Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамическая модель системы языка




Динамическая модель системы языка выстраивается с учетом последовательности восприятия языка ребенком или иностранцем, знакомящимся с языком баз помощи преподава­теля в условиях иноязычной среды.

Иначе говоря, модель строится на предположениях о по­рядке закладывания элементов системы языка в мозгу челове­ка. Провести эти предположения строго и непротиворечиво не удастся, слишком многое еще не понято и не разъяснено как в учении о восприятии речи, так и в учении об усвоении систе­мы языка.

Следует также учитывать бесспорное для нас положение о том, что система языка неиерархична и имеет разрывы и пус­тые клетки. Тем не менее, контуры такой системы просматри­ваются.

Первоначальное знакомство с неизвестным языком начи­нается с восприятия звучащей речи, с восприятия фраз. Мно­гократное восприятие звучащих фраз позволяет усвоить их мелодические рисунки, научиться расчленять фразы на инто­национные единства от паузы до паузы. Именно по мелодиче­ским рисункам угадываются коммуникативные намерения го­ворящего (утверждение, приказ, вопрос, урезонивание и т. п.). Наименьшие звуковые отрезки от паузы до паузы, объединен­ные одним ударением, так называемые фонетические слова, как правило, являются словоформами, лежащими в основе системы языка.


Системный аспект языка 211

Научившись вычленять словоформы из потока звуча-шей речи, обучающийся и сам начинает их воспроизводить, пытаясь вступить в контакт с окружающими. Произнося от­дельные словоформы, человек обнаруживает их членение на слоги — самые минимальные отрезки произношения. В рамках слога реализуются и наименьшие компоненты инто­нации — просодемы. Умение распознавать слоги и их по­следовательности необходимо для того, чтобы различать и воспроизводить фонетические слова. Позднее, обычно уже в школьном возрасте и чаще всего при обучении письму го­ворящий, сопоставляя слоги друг с другом, приходит к по­ниманию отдельных звуков, по которым слоги отличаются друг от друга.

Описанную часть модели, которую мы называем ФОНЕ­ТИЧЕСКИЙ БЛОК или фонетическая подсистема, можно изо­бразить в виде следующей схемы:

Все составляющие фонетического блока имеют звуковую, то есть материально выраженную физическую реализацию и находятся в плане выражения системы языка, хотя их звуковые образы (подобно музыкальным мотивам) хранятся в памяти носителя языка.

Выделение фонетических слов из фраз, несомненно, со­провождается их ассоциированием с некоторыми мыслитель­ными образами (концептами).



Тема 7


Те фонетические слова, которые оказываются знаками вещей, действий, признаков и других образов реальной дейст­вительности, выделяются наиболее активно и закрепляются в памяти носителя языка.

Словоформы по мере их накопления вступают друг с другом в разнообразные отношения по звучанию и по значе­нию, в результате чего в мозгу происходит их группировка. Именно такими группировками являются СЛОВА (слово­формы с одинаковым лексическим значением), СЛОВООБ­РАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГНЕЗДА, РЯДЫ и ПОЛЯ (по сходству морфем, составляющих словоформы) и словоизменительные парадигмы (по сходству основ и при различных их окончани­ях-флексиях). Слова группируются далее в лексико-семантические поля, а с учетом их грамматических особенно­стей — в ЧАСТИ РЕЧИ.

Переплетение словоформ по всем этим параметрам обра­зует второй блок системы языка — ЛЕКСИКОН. Этот блок можно представить следующей схемой:

Каждая единица лексикона (лексема) одновременно вхо­дит в несколько объединений — в лексико-семантическое, в словообразовательное, в словоизменительное поля, которые переплетаются и пересекаются друг с другом.


Системный аспект языка



Одновременно, как мы полагаем, с формированием лекси­кона у человека, изучающего естественный язык, происходит и формирование блока структурных схем. Это вытекает, в част­ности, из модели ABC Караулова, показавшей, что каждая сло­воформа в памяти человека существует в сочетании с другой или с другими, обычно встречающимися вместе с ней в речи, словоформами. Простейшие высказывания, с восприятия кото­рых начинается и понимание, и воспроизведение речи, обычно оформляют суждение, простейший акт человеческого мышле­ния. Для его выражения должны быть известны как минимум две словоформы — одна для обозначения субъекта суждения (субъектив), а другая для обозначения предиката мысли (пре­дикатив). В развитых языках существует несколько последова­тельностей словоформ субъективов и предикативов, разли­чающих так называемые структурные схемы простого предло­жения. Распространение основных словоформ, составляющих структурную схему простого предложения, с помющью разного рода определителей способствует образованию структурных схем непредикативных словосочетаний.

