Влияние на язык социальной дифференциации общества
Социальная дифференциация общества приводит к развитию социальной дифференциации языка, которая проявляется в различных видах. Классовая, социальная дифференциация общества ведет к формированию кастовых языков. Профессиональная дифференциация общества ведет к тому, что возникают профессиональные «языки» или диалекты (особенности речи представителей разных профессий), тендерная дифференциация общества приводит к образованию гендерлектов (мужской и женской разновидностей языка), возрастная дифференциация общества приводит к формированию возрастных подъязыков (детский язык, язык стариков). Наличие в обществе малых социальных групп — временных, непостоянных группировок людей, систематически занимающихся определенной совместной деятельностью — приводит к формированию групповых подъязыков или жаргонов (солдат, студентов, туристов и др.); некоторые более постоянные небольшие группировки людей тоже вырабатывают свой внутренний жаргон (семейный жаргон, жаргон членов дружеской компании). Стремление к экспрессивности, выразительности словоупотребления в рамках определенных социальных групп ведет к образованию различного вида экспрессивных разновидностей речи — жаргонов: профессиональные жаргоны, уголовный жаргон, молодежный жаргон и др. Тенденцией развития современных языков является углубление социальной дифференциации — расширение функ- 362__________________________________________ Тема 14 ций профессиональных диалектов и жаргонов. Возрастные особенности речи также демонстрируют тенденцию к расширению. Углубляется стилистическая дифференциация за счет расширения пласта нелитературных слов языка.
Дифференциация членов общества по социальным ролям обусловливает дифференциацию языковых средств. Различают социальные и коммуникативные роли участников общения. Социальная роль — это поведение человека, обусловленное его социальным статусом, теми признаками, которые ему присущи на самом деле (начальник, подчиненный, мать, отец, взрослый, ребенок, ученик, учитель, блюститель порядка, охранник и т. д.). Коммуникативная роль — это образ, который человек создает в общении, это то, кем он себя «подает» в общении (проситель, жалобщик, искатель справедливости, маленький человек, беспомощный, крутой, борец за народное счастье и т. д.). Мастера разыгрывания коммуникативных ролей в общении — Хлестаков, Чичиков, Остап Бендер, которые все время выдают себя не за тех, кем они на самом деле являются. Для каждой социальной и коммуникативной роли существуют свои нормы и приемы речевого поведения, свой социолект. От умелого исполнения роли зависит успех общения. Влияние социальных факторов на язык покажем на примере изменений в русском языке конца XX века. Кардинальные социально-политические изменения, произошедшие в России после 1985 г., существенно повлияли на развитие русского языка. Основными социальными факторами, определившими существенные изменения в русском языке 80-90-х гг. XX века в России, явились следующие: политическая свобода, свобода слова, политический плюрализм, переход к рыночной экономике, открытость общества, поляризация общества, техническое перевооружение быта. Политическая свобода в обществе стимулировала активизацию политического дискурса, развитие полемических форм диалога, плюрализацию коммуникативного поведения людей, возрастание роли публичной и вообще устной речи, существенные изменения в языке публицистики и мн. др. Язык и общество Произошла агрессивизация общения, что может быть объяснено произошедшим в сознании значительной части российского общества отождествлением двух традиционно трудных для дифференциации понятий: свобода и воля. Свобода («делай, что хочешь, но не мешай при этом другим») смешивается с волей («делай, что хочешь»). В общении это ведет к снижению культуры речи, игнорированию правил речевого этикета, проявлениям грубости и вульгарности в общении и поведении. Свобода слова привела к значительному расширению тематики устного общения, совершенствованию навыков неподготовленной устной речи, ускоренному развитию устной формы существования языка, расширению функций устной и разговорной речи.
Сокращается объем письменного межличностного общения, предпочтение отдается устным формам. Это, кстати, приводит к снижению уровня владения письменной монологической речью — притом, что потребность во владении монологом, особенно публичным, возрастает. Расширение доступа к информации приводит к росту словаря и увеличению словарного запаса людей во всех возрастных категориях. Отмена политической цензуры была понята и как исчезновение языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий «свобода слова» («говори, что хочешь») с понятием «свобода речи» («говори, как хочешь»). Подобное смешение, существующее в настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и, прежде всего, в сфере культуры речи и культуры общения. Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи. «Свобода речи» заметно расшатывает систему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении — так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализм, заболевания половых органов и др. 364__________________________________________ Тема 14 Возросла частотность употребления людьми грубой и нецензурной лексики, в определенных социальных слоях формируется привыкание к подобной лексике, и она утрачивает характер табуированной.
