Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст как процесс и результат речевой деятельности






дискурс — это не только конкретный текст. Термин дискурс применяется к совокупности текстов, обладающих какими-либо общими прагматическими свойствами, возникшими под влиянием социально-психологических факторов. Говорят, на­пример, о политическом дискурсе, о публицистическом, эколо­гическом, эпистолярном, этикетном, аргументативном и тому подобных дискурсах. Совокупность текстов, созданных одним человеком, может быть названа авторским дискурсом.

Обзор публикаций, авторы которых занимаются изучени­ем дискурса, позволяет разграничить несколько трактовок это­го термина. Вначале термин возник в социологии, в семиотике, в политологии для обозначения разновидности речи, присущей определенной социальной группе. В лингвистике он соприкос­нулся с термином текст, и лингвисты стали искать основания для дифференциации этих терминов.

Предложены такие варианты их разграничения:

 

Дискурс Текст
устный письменный
диалог монолог
протяженный может быть и краткий
когерентность между речевыми актами поверхностная когезия слов и предложений
включение средств паралин-гвистического сопровождения речи нет

К настоящему времени четкого разграничения содержа­ния терминов дискурс и текст не проведено, хотя общая тен­денция в их использовании прослеживается. Для дискурса бо­лее важны ситуации, в которых протекает речевая деятель­ность, и эффективность его воздействия на адресата, а для текста более важно его внутреннее устройство.

В изложении проблематики прагматики текста мы поль­зуемся термином текст.

Для понимания эффективности воздействия текста на ад­ресата нужно знать, какие характеристики текста и как именно оцениваются людьми.



Тема 13


Французский социолог и психолог Абраам Моль приводит сведения о том, по каким показателям слушающие оценивают воспринимаемые тексты:

/. По длине сообщения. Порогом насыщения является длина в 30 тысяч знаков, за этим порогом восприятие речи па­дает.

2. По абстрактности сообщения. Лучше всего восприни­
маются лозунги, плакаты, описания конкретных фактов. Хуже
воспринимаются расплывчатые рассуждения, общие понятия.
Наиболее сложны для восприятия тексты по математике, логи­
ке и другим абстрактным наукам.

3. По степени личной заинтересованности. Немедленную
реакцию вызывает сообщение о мобилизации на какую-либо
безотлагательную деятельность. Хорошо воспринимается ин­
формация, затрагивающая повседневные интересы человека:
сообщения о погоде, ценах. Менее полно и четко воспринима­
ется все, что в какой-то степени интересно {со всего света), но
непосредственно не затрагивает слушающего или имеет отда­
ленные, долгосрочные последствия {курение укорачивает
жизнь).

Говорящий, который заботится о том, чтобы сказанное произвело желаемое впечатление на слушающего, обдумывает «стратегии» разговора: что и как сказать.

Существенным моментом воздействия текста является оценка слушающим выгодности /невыгодности, обязательно­сти/необязательности выполнения заложенных в нем намере­ний говорящего, степень вежливости сделанных предложений. Ср.: Почистить картошку! Ты почистишь картошку? Ты не по­чистишь картошку? Этими показателями измеряется так назы­ваемая «тактичность» текста. Приемлемость и пригодность текста для слушающего прагматически более важны, чем аб­солютная правильность и нормативность.

Оптимальные решения особенно важны в сфере массовой коммуникации, рассчитанной на пропаганду тех или иных идей, которые должны влиять на многих людей. Здесь ценятся краткость, повторяемость, экспрессивность и эмоциональность подачи информации, соответствие уровню подготовленности слушающего к ее восприятию. Неподготовленность слушаю-


Текст как процесс и результат речевой деятельности 343

щего к пониманию содержания нового для него сообщения при попытках как-то освоить сказанное ведет к искажениям смысла. На этой почве рождаются слухи, которые, передаваясь в устной форме, могут оказывать вредное воздействие на по­ведение людей. Процесс искажения смысла при передаче со­общения хорошо иллюстрирует следующий забавный пример А. Моля.

1. Капитан — адъютанту: как вы знаете, завтра произой­
дет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Собери­
те личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде.
Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые
объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нече­
го, так что в таком случае оставьте людей в казарме.

