Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Величина и форма. Ориентировка в пространстве




Величина и форма

Как на занятиях, так и вне занятий воспитатель формирует у детей начальные представления о величине и форме предметов окружающего мира. Он постоянно обращает внимание детей на размер предметов, содействует формированию опыта различения предметов, показывает и одновременно называет размеры предметов (большой ботинок взрослого – маленький ботинок ребенка, большая кукла – маленькая кукла, большие машины (лопатки, лейки и пр. ) – маленькие машины (лопатки, лейки и пр. )), активно использует в обучении игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных (геометрических) эталонов (например, кубики, кирпичики, шары), побуждает различать и правильно называть их.

Сооружая из строительного материала различные постройки, обыгрывая их с детьми, воспитатель привлекает внимание малышей к тому, из каких деталей (из чего) они созданы, какого они цвета и размера, например, большой стол (стул) построили для большого Миши из больших кирпичиков, маленький стол (стул) построили маленькому Мишутке из маленьких кирпичиков.

С целью развития представлений о величине и форме предметов с детьми проводятся разнообразные манипулятивные действия с предметами, например, собирание шариков в корзиночку (коробочку), разбирание и собирание игрушек‑ вкладышей (трехместных матрешек, бочонков, грибочков, разноцветных конусов, коробочек и пр. ), соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей, а также дидактические игры типа «Шароброс», «Кто найдет такой же? », «Прокати такой же шарик», «Что ты достал? », «Что в мешочке? » и др.

Ориентировка в пространстве

Развитие ориентировок в пространстве является важным условием общего развития ребенка. Поэтому на третьем году жизни, как и в более раннем возрасте, у ребенка необходимо накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. В основе этой работы лежит метод развития ориентировок в частях собственного тела. Воспитатель привлекает внимание ребенка к самому себе, помогает ему «открыть образ себя», развивает дифференцированное восприятие отдельных частей тела, их пространственное расположение, учит показывать на себе, где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице – глаза, уши, рот, губы, нос. Сообщает, что глазами мы смотрим, ушами – слушаем и т. д., руками держим ложку, чашку, играем, рисуем и т. д., ногами ходим, бегаем и т. д. В более старшем возрасте знание пространственного расположения частей своего тела будет служить ребенку образной моделью системы координат трех основных парных пространственных направлений: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева.

В работе по развитию представлений о пространственном расположении частей тела воспитатель может широко использовать игры‑ шутки, которые многократно повторяются с разными подгруппами детей и со всеми детьми вместе, вызывая у них радостные эмоции. Эти игры построены на ритме стиха, сопровождаются припевками и поговорками, а также разнообразными движениями, содействующими их лучшей координации: «Водичка‑ водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки? », «Мы руки поднимаем…», «Маленькие ножки бежали по дорожке…», «Зайка беленький сидит» и др.

Наряду с развитием ориентировок в частях собственного тела воспитатель целенаправленно обращает внимание детей на то, что их окружает в детском саду и на участке детского сада: знакомит с названием, расположением и предназначением отдельных помещений групповой комнаты, размещением игрушек и предметов обихода, указывает и называет места их расположения, хранения личных вещей. В повседневной жизни объясняет: «Мы играем здесь (показывает) – в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек…», «Мы умываемся, моем руки и лицо, причесываемся здесь – в умывальной (туалетной) комнате; здесь (показывает и называет) – в спальной – спим; здесь – в раздевальной комнате – раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку».

Воспитатель также учит детей узнавать свой групповой участок, постоянно знакомит с расположением игрового оборудования: «Это – наш участок, здесь мы гуляем, играем», называет и показывает, где находится оборудование для игр: «Здесь – песочница, где можно поиграть с песком, тут – качели, на которых мы качаемся, вот – беседка (веранда): в ней на скамейке можно посидеть, отдохнуть, спрятаться от дождя, а вон там – клумба (дорожка) с цветами. Цветы – красивые. Мы любуемся ими, бережем их. Там мы не бегаем, цветы не топчем» и т. д.

Развитию пространственных ориентировок способствуют разные виды деятельности детей: занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, физкультурные, музыкальные. Важное место в этой работе принадлежит игровым действиям – играм с имитацией (показом) различных направлений движения объектов в пространстве: «Покажем кукле, куда полетели птички (где сидит ворона, клюет зернышки воробышек, куда побежала кошка, покатился мяч)», «Укажем, где спрятался Мишка‑ Топтыжка», «Где звенит колокольчик? ».

С детьми также проводятся подвижные игры, требующие определенного направления передвижения в пространстве, такие как «Догоним мяч», «Добежим до флажка», «Достанем игрушку», «Прятки», «Поезд», «Птички летают» и др.

Постепенно дети приучаются слышать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения, а также соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, за, под, здесь, там, тут, туда, сюда и др. ). В то же время воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они повторяли за ним и сами использовали в речи некоторые предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения (тут, там, на, под и др. )

 

Организация игровых упражнений на различение количества, цвета, размера, формы предметов, а также умелое руководство опытом развития первых пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...