Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вторая младшая группа. (от трех до четырех лет). Примерное распределение программного материала на год. Количество




Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет)

 

Во второй младшей группе, как и в первой, у детей активно формируют представление о свойствах предметов ближайшего окружения; с ними организуют разнообразные игры‑ упражнения на группировку предметов, учат объединять однородные предметы в группы и характеризовать конкретные признаки предметов этих групп: «Здесь все красные (синие, желтые, зеленые)», «Эти все круглые, а эти все с уголками, тут все большие (длинные, высокие), а там – маленькие (короткие, низкие)».

В группе детей четвертого года жизни используется дочисловой метод обучения, задача которого – подвести ребенка к пониманию количественных отношений. Но развитие представлений о количестве во второй младшей группе имеет свои особенности: у детей формируют представления о множестве как о совокупности, состоящей из отдельных элементов (предметов). Дети учатся действовать с различными предметными группами, сравнивать их количество, сопоставляя предметы двух множеств, поэлементно устанавливая, равные они или неравные, и обозначая результаты сравнения словами: больше – меньше, поровну, столько – сколько, одинаково. В средней и старшей группах на этой основе у детей формируются навыки счета и представление о числе.

Наряду с этим детей знакомят с приемами сравнения предметов контрастных размеров по длине, ширине, высоте; дают первые представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике; учат обследовать, различать их, группировать; различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, направо (справа ) – налево (слева ); формируют элементарные представления о частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Занятия математикой проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год). В сентябре и октябре продолжительность занятия не должна превышать 10 минут. С октября время занятий постепенно увеличивают до 12–15 минут. В начале года занятия целесообразно проводить по подгруппам.

Обучение на занятиях носит наглядно‑ действенный характер. Дети усваивают знания на основе восприятия действий воспитателя и его пояснений, а также посредством самостоятельных действий с дидактическим материалом.

Математические представления лучше усваиваются маленькими детьми, если преподносятся им в игровой форме. Поэтому занятия нужно проводить в форме дидактической игры с использованием различных сюрпризных моментов (неожиданное появление «гостей», игрушек, предметов и т. п. ). Следует также организовывать разнообразные игры с активными движениями, стремиться к тому, чтобы в игровом действии по возможности одновременно участвовали все дети.

Большое значение в развитии элементарных математических представлений имеет работа с раздаточным материалом, умение выполнять действия в определенной последовательности (накладывать предметы на их изображения, на карточки‑ образцы, а затем класть предметы под них). Счетный дидактический материал следует давать индивидуально каждому ребенку в коробке или на подносе.

Как и в первой младшей группе, воспитатель дает детям образцы всех приемов работы, детально разъясняет последовательность операций. Объяснения следует давать кратко, четко, в темпе, доступном восприятию ребенка. Каждый способ действия нужно показывать 2–3 раза, особо выделяя новый. Многократный показ с одновременным называнием одних и тех же действий в разных ситуациях и с разным наглядным материалом способствует их лучшему усвоению.

Математические представления формируются у детей в определенной последовательности, с учетом того, что они уже знают и умеют.

 

Таблица 1

 

Примерное распределение программного материала на год

 

1Знакомство с этим программным материалом не ограничивается указанным числом занятий. Изучение данного материала может проводиться на других занятиях по математике, во второй их части.

2С данными терминами детей не знакомят.

3Последовательность ознакомления с темами 3, 6, 7, 8 определяется воспитателем произвольно.

 

Количество

Занятия по теме «Количество» следует начинать с упражнений на выделение качественных признаков предметов. Например, детям предлагают найти среди нескольких игрушек такую же, как у воспитателя. Затем дается задание выбрать среди 2–3 игрушек разного цвета (размера или формы) игрушку такого же цвета (размера, формы).

На следующем этапе обучения проводятся упражнения на подбор и группировку предметов по заданным признакам, например, можно использовать такие задания: «Положи все кубики красного цвета в этот ящик», «В эту коробку сложи всех маленьких матрешек, а в эту – всех больших». В результате дети начинают понимать, что предметы можно объединить в группу по какому‑ нибудь общему признаку: «Это куклы. Это мячи, они все – синие. Это флажки, они все – красные. Их много».

Воспитатель развивает умение детей выделять признаки, являющиеся общими только для части предметов группы, например, показывает, что флажков много, но одни флажки желтые, а другие – синие. («Много желтых и много синих флажков». )

В формировании представлений о количестве используются игровые упражнения на составление группы из однородных предметов и дробление группы на отдельные предметы. Например, воспитатель показывает одинаковые игрушки в количестве, равном числу детей в группе. Обратив их внимание на то, что игрушек много, предлагает каждому ребенку взять по одной игрушке: «Маша, возьми одного зайчика; Ваня, и ты возьми одного зайчика» и т. д. Дети видят, что в результате таких действий «много» исчезает. Воспитатель подчеркивает: «У каждого по одному зайчику, а на «полянке» (ковре) не осталось ни одного ». Затем предлагает каждому ребенку «выпустить погулять на полянку» своего зайчика – в результате зайчиков (игрушек) опять становится много. Воспитатель обращает внимание на то, что на «полянке» вновь стало много зайчиков, а у детей (Маши, Вани, Коли и т. д. ) не осталось ни одного. В ходе таких упражнений дети начинают понимать, что каждая группа состоит из отдельных предметов, учатся выделять один предмет из группы, различать понятия много и один. При этом понятия много и один не противопоставляются друг другу, как это имело место в первой младшей группе (вот – много, а вот – один), а взаимодействуют: один выступает в роли составной части много. При проведении таких упражнений воспитатель должен чаще задавать детям вопрос «сколько? »; побуждать их употреблять слова много, один, ни одного; следить за тем, чтобы, отвечая, они называли как количество, так и предметы (один зайчик, много зайчиков ).

