Уровни управления и делегирования полномочий
Организационные структуры сетевых торговых предприятий
Сетевая организационная структура - гибридное решение, объединяющее дивизиональную и матричную структуры, объединяющую преимущества и дивизиональной (адаптивность), и матричной (единое управление по основным функциям) структур.
Типичные примеры – сеть магазинов с общим фирменным стилем, основным ассортиментом, единой информационной системой, и т.д., но, в то же время, с известной самостоятельностью, позволяющей каждому из магазинов адаптироваться к своему окружению. Сеть ресторанов с единым фирменным стилем, единым шеф-поваром и основным меню, но, опять же с известной самостоятельностью, позволяющей каждому из ресторанов адаптироваться к своему окружению.
Сети могут быть объединены брэндом, фирменным стилем, информационной системой, поставщиками, ассортиментом товаров, программами обучения персонала, и т.д.
Обязательное условие сети – централизованное руководство, централизованные функциональные структурные подразделения по ключевым вопросам деятельности.
Сетевая организация - решение, позволяющее получить эффективный вариант разграничения полномочий и связей, а также требуемую автономию и требуемую централизацию. Наиболее эффективны сетевые организационные структуры в территориально разделенных компаниях с единым фирменным стилем, что обеспечивает узнаваемость компании, где бы она не находилась.
Сетевые розничные компании различных типов часто применяют формат "равных магазинов". Они могут иметь различную организационную структуру, но, как правило, у них есть следующие общие характеристики.
• Существует большое количество функциональных отделов, например по продвижению продаж, товарному менеджменту, распределению, операциям магазина, недвижимости, информационным системам и по работе с персоналом.
• Основные властные полномочия сосредоточены в руках руководителей компании. Они же несут главную ответственность за ее работу. Директора магазинов отвечают за продажу товаров.
• Значительная степень стандартизации (относительно оборудования магазина, его планировки, проекта здания, группы товаров, кредитной политики и обслуживания - businessvector.ru).
• Руководство хорошо информировано благодаря продуманной системе контроля.
• Некоторая децентрализация позволяет филиалам приспособиться к местным условиям и приводит к тому, что ответственность директоров магазинов-филиалов повышается. Например, крупные сети в основном продают одни и те же стандартные группы товары, но директора магазинов часто немного меняют оставшуюся часть ассортимента, чтобы привлечь местный рынок — сельский или городской, с высокими или низкими доходами. Таким образом происходит наделение полномочиями на уровне директоров магазинов.
уровни управления и делегирования полномочий
Под уровнем управления понимают совокупность управленческих звеньев, образующих определенную ступень в процессе управления по вертикальной подчиненности. На крупных и средних предприятиях вертикальная подчиненность обычно имеет три уровня управления: высший, средний и низший.
К I высшему уровню относится администрация предприятия (директор, генеральный директор, президент и др.), которая осуществляет общее руководство функциональными и производственно-хозяйственными подразделениями, определяет развитие предприятия, организует работу всего управленческого аппарата.
Средний уровень объединяет руководителей среднего звена управления, к которым относятся руководители (начальники) функциональных подразделений (цехов, служб), а также отдельные должностные лица. Персонал этого уровня организует работу структурных подразделений среднего звена.
С низшему уровню относятся руководители низового звена (мастера, имеющие в своем подчинении непосредственных участии -производственного процесса и организующие их работу на рабочих местах.
Формирование уровней управления осуществляется по производственно-территориальному принципу, сущность которого заключается в том, что весь аппарат управления делится по вертикали уровни управления, а по горизонтали на каждом уровне образуются управленческие звенья.
Делегирование полномочий — это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части прав и обязанностей подчиненным.
В небольших организациях, относящихся к сфере малого бизнеса, предприниматель (являющийся и менеджером) может руководить сам, выполняя практически все основные функции управления и принимая необходимые решения. Однако по мере расширения деятельности и роста масштабов организации руководитель вынужден часть своих задач передавать подчиненным, так как время, знания и опыт любого руководителя ограничены и единоличное руководство становится невозможным или крайне неэффективным.
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:
а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.
б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.
в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет
инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности.
Основные цели делегирования:
-Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления.
-Повысить дееспособность нижестоящих звеньев.
-Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.
Существует 2 вида делегирования полномочий:
Линейные полномочия. Они передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Линейные полномочия дают руководителю узаконенную власть для управления своими подчиненными. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, в тех пределах, которые установлены законом, организацией, традициями или обычаями. Например, директор имеет право принимать решения по вопросам приема на работу, установления размера должностного оклада, приобретения некоторых видов товаров для организации и другим в рамках всей организации; руководитель подразделения может решать аналогичные вопросы только в рамках своего подразделения и объема выделенных ему материальных и финансовых ресурсов.
Аппаратные (штабные) полномочия. Данные полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера в рамках деятельности, направленной на достижение поставленных целей.
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: