Текст как процесс и результат речевой деятельности
дискурс — это не только конкретный текст. Термин дискурс применяется к совокупности текстов, обладающих какими-либо общими прагматическими свойствами, возникшими под влиянием социально-психологических факторов. Говорят, например, о политическом дискурсе, о публицистическом, экологическом, эпистолярном, этикетном, аргументативном и тому подобных дискурсах. Совокупность текстов, созданных одним человеком, может быть названа авторским дискурсом. Обзор публикаций, авторы которых занимаются изучением дискурса, позволяет разграничить несколько трактовок этого термина. Вначале термин возник в социологии, в семиотике, в политологии для обозначения разновидности речи, присущей определенной социальной группе. В лингвистике он соприкоснулся с термином текст, и лингвисты стали искать основания для дифференциации этих терминов. Предложены такие варианты их разграничения:
К настоящему времени четкого разграничения содержания терминов дискурс и текст не проведено, хотя общая тенденция в их использовании прослеживается. Для дискурса более важны ситуации, в которых протекает речевая деятельность, и эффективность его воздействия на адресата, а для текста более важно его внутреннее устройство. В изложении проблематики прагматики текста мы пользуемся термином текст. Для понимания эффективности воздействия текста на адресата нужно знать, какие характеристики текста и как именно оцениваются людьми.
Тема 13 Французский социолог и психолог Абраам Моль приводит сведения о том, по каким показателям слушающие оценивают воспринимаемые тексты: /. По длине сообщения. Порогом насыщения является длина в 30 тысяч знаков, за этим порогом восприятие речи падает. 2. По абстрактности сообщения. Лучше всего восприни 3. По степени личной заинтересованности. Немедленную Говорящий, который заботится о том, чтобы сказанное произвело желаемое впечатление на слушающего, обдумывает «стратегии» разговора: что и как сказать. Существенным моментом воздействия текста является оценка слушающим выгодности /невыгодности, обязательности/необязательности выполнения заложенных в нем намерений говорящего, степень вежливости сделанных предложений. Ср.: Почистить картошку! Ты почистишь картошку? Ты не почистишь картошку? Этими показателями измеряется так называемая «тактичность» текста. Приемлемость и пригодность текста для слушающего прагматически более важны, чем абсолютная правильность и нормативность. Оптимальные решения особенно важны в сфере массовой коммуникации, рассчитанной на пропаганду тех или иных идей, которые должны влиять на многих людей. Здесь ценятся краткость, повторяемость, экспрессивность и эмоциональность подачи информации, соответствие уровню подготовленности слушающего к ее восприятию. Неподготовленность слушаю-
Текст как процесс и результат речевой деятельности 343 щего к пониманию содержания нового для него сообщения при попытках как-то освоить сказанное ведет к искажениям смысла. На этой почве рождаются слухи, которые, передаваясь в устной форме, могут оказывать вредное воздействие на поведение людей. Процесс искажения смысла при передаче сообщения хорошо иллюстрирует следующий забавный пример А. Моля. 1. Капитан — адъютанту: как вы знаете, завтра произой 2. Адъютант — дежурному сержанту: По приказу капита 3. Дежурный сержант — капралу: По приказу капитана 4. Дежурный капрал — солдатам: Завтра в 5 часов капитан 5. Один солдат другому: Завтра в самую рань, в 5 часов, Возможности искажения смысла при передаче по каналам связи широко используются в средствах массовой информации. Здесь значительного развития достигли так называемые «стратегии отвлечения внимания», приемы сообщения ложной информации, манипулирования сознанием людей. Распространено, например, обыгрывание информационных сообщений, фактов, новостей с помощью ловко состряпанных коммента-
344__________________________________________ Тема 13 риев, так называемая эмоциональная дезинформация. «Свои» действия описываются положительно окрашенной лексикой, а «чужие» именуются отрицательно окрашенными словами и выражениями. При этом делается расчет на неосведомленность, невнимательность слушателя и читателя, на то, что они в первую очередь воспримут эмоциональную окраску сообщения и запомнят то, что много раз повторяется. Другой прием состоит в том, что к правдивой информации составляются комментарии, в которых содержатся интригующие версии толкований, высказываются сомнения, которые должны запомниться читателю более прочно, чем сама информация. Одним из приемов дезинформации является сообщение частичной истины при умалчивании главного. Часто используются ссылки на «хорошо информированный источник, который пожелал остаться анонимным». Это позволяет публиковать недостоверную информацию, высказать личные предположения, скрыть свою некомпетентность и т. п. Прагматические значения просьбы очень часто выражаются в форме вопросов, казалось бы, прямо не относящихся к желаемому. — Вы можете дотянуться до соли? (т. е.: передайте мне — Что-то дует... (т. е.: закройте окно). — Вы не подвинетесь? (т. е. позвольте мне сесть) — Телевизор испортился (слова жены, означающие: почи- Прагматика текста выявляет также очень своеобразные прагматические значения языковых средств в тексте, т. е. значения, прямо не вытекающие из лексических значений выражающих их слов. Эту возможность блестяще иллюстрирует Арутюнова версией стихотворения Вольтера: Когда дипломат говорит «да», Он хочет сказать «может быть». Когда он говорит «может быть», Он хочет сказать «нет». А если он говорит «нет», Он не дипломат.
