игрушку: некоторое время он ее разглядывает, затем вещь убираем и просим описать ее. Раскладываем на столе пять мелких игрушек, предлагаем детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрываем игрушки плотной тканью и незаметно убираем одну, после чего просим детей определить, какой недостает.
Художник Детям предлагают выполнить рисунок, состоящий из каких-либо геометрических фигур — кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников (количество фигур ребенок выбирает для рисунка самостоятельно). После выполнения задания педагог собирает работы и проводит подвижную игру, а затем предлагает детям вспомнить, какие фигуры они нарисовали и в каком количестве. Если ребенок не может вспомнить, то следует попросить его нарисовать на чистом листе то, что было на первом рисунке.
Придумай сказку Дети рассматривают игрушки, разложенные на столе, и сочиняют сказку с их участием, которую сразу же разыгрывают. Затем педагог убирает одну из игрушек и просит определить, какой именно недостает. Более сложный вариант задания: после того как игрушки убраны, надо все их вспомнить в последовательности, в которой они выходили на «сцену», ориентируясь только на текст сочиненной детьми сказки.
Запомни позу Педагог предлагает трем детям исполнить танцевальную импровизацию на хорошо знакомую музыку, а по окончании замереть в каком-либо положении. Остальные дети должны запомнить и суметь скопировать позу любого из трех танцевавших детей.
Упражнения на развитие мышления
РЕКОМЕНДОВАНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ Карнавал зверей Педагог предлагает детям разобрать шапочки зайца, лисы, медведя. Затем ребенок должен решить, каков нрав у выбранного им зверя (медведь — добрый или злой, заяц — хвастливый или трусливый, лиса — хитрая или озорная).
Затем дети придумывают танцевальную импровизацию, согласуя свои движения с задуманным образом. Остальные дети должны отгадать характер персонажа. Это упражнение можно использовать и для развития памяти. По окончании всех занятий дети вспоминают, каких зверей изображали. Подсказкой могут служить музыкальные фрагменты танцев данных персонажей.
Смастери и сочини Можно предложить детям сделать игрушки из бумаги, картона, материи, глины, а затем придумать и разыграть с самоделками сказку. Подобные занятия развивают мышление.
Бывает же такое Педагог предлагает детям разыграть сказку «Три поросенка», изменив характеры персонажей на противоположные. В новой сказке волк становится слабым, хилым, немощным, а поросята — смелыми, решительными, энергичными. В зависимости от перемены в характерах меняются сказки и взаимоотношения персонажей. Подобным образом, изменив качества действующих лиц на противоположные, можно разыграть с детьми хорошо знакомые им сказки «Маша и Медведь», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» и другие. 1-я сцена (Звучит вступление к песне, с лейкой слева выходит Медведь.) Медведь (поет на мелодию эстрадной песни «Атас»): Берегу урожай очень строго, Не люблю я без дела лежать! Чтобы выросло все в огороде, Нужно чаще его поливать! (Поливает грядки с морковкой, капустой и уходит за кулисы вправо. Справа выпрыгивает Заяц, поет на мелодию припева эстрадной песни «Самоволочка» «Любэ»). Заяц: Каждый день хожу, брожу — Гуляю по лесу. Могу я прыгать и скакать. Мне работать лень. Я ничего не делаю, Я под кустом люблю лежать. О! (Видит куст, потирает руки, ложится на коврик на спину, закидывает ногу на ногу, болтает ногами. Справа идет Медведь с ведрами, нечаянно слегка наступает на ногу Зайцу.) Заяц (вскакивая): Ой! О-ей! Ты чего по ногам ходишь?
