Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые модели системы фонем




В дальнейшем изложении мы исходим из понимания фо­немы как психического образа звука, содержащего важные для смыслоразличения черты акустически реальных звуков. Сис­тема фонем является единой для всех говорящих на одном языке. Вопрос владения орфографией, по нашему мнению, для системы фонем не имеет первостепенного значения, уровень грамотности выявляет лишь то, как осознают говорящие свою фонемную систему, но не то, какова она на самом деле и как ею пользуются. Система фонем складывается в мозгу человека таким образом, что без специальных усилий она не дознается и используется автоматически, подсознательно.

На основе правил выделения фонем и типологии их оппо­зиций строятся широко распространенные табличные и гео­метрические модели системы фонем, которые помещаются в учебники и пособия разного типа. Например, модели системы русских гласных фонем могут иметь вид:

 

 

Подъем Ряд
передний средний задний
верхний и ы У
средний е   о
нижний   а  

ы


 

Тема 8

 

 

 
Фоне­мы Признак
Ряд Подъем Лабиализация
пе-редн. непе-редн. верх» средн. ниж н. лаби-ал. нела-биал.
И +   +       +
Э +     +     +
ы   + +       +
А   +     +   +
    +   +   +  
У   + +     +  

Широкую известность имеет модель системы фонем Ро­мана Якобсона и Морриса Халле, построенная по бинарным оппозициям. Эта модель рассчитана на анализ и синтез фонем, которые могла бы выполнить электронно-вычислительная ма­шина, последовательно проводя анализируемую фонему через 12 пар признаков, выявляя наличие или отсутствие этих при­знаков у данной фонемы. 12 пар дифференциальных призна­ков, предложенных Халле и Якобсоном, отобраны ими по раз­ным основаниям: артикуляционным, акустическим, по виду спектра, получаемого звукозаписывающими устройствами. Модель Халле — Якобсона, построенная для системы фонем английского языка на основе 9 пар признаков, имеет следую­щий вид:


Моделирование фонетической подсистемы языка 227



Тема 8


Модель Халле — Якобсона пригодна для машинной обра­ботки, по ней машина может определить и набор признаков конкретной фонемы, а по набору признаков найти нужную фо­нему. Как всякая математическая модель, модель Халле — Якобсона не выявляет реальной сложности и многомерности структурных связей между фонемами естественного языка.

На основе разного типа оппозиций противопоставляются не только две, но и три, иногда четыре и более фонем естест­венных языков. Т. П. Ломтев писал, что, например, русские гласные по подъему имеют троичное противопоставление, а по лабиальности / нелабиальности — двоичное. Русские соглас­ные по мягкости / твердости разбиваются на две группы, а по глухости / звонкости они не могут составить две группы, по­тому что за пределами глухих и звонких останутся сонорные. Стало быть, по наличию / отсутствию голоса русские соглас­ные имеют троичное противопоставление: сонорные — звон­кие — глухие.

Рассмотренные модели представляют системы гласных фонем отдельно от системы согласных и в основу системооб-разования кладут артикуляционные или акустические призна­ки звуков речи. Теория силлабофонем позволяет построить единую систему фонем на основе признаков, различающих друг от друга слоги.

В качестве иллюстрации приведем построенную нами мо­дель русских силлабофонем. На основе работ ведущих отечест­венных и зарубежных русистов в качестве главного системооб­разующего признака мы приняли твердость/мягкость согласного в слоге. Учтены различия слогов по звучности (гласные, сонор­ные, с глухими и звонкими согласными). Последовательность строк сверху вниз определена частотностью слогов в русском тексте (данные профессора Воронежского университета Алек­сея Александровича Кретова).

Система русских силлабем


Моделирование фонетической подсистемы языка




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сонорные ла ло лу лэ лы лъ ля лё лю ле ли ль
ра ро ру рэ ры ръ ря рё рю ре ри РЬ
ва во ву вэ вы въ вя вё вю ве ви вь
ма мо му мз мы мъ мя мё мю ме ми мь
Взрывные та то ту тэ ты ть тя те тю те ти ть
да до ду дэ ды дь дя дё дю де ди дь
ца цо ну цэ цы цъ чя чё чю че чи чь
ка ко ку кэ кы къ кя ке кю ке ки кь
га го гу гэ гы гь гя гё гю ге ги гь
па по пу из пы пъ пя пё пю пе пи пь
ба бо бу бэ бы бъ бя бё бю бе би бь
Фрика­тивные са со су сэ сы съ ся сё сю се си сь
за зо зу зэ зы зъ зя зё зю зе зи зь
жа жо жу жэ жы жъ жя же жю же жи жь
ша шо шу шэ шы шъ щя щё щю ще щи щь
ха хо ху хэ хы хъ хя хё хю хе хи хь
фа фо Фу фэ фы фъ фя фё фю фе фи фь

При всей условности определения частотности слогов по письменным текстам, таблица все-таки показывает, что наиболее частотны слоги с высокой степенью звучности (гласные и сонор­ные слоги). Они же обычно являются первыми в речи ребенка. Слоги с взрывными согласными оказались более частотными, чем с фрикативными. Таблица также отражает некоторые хронологи­ческие характеристики появления тех или иных слогов в русском языке. Особенностью слогов, начинающихся на В, является их сонорность (известно, что русское В происходит из У неслогово­го). А слоги, начинающиеся на Ф, не исконны и, соответственно, нечастотны. Интересно также, что слоги с глухими согласными оказываются частотнее слогов со звонкими.

