Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая младшая группа. (от двух до трех лет). Количество




Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

 

На третьем году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем стоит задача – учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же ), передвигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда, сюда ), нанизывать, накладывать один предмет на другой и т. п. Сначала детей учат нанизывать на штативы кольца, шарики; собирать из трех‑ пяти и более колец одноцветные и разноцветные пирамидки; затем раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания (возрастания) их величины, составлять одинаковые и разные по цвету башенки из трех и более последовательно уменьшающихся деталей, разбирать и собирать народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и т. п., выкладывать из деталей строительного материала одноцветные и разноцветные, длинные и короткие дорожки и т. п. Таким образом, развитие количественных представлений должно быть тесно связано с формированием сенсорного опыта ребенка.

В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия[3], такие как много – один, один – много, много – мало, мало – много, могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр‑ занятий в качестве их составной части (занятий по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др. ). Подобные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими подгруппами детей (6–8 человек). Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий.

Важное требование к таким занятиям – строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно‑ игровой характер.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяются несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:

• приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;

• привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;

• побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем (о количестве, величине, форме, цвете предметов).

Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.

Уровень сформированности психических процессов у детей третьего года жизни (особенно восприятия, внимания, памяти, мышления и др. ) диктует необходимость предоставления им полного, развернутого образца всех действий. Все упражнения выполняются вместе с воспитателем или с его помощью. Он подсказывает последовательность выполнения каждого действия, дает образцы всех речевых конструкций.

В процессе игр‑ занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя словами много – один, один – много, много – мало, мало – много.

Количество

В процессе занятий по ознакомлению с количеством в первой младшей группе воспитатель решает следующие задачи: учит детей различать контрастные количественные образования, создавать группы предметов по количественному признаку, подражая действиям взрослого, отвечать на вопрос «сколько? » словами много – один, один – много.

На начальном этапе ознакомления детей с количеством воспитатель привлекает их внимание к группам однородных игрушек, побуждает рассмотреть их, уточняет название («Кто это? », «Что это? ») и только затем переходит к понятию количества, сказав: «Как много у нас зайчиков (мишек, куколок)! ».

В следующий раз воспитатель привлекает детей к активному участию в создании группы из однородных предметов. Эта работа проводится с учетом особенностей наглядно‑ действенного типа мышления ребенка двух лет. Наглядно‑ деятельностным для детей должен быть сам процесс образования группы путем добавления предметов к предмету. Этот процесс доступен детям. Под руководством воспитателя они создают группу (группы) одинаковых игрушек, а затем называют их количество. (Много. ) Например, воспитатель выкладывает на стол небольшие кубики (7–10 штук один за другим) и поясняет: «Вот кубик, вот еще кубик, еще кубик, еще кубик…», затем заключает: «Здесь много кубиков! » (При этом он жестом показывает на все кубики. ) Дети повторяют: «Много». Потом взрослый предлагает детям показать, как много у них на столе кубиков. Он говорит, обращаясь к каждому ребенку: «Оля (Саша, Юра…), покажи кубики» и уточняет: «Все кубики покажи». Продолжая акцентировать внимание детей на количестве предметов, воспитатель радостно восклицает: «Вот как много кубиков! » Затем вновь спрашивает: «Сколько у нас кубиков, Оля (Саша, Юра…)? » Ответы детей он подтверждает словами: «Да, кубиков много ».

С детьми первой младшей группы многократно повторяются разнообразные игровые действия с группами знакомых игрушек, например, под руководством воспитателя малыши то убирают кубики в коробку, то достают их и ставят на стол, то нагружают ими машину, то сгружают с машины. При этом каждый раз воспитатель побуждает детей сказать фразу: «Кубиков много ». Важно, чтобы на первых учебно‑ игровых занятиях группы предметов создавались из однородных игрушек (одинакового вида, цвета, величины, формы, материала).

