Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семема как микроструктура компонентов (сем)




Отношения между словами устанавливаются не по семан­теме в целом, а по отдельным семемам. Поэтому многие лек­сикологи считают основной единицей лексической семантики лексико-семантический вариант слова (лексема + семема). Се­мема, в свою очередь, имеет составляющие.

Идея о делимости семемы на семантические признаки бы­ла высказана Ельмслевом. Он полагал, что значения могут быть разложены на фигуры, не имеющие соответствующих коррелятов в плане выражения. Разработка этой идеи привела к созданию учения о семах и методики компонентного анали­за— одной из основных методик анализа значения слова в наше время.

Значительный вклад в разработку типологии сем внесли французские семасиологи Б. Потье, А. Греймас и др. В России компонентный анализ получил большое развитие.

Сема понимается как отражение в сознании человека от­дельного признака, какой-то детали того объекта, который це­ликом представлен в семеме. Членение семемы на семы беско­нечно, предел ставится лишь мерой познания свойств и ка­честв денотата. Компонентный анализ показывает, что число сем, существенных для общения, в семеме вполне исчислимо, не очень велико. Оно выясняется из сопоставлений и противо­поставлений разных семем друг с другом. Сема, которая в од­ном контексте представляется далее неделимой, в другом кон­тексте проявляет свою сложность и возможности дальнейшего деления. Например, в семеме Д2 слова перемена есть семы


Моделирование лексико-семантической подсистемы языка 249

«время, отдых, конец урока, звонок, школа». При необходимо­сти могут быть раскрыты семы «школа, урок, звонок»: среднее учебное заведение, время занятий в 45 минут, звуковой сигнал начала и конца урока и т. д.

Семасиологи различают следующие основные типы сем.

Классемы — наиболее обобщенные по содержанию при­знаки, соответствующие значениям частей речи: предметность, признак, количество, действие и т. п.

Архисемы — признаки, объединяющие группы слов внут­ри части речи, например одушевленность /неодушевленность, мужской пол / женский пол, взрослый / молодой, действие /состояние и т. п.

Дифференциальные семы — это признаки, по которым противопоставляются слова, сгруппированные по одной ар­хисхеме, и по которым можно отличить одну семему от дру­гой. Например, для слов равнина, плоскогорье, плато, низ­менность, низина архисемой будет «участок земного рельефа с ровной или слабо волнистой поверхностью». Дифференци­альные семы, разграничивающие значения этих слов, сле­дующие:

• выше 200 м над уровнем моря (плоскогорье, плато),

• ниже 200 м над уровнем моря (низменность, низина),

• обширный, без видимых границ (равнина, плоскогорье,
низменность),

• небольшой, с видимыми границами (плато, низина).
Отечественный семасиолог Владимир Григорьевич Гак

делит дифференциальные семы на описательные и относи­тельные. Описательные семы отражают собственные свойства предмета (размер, устройство, форму, внешний вид, способ со­вершения действия и т. п.), относительные — связи объекта с другими объектами в разных отношениях (пространственные, временные, функциональные и др.).

Например, для глаголов перемещения описательные семы характеризуют способ действия: идти — с помощью ног, плыть — по воде, лететь — по воздуху, ехать — транспор­том. Относительные семы указывают направление перемеще­ния. Удаляться — от исходного пункта, приближаться — к конечному пункту.


Тема 9

Архисемы и дифференциальные семы достаточны для ха­рактеристики семемы, по ним содержание семемы определяет­ся вполне удовлетворительно. Однако помимо этих основных сем каждая семема может содержать неограниченное число разнообразных сем, детализирующих всякие частности в соот­ветствии с реальной неисчерпаемостью признаков всякого объекта. Среди этих сем — вероятностные, потенциальные, скрытые семы.

Например, в семеме лексемы начальник путем экспери­мента выявлены скрытые, вероятностные семы «толстый, злой, нервный». В семеме лексемы профессор обнаружены семы «в очках, старый, строгий, умный»; в семеме студент — «весе­лый, общительный»; в семеме моряк — «стройный, веселый»; в семеме доярка — «добрая».

Вероятностные семы чаще всего обнаруживаются в семе­мах существительных, поскольку именно в предметах человек открывает все новые и новые свойства. В словарях вероятно­стные семы нередко отмечаются словом обычно.

Лагерь — временная стоянка, обычно под открытым не­бом, в палатках.

Серьга — кольцо, обычно с драгоценным камнем, проде­ваемое в мочку уха для украшения.

Голландка — комнатная, обычно кафельная печь.

Семы в составе семемы иерархически упорядочены и на­ходятся в структурных отношениях, определяя категорию слова, родовые и видовые признаки объекта, его главные и второстепенные признаки. Семема предстает как микро­структура сем. Лексико-семантический вариант слова (т. е. лексема + семема) является элементом лексико-семантичес-кой подсистемы языка, которая формируется оппозициями семем, возникающими благодаря их сходствам и различиям по составу сем.

Рассмотрев особенности слова, а точнее лексико-семантического варианта слова как элемента лексикона, мы можем перейти к выяснению структурных отношений ЛСВ в их системе.


Моделирование лексико-семантической подсистемы языка 251

Системные отношения в лексике

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...