Медведь: Извини, пожалуйста, я нечаянно (ставит ведра к кусту). Заяц: Сейчас! Ты мне заднюю лапу отдавил! Ой! О-ей! (Медведь доводит Зайца до стола, помогает сесть справа.) Ой! Ой! Мне больно! Медведь: Чем же тебя успокоить? (Приносит морковку, Заяц, отвернувшись, съедает и снова кричит.) Заяц: Ой! О-ей! Мне больно! Медведь: Вот послушай! (Берет в руки трещотку со стола, садится слева, поет и играет.) Ах вы сени, мои сени! Сени новые мои, Сени новые, кленовые, Решетчатые! (Медведь поет, а Заяц начинает сидя танцевать — руками, качает ногой. Медведь замолкает, Заяц снова кричит.) Заяц: Ой, мамочка! Мне плохо! (Медведь приносит морковку, Заяц съедает.) Медведь: Ну, как твоя лапка? Болит? Заяц: Еще как болит! Сначала вроде отпустило, а теперь вообще встать не могу. Ой! О-ей! (Медведь уходит. Заяц поет.) Мишка поит, Мишка кормит — Ловко я провел его. А меня не беспокоит Ровным счетом ничего! (Берет ложки, играет разными приемами. Видит Медведя, бросается снова на стул.) Медведь: Как твоя лапка, Заяц? Заяц: Мне плохо! Мне плохо! Медведь: Ну не плачь. Ложись на мою кровать. Поспи (укладывает). Спи, моя радость, усни (напевает). (Заяц засыпает, Медведь идет за морковкой, приносит. Заяц просыпается.) Ну как твоя лапка, Заяц? Заяц: Что ты меня все спрашиваешь? Хуже прежнего болит. Ходить не могу! Медведь: Что же мне делать? (Протягивает морковку, Заяц отталкивает морковь.) Заяц (загибая пальцы ): Вчера морковка! Сегодня морковка! Морковка да морковка, понимаете ли! Хочу сладких груш! Можно с медом. ( Медведь уходит, обхватив голову. Заяц уходит. Слева идет Лиса.) Лиса (поет на мотив эстрадной песни «Настоящий полковник» А. Пугачевой): Меня, конечно, все звери знают. Я ими руковожу! Умна я очень, хитра я очень — Только руками вожу. (В записи звучит проигрыш из песни, Лиса танцует. Идет Медведь.) Миша, что это ты такой грустный? Медведь: Отдавил я Зайцу нечаянно заднюю лапу. И не могу его вылечить! Лиса: А ты бы врача позвал. Медведь: Эх, где его найти? Лиса: А я? Да я при больнице второй месяц работаю. Проводи меня к Зайцу. Я его быстро на ноги поставлю! (Берет Медведя под руку, они уходят.) 3-я сцена (Заяц танцует, видит Медведя с Лисой, мечется, хватает покрывало, садится на стул, накрывшись с головой, дрожит.) Лиса (подойдя к Зайцу ): Да... (ехидно). Плохи его дела, Миш! Заберу - ка я его к себе в больницу. У меня Волк по ножным болезням — большой специалист! (Складывает руки крестом на груди.) Мы с ним вместе Зайца лечить будем! (Заяц вскакивает, мечется то в одну, то в другую сторону и убегает.) Вот он и здоров! Медведь (садится на стул в недоумении):
Да!.. Век живи — век учись! (Поклон.) Танец Лисы (в записи звучит проигрыш из эстрадной песни «Настоящий полковник»). 1. И.п. — ноги вместе, руки на поясе. Отводит правую руку в сторону на счет «раз, два, три, четыре» — То же самое левой рукой. 2. «Фонарики» — движение кистями обеих рук по кругу вверх и вниз. 3. 4 раза рисует в воздухе небольшой круг правой рукой — вправо. То же самое — левой рукой — влево.) 4. «Фонарики», руки — свободно. 5. На «раз» — шаг вперед левой ногой, на «два» — правую ногу завести спереди за левую, на «три» — левой ногой — шаг назад, на «четыре» — приставить правую ногу. (Движение выполняется два раза.) 6. Кружение шагом на 360°, руки — свободно. 7. Два приставных шага влево и два приставных шага вправо. 8. Кружение. И.п. — ноги вместе, руки на поясе. Поочередное выставление ног на пятку — 4 раза. Прыжки — ноги врозь — вместе — 4 раза. Прыжки вокруг себя. Прыжки на одной ноге влево, на другой (правой) ноге — вправо. Прыжки — одна нога впереди — другая сзади. Прыжком менять положение ног. (Можно выполнить «Колесо».) (Грядку можно сделать из коробки, наклеив сверху покрашенный под цвет грядки лист ватмана, чтоб концы свешивались на пол, и прорезав дырки для морковок. Морковки можно сшить из материала, чем-нибудь набив, листики — (ботву) — вырезать из поролона, покрасить зеленым цветом и пришить. Чтоб для зрителя было незаметно, сзади стула Зайца ставится ведро, в которое он кидает «съедаемую» морковь.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|