2. Адъютант — дежурному сержанту: По приказу капита­
на завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в
походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяс­
нения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь,
наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме.

3. Дежурный сержант — капралу: По приказу капитана
завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной
одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме на­
счет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает
не каждый день.

4. Дежурный капрал — солдатам: Завтра в 5 часов капитан
произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу.
Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в ка­
зарме, а это бывает не каждый день.

5. Один солдат другому: Завтра в самую рань, в 5 часов,
солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если
будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной
одежде, а это бывает не каждый день.

Возможности искажения смысла при передаче по каналам связи широко используются в средствах массовой информа­ции. Здесь значительного развития достигли так называемые «стратегии отвлечения внимания», приемы сообщения ложной информации, манипулирования сознанием людей. Распростра­нено, например, обыгрывание информационных сообщений, фактов, новостей с помощью ловко состряпанных коммента-


344__________________________________________ Тема 13

риев, так называемая эмоциональная дезинформация. «Свои» действия описываются положительно окрашенной лексикой, а «чужие» именуются отрицательно окрашенными словами и выражениями. При этом делается расчет на неосведомлен­ность, невнимательность слушателя и читателя, на то, что они в первую очередь воспримут эмоциональную окраску сообще­ния и запомнят то, что много раз повторяется. Другой прием состоит в том, что к правдивой информации составляются комментарии, в которых содержатся интригующие версии тол­кований, высказываются сомнения, которые должны запом­ниться читателю более прочно, чем сама информация.

Одним из приемов дезинформации является сообщение частичной истины при умалчивании главного. Часто исполь­зуются ссылки на «хорошо информированный источник, кото­рый пожелал остаться анонимным». Это позволяет публико­вать недостоверную информацию, высказать личные предпо­ложения, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Прагматические значения просьбы очень часто выража­ются в форме вопросов, казалось бы, прямо не относящихся к желаемому.

— Вы можете дотянуться до соли? (т. е.: передайте мне
соль).

— Что-то дует... (т. е.: закройте окно).

— Вы не подвинетесь? (т. е. позвольте мне сесть)

— Телевизор испортился (слова жены, означающие: почи-
ни!)
и др.

Прагматика текста выявляет также очень своеобразные прагматические значения языковых средств в тексте, т. е. значения, прямо не вытекающие из лексических значений выражающих их слов. Эту возможность блестяще иллюстри­рует Арутюнова версией стихотворения Вольтера:

Когда дипломат говорит «да», Он хочет сказать «может быть». Когда он говорит «может быть», Он хочет сказать «нет». А если он говорит «нет», Он не дипломат.


 


Текст как процесс и результат речевой деятельности 345

Когда леди говорит «нет»,

Она хочет сказать «может быть».

Когда она говорит «может быть».

Она хочет сказать «да».

А если она говорит «да»,

Она не леди.

Важным аспектом прагматического подхода к тексту яв­ляется аспект речевого воздействия. Этим аспектом текста традиционно занимались риторика и стилистика.

К настоящему времени накоплен большой материал о раз­нообразии лексических и грамматических средств языков и их оптимальном использовании в том или ином функциональном стиле, в той или иной ситуации общения. Старинные риторики учили ораторскому искусству, красноречию; современная практическая стилистика дает рекомендации к отбору средств в разных функциональных стилях и ситуациях общения в це­лях наиболее точного выражения мысли и наиболее полного воздействия на слушателя. Но как особый отдел прагмалин-гвистики наука о речевом воздействии формируется в конце XX века.

В настоящее время она уже фактически стала самостоя­тельной наукой, объединяющей, интегрирующей усилия пред­ставителей целого комплекса смежных наук — традиционной лингвистики, психолингвистики, классической прагмалингви-стики, риторики, психологии, теории массовой коммуникации, рекламы, менеджмента, социологии, связей с общественно­стью, энтографии, конфликтологии.

«Речевое воздействие» формируется как наука об эффек­тивном общении. Различают различные цели общения, а также эффективность и результативность общения.