Компоненты структурной схемы и их распространители в конкретных высказываниях обычно обозначают наиболее обобщенные компоненты человеческой мысли, такие как дея­тель, действие, орудие действия, объект действия, время и место действия, причина и цель действия и некоторые другие. Словоформы, которые регулярно используются для обслужи­вания одного и того же смысла, соотносятся друг с другом по их функции и образуют ряды так называемых членов предло­жения.

Умение вычленить структурную схему простого пред­ложения, распознать обслуживающие ее в высказывании прочие члены предложения позволяет разграничить выска­зывания с одной и двумя структурными схемами простого предложения (так называемые элементарные сложные пред­ложения).

Для обслуживания сложных предложений складываются специальные служебные слова (союзы, союзные слова, части­цы разного рода), которые способствуют формированию структурных схем сложных предложений. Это уже довольно


214___________________________________________ Тема 7

поздние по времени формирования структуры. Известно, что схемы сложного предложения нарабатывались «на глазах ис­тории», что прослеживается по письменным текстам, а в речи ребенка становление схем сложных предложений происходит в 12-14 лет.

Наиболее поздними являются схемы осложненных пред­ложений, в которых, наряду с обычной структурной схемой простого предложения, имеются так называемые обороты (причастный, деепричастный и т. п.), которые представляют собой «свернутые» схемы простого предложения.

СТРУКТУРНЫЙ (СИНТАКСИЧЕСКИЙ) БЛОК системы языка мы представляем в следующей схеме.

Многие последовательности словоформ, организованные по структурной схеме простых, элементарных сложных и ос­ложненных предложений, по структурным схемам словосоче­таний, благодаря особенностям своего лексического напол­нения способны превращаться в устойчивые словосочетания, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова и афоризмы. По своей знаковой природе они тяготеют к сло­вам, а по своему устройству отражают особенности синтак­сических структур данного языка. Через фразеологию языка осуществляется постоянная связь структурного блока и лек­сикона.

Представленные на схемах три основных блока (подсис­темы) системы языка несомненно взаимосвязаны и взаимодей-


Системный аспект языка



ствуют во всех процессах языковой деятельности человека (обучении языку, слушании, говорении и др.), но в то же время обладают известной автономией. Фонетический блок может быть воспринят и даже воспроизведен слушателем, не знаю­щим, какие смыслы выражены говорящим.

Лексикон можно изучать как список слов, не зная струк­турных последовательностей, в которых участвуют изучаемые лексемы (что бывает при неумелом изучении или преподава­нии языка).

Известно, что можно освоить структурный блок языка и научиться осмыслять устройство высказываний, не зная в дос­таточной мере лексикона языка.

Динамическая модель показывает, что в каждом блоке системы языка есть свои подсистемы, которые имеют разную степень обязательности для устройства блока. В лексиконе многих языков нет словоизменительной ветви, некоторые язы­ки мира (китайский, например) обходятся без словообразова­тельных морфем. В синтаксическом блоке не обязательны под­системы структурных схем словосочетаний, поздно формиру­ется блок структурных схем сложных и осложненных предложений. Обычно в бесписьменных языках этих подсис­тем нет.

Такой тип системы в современной системологии называ­ется неиерарархическим, то есть таким, у которого нет ни од­ной только управляющей или только подчиненной подсисте­мы. Но все подсистемы такой системы взаимосвязаны, так что любое изменение в одной подсистеме обязательно так или иначе (прямо или опосредованно) проявляется во всех других подсистемах.

Динамическая модель системы языка позволяет более четко проводить грань между явлениями, относящимися к сис­теме языка, и явлениями речевой деятельности как процесса.

Многообразие моделей системы языка свидетельствует, на наш взгляд, об исключительной сложности системы языка, заключенной в мозгу человека. Модели дополняют друг дру­га, приоткрывая то один, то другой аспект изучаемого фено­мена.



Тема 7


Литература

Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990.

Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.,1993.

Касымова О. П. Язык в свете основных понятий системологии. Уфа, 2002.

Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

Попова 3. Д. Модели системы языка в русском языкознании конца XX века // Вестник ВГУ. — Серия 1. Гуманитарные науки. 2/1999, с.171-181.

Распопов И. П. Система языка и ее уровни //Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 1976, с. 134-153.

Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. М., 1971.

Спивак Д. Л. Язык в условиях измененного состояния сознания. Вопро­сы языкознания. 1983, № 5, с.43-49.


Тема 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...