По мере того как дети овладевают умением образовывать группы однородных предметов и отвечать на вопрос «сколько? », воспитатель учит их создавать группы из предметов, объединенных каким‑ либо характерным признаком. Например, он предлагает каждому ребенку взять флажок красного цвета: «Наташа, возьми красный флажок, – говорит он. – И ты, Саша, возьми красный флажок!.. И я возьму красный флажок! » Спрашивает: «Сколько у нас флажков? » (Много. ) «Какого они цвета? » (Какие они? – Красные. ) Затем воспитатель ставит свой флажок в вазу и предлагает каждому ребенку тоже поставить свой флажок в вазу; он обращает внимание на количество флажков в вазе (много ), их цвет (красные ). Далее он привлекает внимание детей к коробке с синими флажками: заглядывает в нее, показывает их детям, спрашивает: «Что в коробке? (Флажки. ) Какие? (Синие. ) Сколько их? (Много. )». Сравнивает количество синих и красных флажков: «В вазе много красных флажков, а в коробке – много синих флажков». Затем обобщает: «Красных флажков много и синих тоже много ». Таким образом, сравнивая группы предметов по количественному признаку, воспитатель дает детям образцы соответствующих речевых конструкций.

Аналогичные упражнения проводятся с желтыми и зелеными флажками, синими и желтыми мячами и т. д.

Воспитатель специально создает различные игровые ситуации, чтобы дети еще и еще раз могли поупражняться в умении отвечать на вопрос «сколько? ». Например, он отмечает, сколько у них игрушек того или иного вида, цвета, размера (больших, маленьких), пуговиц на пальто или на юбке у куклы, сколько кукол пьет чай, зайцев пляшет, матрешек гуляет и т. п. (Много. )

По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, понимать и отвечать на вопрос со значением «сколько? », воспитатель может ставить перед ними новые задачи: различать и называть неравные по количеству группы и обозначать их словами: много – один, один – много, а затем – много – мало, мало – много.

Начинать обучение нужно с противопоставления контрастных количественных образований, то есть с игровых действий на сравнение группы предметов с одним предметом. Например, воспитатель инсценирует приход матрешек в гости к детям. Он акцентирует внимание на их количестве: «Сколько матрешек пришло к нам в гости! Много! » Предлагает каждому ребенку взять матрешку и спрашивает: «Сколько ты держишь матрешек? », затем помогает ребенку ответить: «Одну матрешку». Он побуждает ребенка повторить новую фразу. Затем педагог привлекает внимание детей к тому количеству матрешек, которое осталось на столе. Вместе они устанавливают, что их много. Воспитатель обобщает: «У Оли – одна матрешка, у Саши – одна матрешка, у Алеши – одна матрешка и у меня тоже одна матрешка. А сколько их на столе? ». «Много», – отвечают дети. «Да, на столе матрешек много, а у каждого – только одна », – заключает педагог.

Или другой пример. Поставив на стол вазу с цветами (или флажками), воспитатель спрашивает: «Сколько цветов (флажков) в вазе? (Много. )» Затем берет из вазы один цветок (флажок) и предлагает каждому ребенку, тоже не спеша, взять из вазы один цветок (флажок): «Тебе – один цветок (флажок), тебе – один цветок (флажок), тебе – один цветок (флажок)» и т. д. Обращаясь, то к одному, то к другому ребенку, воспитатель спрашивает: «Сколько у тебя цветков (флажков)? (Один. ) Сколько их осталось в вазе? (Много. )» В конце воспитатель подводит итог: «У каждого из вас (у Вани, Коли, Тани) – один цветок (флажок), а в вазе – много цветков (флажков)! »

Игр и игровых упражнений на различие понятий один – много можно придумать множество, например, игры‑ забавы с пальчиками: на руке у ребенка много пальцев, но вдруг они спрятались в ладошку, и остался только один пальчик. Можно прочитать детям потешку «Пальчик‑ пальчик, где ты был? », сопровождая чтение соответствующими движениями своих пальцев и пальцев ребенка.

Можно также организовать игровые упражнения с более активными движениями детей. Приведем пример. Вокруг воспитателя собирается много детей. Затем они разбегаются в разные стороны, и рядом с воспитателем остается только один ребенок. («Только одна Олечка». ) Потом дети прибегают обратно. Их становится опять много. Дети вновь разбегаются в разные стороны. Теперь с воспитателем остается одна Анечка и т. д.

Нужно помнить, что подобные упражнения должны иметь хорошую концовку: на руке обязательно появляются все пальчики, все дети обязательно возвращаются к воспитателю и т. п.