Политический плюрализм в обществе приводит к существенному обновлению, пополнению и структурной перестройке политического лексикона в русском языке, и в конечном итоге — к формированию особого подъязыка политической деятельности, причем этот подъязык в нынешних условиях формируется и развивается по плюралистической модели: вырабатывается особый политический язык тех или иных партий, организаций и отдельных политических деятелей. Возникает политический жаргон. Речевая деятельность политиков персонифицируется, приобретает индивидуальные черты, которые становятся важным элементом в предвыборных выступлениях. Развитие рыночной экономики приводит к появлению новых сфер экономической и финансовой деятельности, возникновению новых и восстановлению старых, дореволюционных учреждений. Возникают и возвращаются понятия, характеризующие различные аспекты рыночных отношений, что приводит к активному заимствованию современной рыночной терминологии, активизации историзмов, активным семантическим процессам в лексике рыночных отношений. Развитие конкуренции, бизнеса, торговли, реорганизация системы сервиса в направлении к потребителю, клиенту ведут к диалогизации общения, увеличению роли диалога в общении. Формируются подъязык делового общения, система деловой документации, устные и письменные деловые речевые шаблоны, деловой речевой этикет. Стала необходимой реклама, что привело к наработке стандартов рекламного текста, развитию рекламы как отрасли бизнеса и науки о рекламе. Язык рекламы оказывает заметное влияние на общество — рекламные лозунги и призывы, реплики героев рекламных роликов становятся поговорками и присловьями, широко цитируются, становятся компонентами анекдотов и юмористических рассказов. Открытость общества приводит к значительному расширению кругозора и объема знаний россиян, к значительному Язык и общество улучшению знания иностранных языков. Увеличилось число надписей на иностранном языке, количество иностранной литературы, газет и технической документации.
Резко увеличилось число иноязычных заимствований в русском языке, особенно из английского языка. Это объясняется, с одной стороны, действием общемировой тенденции к интернационализации и глобализации лексического фонда развитых языков, с другой — потребностями в номинации новых предметов и понятий, вошедших в российскую жизнь в период перехода к рынку. Материальные трудности сокращают людям доступ к газетам и журналам. В малообеспеченных слоях населения сократилось письменное общение, короче стали телефонные разговоры. Интенсивное техническое перевооружение быта россиян может быть названо технической революцией, и связано оно прежде всего с широким распространением в повседневной жизни сложной бытовой и офисной техники преимущественно зарубежного производства. Компьютеры, видеомагнитофоны, видеокамеры, телевизоры нового поколения, факсы, копировальная и множительная техника, бытовая техника, зарубежные автомобили — все это способствует появлению в русском языке множества новых понятий и соответственно заимствованных слов. Вместе с тем, разнообразные инструкции к импортной технике на иностранном языке стимулируют изучение иностранного языка, преимущественно английского. Высококачественная и мобильная современная связь (мобильные телефоны, компьютерная связь, факсы, пейджеры и др.) приводит к сокращению традиционной письменной формы общения (особенно в сфере межличностного общения) и увеличивает долю телефонного общения и общения при помощи технических средств. Уменьшение объема письма и чтения приводит к снижению грамотности населения, особенно молодежи. Сокращается по этой же причине объем чтения художественной литературы, прежде всего высокохудожественной. Увеличение роли средств массовой информации (радио, телевидение) ведет к преобладанию восприятия информации Тема 14 на слух и ослаблению навыков понимания и интерпретации письменного текста. Анализ современного состояния русского языка с точки зрения соотношения процессов эволюции и развития (эволюция языка протекает под влиянием его внутренних законов, развитие — результат внешних воздействий) свидетельствует, что основные изменения, происходящие в нем, могут быть классифицированы как развитие. К явлению эволюции может быть, по-видимому, в какой-то мере отнесено формирование сленга (о сленге см. ниже) как заполнение определенных лакун в стилистических парадигмах языка; остальные изменения на современном этапе попадают под определение «развитие».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|