Заметим, что системы слогофонем в разных языках орга­низуются по разным дифференциальным признакам. Напри­мер, слоги немецкого языка, по данным профессора Воронеж­ского университета Людмилы Владимировны Величковой, противопоставляются не по твердости/мягкости, а по долго­те/краткости и соответственно по открытости/закрытости.

Модель системы слогофонем позволяет увидеть порядок появления слогов как в онтогенезе, так и в филогенезе, степень


230___________________________________________ Тема 8

употребительности той или иной группы слогов. На основе та­кой модели фонем легче разработать рациональную методику преподавания фонетики изучаемого языка.

Модели разного типа не исключают одна другую. Все они служат более полному постижению той системы фонем, кото­рая хранится в мозгу человека.

Вопрос о системе просодем

Самые первые коммуникативные смыслы усваиваются ребенком из звучания человеческого голоса: усиление или ос­лабление голоса, крик, напев колыбельной песни, жесткость или мягкость тембра, повышение или понижение тона, темп речи. Эти и другие особенности так называемой голосовой мимики относят к суперсегментным звуковым единицам. Они не существуют отдельно от звуков речи (сегментов), а как бы накладываются на них. Отдельные суперсегментные единицы называют просодемами, а взятые в целом, они объединяются термином просодия.

Голосовая мимика первична, она есть и в выкриках жи­вотных. Речевая артикуляция появляется позже. Просодия, по данным экспериментов, опирается на слог как минимальную единицу порождения и восприятия звукового потока. Все воз­можности просодии используются в устной речи как сигналы состояний говорящего и различители некоторых его коммуни­кативных намерений. Вопрос состоит в том, есть ли в системе языка некоторые образы просодем, благодаря которым произ­водятся и правильно опознаются, например, различия вопро­сительного и утвердительного предложений, спокойного и укоризненного высказываний (Ты читаешь эту книгу долго. Ты читаешь эту книгу долго? Ты читаешь эту книгу долго!).

В связной устной речи из отдельных просодем складыва­ется интонация — воспринимаемая на слух структура тоновых, силовых, темповых и спектральных изменений, расчлененная паузами и ударениями. С помощью разных интонаций (инто-нем) передаются многие коммуникативные смыслы сообще­ний: законченность /незаконченность, вопрос и побуждение,


Моделирование фонетической подсистемы языка 231

информация и экспрессия и ряд других. Различаются интона- ционные рисунки лекции и ораторского выступления, спор- тивного репортажа и сказки и т. д. Выявление и описание ин- тонем началось сравнительно недавно. Например, интонемы русского языка — семь основных типов интонационных кон­струкций — впервые выявлены и описаны профессором МГУ Еленой Андреевной Брызгуновой.

Коммуникативное изучение интонем пока не получило широкого признания. Многие ученые считают интонацию фак- том внелингвистическим или лингвистическим, но несистем­ным, не имеющим своих знаковых единиц, не входящим в сис­тему других языковых явлений и т. п. Между тем отрицать существование интонем невозможно. Без овладения ими нель­зя ни правильно передавать коммуникативные намерения, ни правильно их понимать. Нет сомнения, что в звуковой волне люди опознают некоторые типовые рисунки, которые запоми­наются, хранятся в памяти. Образы этих интонационных ри­сунков и позволяют воспроизводить их в своей речи и узнавать в речи собеседника. Обучение интонемам иностранного язы­ка— особая и непростая задача. Она тем более сложна, что для многих языков интонемы не изучены и не описаны. Зачас­тую интонемы осваиваются путем простого подражания, что далеко не всегда возможно и эффективно.

Вполне очевидна сигнальная функция интонем, а в ряде случаев, возможно, интонемы имеют и знаковую функцию. Вне звуков и слогов интонемы не существуют, их можно изо­бразить на наборе бессмысленных слоговых последовательно­стей (например, та-та-та-та), можно пропеть. Специалисты по­лагают, что интонемы хранятся в правом полушарии подобно мелодиям без слов. Полное выявление интонем, их функций, их системных связей — дело будущего.

Очевидно, система средств плана выражения системы языка более сложна, чем мы это сейчас представляем.


Литература

КретовА. А., Попова 3. Д. Слоговая природа русской фонемы // Фило­логические записки. Вып.7. Воронеж, 1996, с.98-118.

Николаева Т. М. Теории происхождения языка и его эволюции — новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. 1996, №2, с.79-89.

Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1962.

Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967.

Трубецкой H'. С. Основы фонологии. М., 1960.


Тема 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...