С целью закрепления понятий много – один, один – много можно использовать различные подвижные игры, например: «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Зайцы и мишка», «Солнышко и дождик» и др.

Воспитатель может провести игру «Один и много», используя различные мелкие предметы: колечки, шишки, желуди, шарики и т. п. Для этого он кладет на стол один предмет, а немного поодаль – много таких же предметов. Затем берет один предмет, прячет его в руке и предлагает детям сделать то же самое. Несколько раз воспитатель угадывает, в какой руке и сколько предметов спрятали дети. Затем дети угадывают, в какой руке спрятал предмет воспитатель. После этого воспитатель предлагает детям спрятать все предметы (колечки или шарики) в ладошках. Оказывается, что этого сделать нельзя – много предметов не помещается в руке. Воспитатель указывает на один предмет и говорит: «Один шарик спрятался в ладошке, а много – нет! » Указывая на группу предметов, взрослый спрашивает, сколько их. «Много», – произносят дети вместе с воспитателем. Затем он говорит: «Возьмите каждый из большой кучки по одному колечку». Дети выполняют задание, а воспитатель комментирует: «У Наташи – одно колечко, у Тани – одно колечко, у Сережи – одно». Далее предлагает: «Покажите, у кого еще одно колечко? » Дети показывают. «Теперь положите свои колечки (шарики, шишки и т. д. ) на стол (в корзиночку). У каждого было одно колечко (шарик, шишка), а вместе сколько? » «Много», – отвечают дети.

В завершение воспитатель может дать каждому ребенку маленькую коробочку или корзиночку и предложить положить в нее сначала один предмет, а потом много предметов.

В дальнейшем воспитатель предоставляет каждому ребенку возможность создавать бо́ льшие и меньшие группы предметов и обозначать их количество словами: много – мало, мало – много. Например, он предлагает достать из коробки зайчиков, поставить их на стол и ответить на вопрос: «Сколько зайчиков? »; затем просит показать каждого зайчика (вместе с воспитателем дети показывают): «Вот зайчик, вот, вот, вот… Вот сколько их! Много! ». Далее воспитатель привлекает внимание детей к коробке с остальными зайчиками и спрашивает: «Сколько зайчиков осталось в коробке? ». «Вот и вот», – показывают дети. «Мало, – заключает воспитатель, – всего два зайчика. На столе много зайчиков, а в коробке – мало ».

В другой раз воспитатель выкладывает на стол много одинаковых игрушек (например, 10) и произносит: «Как много у нас петушков (елочек, грибков)! » Затем отодвигает 2–3 игрушки и обращает внимание детей на две неравные группы предметов: «Здесь много петушков, – говорит он и показывает на игрушки. – А здесь – мало ». При этих словах воспитатель может прикрыть руками меньшую часть игрушек. «Видите, их мало. Сколько? » – спрашивает воспитатель. «Мало », – произносят дети. «А здесь? » – воспитатель вновь обращает внимание детей на бо́ льшую часть предметов. «Их много. Я не могу их все спрятать», – говорит воспитатель, прикрывая руками лишь часть предметов бо́ льшей группы.

Повторяя действия еще раз и соотнося слова много, мало с соответствующими группами предметов, дети учатся различать и называть их.

Затем они подражают действиям взрослого: сами отодвигают часть игрушек от общей группы и обозначают словами каждую группу: «Много кубиков – мало кубиков ».

Целесообразно закреплять представления детей о количестве на основе проведения игр и игровых упражнений «Расскажем про наши игрушки», «Сколько спряталось игрушек? », «Сколько мы нашли игрушек? », «Что в мешочке? », «Кому сколько нужно? », «Спрячем шарики в ладошках» и др.

В первой младшей группе закрепление представлений о количестве может также успешно проводиться на занятиях по рассматриванию картин и иллюстраций.

В ходе организации игр и упражнений воспитатель следит за тем, чтобы дети не ограничивались определением количества предметов (один – много – мало ), а называли и сами предметы (много уточек (рыбок, собачек ) – одна уточка (рыбка, собачка ); много кукол (машин, зайчиков ) – мало кукол (машин, зайчиков )).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...