Текст как процесс и результат речевой деятельности 345 Когда леди говорит «нет», Она хочет сказать «может быть». Когда она говорит «может быть». Она хочет сказать «да».
А если она говорит «да», Она не леди. Важным аспектом прагматического подхода к тексту является аспект речевого воздействия. Этим аспектом текста традиционно занимались риторика и стилистика. К настоящему времени накоплен большой материал о разнообразии лексических и грамматических средств языков и их оптимальном использовании в том или ином функциональном стиле, в той или иной ситуации общения. Старинные риторики учили ораторскому искусству, красноречию; современная практическая стилистика дает рекомендации к отбору средств в разных функциональных стилях и ситуациях общения в целях наиболее точного выражения мысли и наиболее полного воздействия на слушателя. Но как особый отдел прагмалин-гвистики наука о речевом воздействии формируется в конце XX века. В настоящее время она уже фактически стала самостоятельной наукой, объединяющей, интегрирующей усилия представителей целого комплекса смежных наук — традиционной лингвистики, психолингвистики, классической прагмалингви-стики, риторики, психологии, теории массовой коммуникации, рекламы, менеджмента, социологии, связей с общественностью, энтографии, конфликтологии. «Речевое воздействие» формируется как наука об эффективном общении. Различают различные цели общения, а также эффективность и результативность общения. Эффективность общения определяется для каждого коммуниканта отдельно, при этом в диалоге эффективным общение может быть или только для одного из участников, или для обоих. На многосторонних переговорах общение может оказаться эффективным для части участников. Понятие эффективности связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной Тема 13 ситуации. Эффективно такое речевое воздействие, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), то есть остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться. Однако цели в общении могут быть разными: информационная (донести свою информацию до собеседника и получить подтверждение, что она получена); предметная (что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника); коммуникативная (сформировать определенные отношения с собеседником, например, установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт). Коммуникативные цели преследуют приветствие, поздравление, сочувствие, прощание, комплимент и т. д. Теория речевого воздействия изучает способы речевого воздействия на собеседника — к примеру такие, как доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, приказывание и др.
Речевое воздействие — это наука о выборе подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта. Важным аспектом науки о речевом воздействии является исследование соотношения вербальных и невербальных средств общения. Установлена огромная роль невербальных средств в общении. Вербальное воздействие — это воздействие при помощи значений слов, языковых средств общения. Невербальное воздействие — это воздействие на собеседника при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.). Количество невербальных сигналов очень велико. Существует около 1000 невербальных сигналов, некоторые ученые полагают, что их число 3-5 тысяч, причем у отдельных сигналов есть несколько вариантов; существует также около Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 347 1000 поз и около 20 тыс. выражений лиц. Установлено, что в процессе межличностного общения 35 % информации передается вербальными средствами и 65 % — невербальными. Их роль в процессе общения очень велика. Вербальный канал используется людьми в основном для передачи друг другу информации о внешнем мире, внешних событиях, то есть предметной информации, а невербальный канал — для обсуждения межличностных отношений. Невербальные факторы коммуникации играют наиболее важную роль на этапе знакомства людей друг с другом, на этапе первого впечатления и в процессе осуществления категоризации (отнесения собеседника к какой-либо категории — профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной, к полу и др.). По имеющимся данным, при знакомстве в первые 12 секунд общения 92 % получаемой собеседниками информации друг о друге имеет невербальный характер. Коммуникативная позиция говорящего — еще одно важное теоретическое понятие науки в речевом воздействии. Под коммуникативной позицией говорящего понимается влиятельность, авторитетность говорящего по отношению к его собеседнику. Это относительная эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника. Коммуникативная позиция человека может измениться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной и той же коммуникативной ситуации. Коммуникативная позиция говорящего может быть сильной (начальник против подчиненного, старший против ребенка и др.) и слабой (ребенок против взрослого, подчиненный против начальника и т. д.) Коммуникативную позицию говорящего в процессе общения можно усилить путем применения правил речевого воздействия, можно ее защитить, а можно ослабить коммуникативную позицию собеседника (также применяя приемы речевого воздействия и осуществляя различные речевые действия в отношении собеседника). Исследования показывают, что приемы речевого воздействия имеют яркую национальную окраску — некоторые из них не «работают» в русской аудитории, но будут эффектив- 348__________________________________________ Тема 13 ными в американской, японской и др. аудиториях, и наоборот. Скажем, в Европе эффективна ссылка на Библию, у американцев эффективно интенсивное использование шуток, в нашей аудитории — нет и т. д. Исследуются также способы создания эффективных письменных текстов, поликодовых текстов — включающих, к примеру, письменный текст, звук и образ (как в рекламе). Речевое воздействие — интенсивно развивающаяся современная наука. Такова проблематика трех основных разделов лингвистики текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|