Эффективность общения определяется для каждого ком­муниканта отдельно, при этом в диалоге эффективным обще­ние может быть или только для одного из участников, или для обоих. На многосторонних переговорах общение может ока­заться эффективным для части участников.

Понятие эффективности связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной



Тема 13


ситуации. Эффективно такое речевое воздействие, которое по­зволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равнове­сие), то есть остаться с ним в нормальных отношениях, не по­ссориться.

Однако цели в общении могут быть разными:

информационная (донести свою информацию до собесед­ника и получить подтверждение, что она получена);

предметная (что-либо получить, узнать, изменить в пове­дении собеседника);

коммуникативная (сформировать определенные отноше­ния с собеседником, например, установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт). Коммуникативные цели преследуют приветствие, по­здравление, сочувствие, прощание, комплимент и т. д.

Теория речевого воздействия изучает способы речевого воздействия на собеседника — к примеру такие, как доказыва­ние, убеждение, уговаривание, внушение, приказывание и др.

Речевое воздействие — это наука о выборе подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в кон­кретной коммуникативной ситуации, об умении правильно со­четать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наиболь­шего эффекта.

Важным аспектом науки о речевом воздействии является исследование соотношения вербальных и невербальных средств общения. Установлена огромная роль невербальных средств в общении.

Вербальное воздействие — это воздействие при помощи значений слов, языковых средств общения.

Невербальное воздействие — это воздействие на собесед­ника при помощи несловесных средств, которые сопровожда­ют нашу речь (жесты, мимика, поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.).

Количество невербальных сигналов очень велико. Суще­ствует около 1000 невербальных сигналов, некоторые ученые полагают, что их число 3-5 тысяч, причем у отдельных сигна­лов есть несколько вариантов; существует также около


Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 347

1000 поз и около 20 тыс. выражений лиц. Установлено, что в процессе межличностного общения 35 % информации переда­ется вербальными средствами и 65 % — невербальными. Их роль в процессе общения очень велика. Вербальный канал ис­пользуется людьми в основном для передачи друг другу ин­формации о внешнем мире, внешних событиях, то есть пред­метной информации, а невербальный канал — для обсуждения межличностных отношений.

Невербальные факторы коммуникации играют наиболее важную роль на этапе знакомства людей друг с другом, на этапе первого впечатления и в процессе осуществления ка­тегоризации (отнесения собеседника к какой-либо катего­рии — профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной, к полу и др.). По имеющимся данным, при зна­комстве в первые 12 секунд общения 92 % получаемой со­беседниками информации друг о друге имеет невербальный характер.

Коммуникативная позиция говорящего — еще одно важ­ное теоретическое понятие науки в речевом воздействии.

Под коммуникативной позицией говорящего понимается влиятельность, авторитетность говорящего по отношению к его собеседнику. Это относительная эффективность его потен­циального речевого воздействия на собеседника. Коммуника­тивная позиция человека может измениться в разных ситуаци­ях общения, а также по ходу общения в одной и той же комму­никативной ситуации.

Коммуникативная позиция говорящего может быть силь­ной (начальник против подчиненного, старший против ребенка и др.) и слабой (ребенок против взрослого, подчиненный про­тив начальника и т. д.) Коммуникативную позицию говоряще­го в процессе общения можно усилить путем применения пра­вил речевого воздействия, можно ее защитить, а можно осла­бить коммуникативную позицию собеседника (также применяя приемы речевого воздействия и осуществляя раз­личные речевые действия в отношении собеседника).

Исследования показывают, что приемы речевого воздей­ствия имеют яркую национальную окраску — некоторые из них не «работают» в русской аудитории, но будут эффектив-


348__________________________________________ Тема 13

ными в американской, японской и др. аудиториях, и наоборот. Скажем, в Европе эффективна ссылка на Библию, у американ­цев эффективно интенсивное использование шуток, в нашей аудитории — нет и т. д.

Исследуются также способы создания эффективных письменных текстов, поликодовых текстов — включающих, к примеру, письменный текст, звук и образ (как в рекламе).

Речевое воздействие — интенсивно развивающаяся со­временная наука.

Такова проблематика трех основных разделов лингвисти­ки текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...