Познакомив детей с тем, что множество (группа) состоит из отдельных предметов, воспитатель начинает упражнять их в самостоятельном нахождении групп однородных (много ) и единичных предметов (один ) в окружающей обстановке. Для этого одни и те же игрушки (предметы) располагают по одной и группой из 3–5 штук. Сначала воспитатель у себя на столе ставит группу (много) петушков и рядом одного петушка, затем так же расставляет другие игрушки в разных местах комнаты. Например, на один стул сажает одну куклу, а на другой – много; на один стол ставит одну машину, на другой – много. Потом предлагает первому ребенку подойти к столу, где стоит один автомобиль, второму – к столу где много автомобилей, третьему – к столу где одна кукла, четвертому – к столу где много кукол, и рассказать, у кого сколько игрушек. В результате дети начинают понимать, что одних и тех же предметов может быть и один, и много.

Далее задания усложняются. Воспитатель ставит на стол какую‑ либо одну игрушку и много игрушек другого типа (например, одну елочку и много зайчиков) и предлагает детям сказать, каких игрушек на столе много, а какая только одна.

Наряду с этим воспитатель показывает детям, как нужно раскладывать указанное количество предметов (один, много ) на полосках бумаги. Дает, например, такие задания: «Поставь один грибок на красную полоску», «Поставь много грибков на синюю полоску», «Положи один кружок на верхнюю полоску», «Положи много кружков на нижнюю полоску».

Затем можно предложить детям поискать, каких предметов в групповой комнате много, а какой только один (много стульев, столов; один шкаф, аквариум), найти один и много предметов на участке детского сада.

На следующем этапе работы по формированию количественных представлений детей учат сравнивать две группы предметов, знакомят с отношениями равенства и неравенства. Важно научить детей соотносить каждый предмет одной группы с каждым предметом другой и таким путем выяснять (без счета), в какой группе предметов больше, в какой меньше или их поровну.

Для этого детей обучают приемам наложения и приложения предметов. Начинать надо с самого простого приема – наложения. Воспитатель показывает, как нужно последовательно накладывать предметы (3–5) на их изображения. Когда дети освоят этот прием, следует научить их подкладывать (прикладывать) предметы точно под их изображения на картинке (карточке), строго выдерживая расстояние между ними.

Научив детей соотносить предметы путем наложения друг на друга и приложения друг к другу, можно начинать учить их устанавливать равенство или неравенство групп, определять соотношения между ними: поровну, столько – сколько, больше – меньше. В этих целях используют задания на сопоставление элементов двух групп предметов (составление пар предметов, поштучное соотнесение). Например, дети выясняют, поровну ли кукол и чашек, зайчиков и морковок; каких предметов больше (меньше) – ведерок или совочков, синих или красных кружков. Для сравнения даются группы предметов, содержащие равное (от 1 до 5) и неравное количество предметов (больше, меньше на один). С этой целью полезно проводить дидактические игры «Куклы в гостях», «Уложи кукол спать» и т. п., побуждая детей сравнивать группы предметов и говорить, каких больше, каких меньше, каких равное количество. (Красных кружков больше, чем синих. Синих кружков меньше, чем красных. Красных кружков столько, сколько синих. )

В процессе занятий воспитатель активизирует речь детей, постоянно изменяя количественное соотношение между одними и теми же предметами, например, делает так, чтобы синих кружков было то больше, то меньше, то столько же, сколько красных. Необходимо изменять и пространственное расположение предметов в сравниваемых группах, например, размещать большее (меньшее) количество предметов то в верхнем, то в нижнем ряду наборного полотна, то на верхней, то на нижней полоске карточки. В ходе таких упражнений дети узнают, что предметов разного вида и цвета (мишек и машин, зеленых и желтых шаров и т. п. ) может быть больше, меньше, поровну.

Следует также познакомить детей с приемами сравнения (способами наложения и приложения) количества предметов разных размеров. Так, сопоставляя группы больших и маленьких кубиков (на каждый большой кубик ставят один маленький), дети выясняют, что один маленький кубик остался без пары, значит, маленьких кубиков больше, а больших – меньше. В подобных упражнениях следует предлагать различные варианты соотношений: больших игрушек больше, маленьких меньше; больших меньше, маленьких больше; больших и маленьких поровну.

Важное значение при сравнении групп предметов имеет опора на разные органы чувств. Например, сначала детей учат откладывать на столе по одной игрушке на каждое действие воспитателя, например, хлопок в ладоши, удар в бубен или палочкой по столу; на следующих занятиях предлагают хлопнуть в ладоши столько раз, сколько игрушек на столе (1–3). Затем можно дать задание послушать, сколько раз взрослый ударил молоточком, и хлопнуть столько же раз в ладоши (1–3 раза).

В ходе таких упражнений дети овладевают умением попарно сопоставлять элементы двух множеств[4], воспринимаемых разными анализаторами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...