Технические нормативы на проектирование дорог.
Для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей, а также других элементов дороги необходимо знать расчетную скорость движения автотранспорта. Под расчетной следует понимать наибольшую возможную скорость движения одиночного автомобиля по условиям устойчивости и безопасности при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобиля с поверхностью проезжей части. Расчетная скорость (км/час) регламентируется ГОСТ Р 52399-2005 в зависимости от категории и типа дороги (основная расчетная скорость) и в зависимости от сложности участков дороги (допускаемая расчетная скорость). Основные расчетные и допускаемые скорости движения автомобилей приведены в табл. 1.3. Таблица 1.3. Расчетные и допускаемые скорости движения автотранспорта
Примечания: 1. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными сильноизрезанными или неустойчивыми склонами. 2. При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается принимать расчетные скорости, устанавливаемые табл. 1.3 для трудных участков пересеченной местности.
Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20 %. При разработке проектов реконструкции автомобильных дорог по нормам I Б, IB и II категорий допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог И, III категорий; а по нормам III, IVкатегорий — соответственно на категорию ниже. При проектировании подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам IB и II категорий при наличии в составе движения более 70 % грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие III категории. Основные расчетные скорости относятся к участкам трассы, на которых геометрические характеристики являются руководящими. Нагрузку на одиночную наиболее загруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожных одежд, а также для проверки устойчивости земляного полотна следует принимать для дорог: I- II категорий………… 115 кН (11,5 тс) III- IV категорий…….. 100 кН (10 тс) V категории…………… 60 кН (6 тс).
Проектирование автомобильных дорог должно осуществляться на основе планов территориального планирования объектов транспорта с учетом перспектив развития экономики районов и наиболее эффективного сочетания проектируемой дороги с существующей и проектируемой транспортной сетью. Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: безопасное и удобное движение автомобильных и других транспортных средств со скоростями, нагрузками и габаритами, установленными настоящими нормами, а также сервисное обслуживание пользователей автомобильными дорогами и безопасное движение пешеходов,
соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог.(согласно СНиП 2.05.02-85*)
Про необходимость переработки технических условий можно сказать, что снип старый, рассчитан на автомобилизацию 80-х годов и что сейчас он не катит. Скорости выше, тачки круче, тяжелей, и все нормы на проектирование в этом снипе идут в пизду. В снипе все рассчитано на нагрузку 60кН, а сейчас это уже не торт. Плюс ко всему этому, технология строительства не стоит на месте, скорости выполнения работ и объемы работ растут. Производители дорстроймашин тоже не стоят на месте. С новыми технологиями можно чуть ли не дорогу до луны ебануть, а мы все топчемся на одном месте. ЗА ТЕХНОЛОГИЯМИ БУДУЩЕЕ!!!! Про расчетные скорости на дорогах РФ и других стран, тоже можно дохуя рассказать. Все знают, как гоняют на автобанах в нацистской Германии, и все знают, что если ты до такой скорости разгонишь наш ТАЗ, то во-первых- ты сам охуеешь от своих способностей и способностей своего автомобиля, а во-вторых- разъебешься на первой же кочке. Т е скорости, что регламентированнны снипом на наших дорогах не катят, ну либо катят, но в определенных случаях Источники увлажнения ЗП Насыщение земляного полотна дорога влагой – крайне опасное явление, т.к. при этом сильно снижается прочность дорожной одежды и устойчивость откосов насыпей и выемок. Источниками увлажнения земляного полотна являются: - выпадающие осадки; - приток воды от дождей и таяния снега со склонов местности; - капиллярное поднятие от уровня грунтовых вод; - конденсация водяных паров из воздуха; - перемещение плѐночной влаги по поверхности грунтовых частиц. В зависимости от климатического района, местных условий и времени года обычно преобладают те или иные причины увлажнения земляного полотна.
Отметка руководящая - минимальное возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, обеспечивающее снегонезаносимость земляного полотна и ее возвышение над источниками увлажнения в разных дорожно-климатических зонах.
Обоснование руководящей отметки: - Условие снегонезаносимости h=hs+dh - Условие возвышения поверхности покрытия на УГВ или длительно стоящими водами h=hmin-hугв-Воб*iоб - Условие возвышения поверхности земли над участком с необеспеченным стоком воды или с кратковременно стоящими водами h=dп.з.-Воб*iоб
Грунтовыми водами называются подземные воды первого от поверхности земли постоянно существующего водоносного горизонта, расположенного на первом выдержанном водоупорном слое. Грунтовые воды имеют свободную поверхность, то есть сверху они не перекрыты водоупорными слоями. Свободная поверхность грунтовых вод называется зеркалом. В разрезе зеркало представляет собой уровень грунтовых вод. Положение зеркала в какой-то мере отвечает рельефу данной местности. Глубина залегания уровня от поверхности различна — от 1 до 50 м и более. Положение уровня по ряду причин непостоянно. Водоупор, на котором лежит водоносный слой, называют ложем, а расстояние от водоупора до уровня подземных вод — мощностью водоносного слоя. УГВ подвержен сезонным колебаниям, может подступать ближе к поверхности или уходить вглубь - это зависит от того, когда прошел последний дождь. В среднем этот уровень держится на глубине нескольких метров под поверхностью. В гористой местности, в известняковых породах вода может находиться на глубине 100 м. Воды, накапливающиеся ниже уровня грунтовых вод, собственно и называются ГРУНТОВЫМИ ВОДАМИ. Миграция воды в грунтах — явление очень сложное. На качественную сторону процесса миграции оказывают влияние многие факторы: гранулометрический и химико-минералогический состав грунтов; гидрофильность грунта; начальная влажность и наличие подтока воды извне к промерзающему грунту; плотность грунта; скорость и время промерзания; температура среды, при которой замерзает вода в грунте; величина приложенной нагрузки (давление); повторность циклов замерзания и оттаивания и др.
Миграция наблюдается только в гидрофильных (смачивающихся водой) замерзающих системах, Наиболее интенсивная миграция происходит в грунтах с малой скоростью промерзания и с высоким содержанием пылеватых фракций (размер частиц 0,05...0,005. Это объясняется тем, что грунты, содержащие в своем составе преобладающее количество (более 50%) пылеватых фракций, в природных условиях характеризуются высоким капиллярным поднятием и, следовательно, легкой отдачей воды и быстрым ее поглощением. Структурная связность этих грунтов очень слабая. Такие физические свойства грунтов создают наиболее благоприятные условия для льдовыделения в промерзающем грунте (пучение). Во все время промерзания грунтов (основная стадия), особенно в области интенсивных фазовых переходов воды (при температуре от 0 до —5°), при некоторых условиях может происходить значительное перераспределение воды, содержащейся в грунте. Обычно в песках мелких и пылеватых, в пылевато-глинистых грунтах наблюдается подтягивание ее снизу вверх (миграция) к фронту охлаждения и промерзания. Незнание процессов, протекающих в грунте при промерзании — оттаивании, является причиной неправильного производства строительных работ нулевого цикла в зимнее время и как следствие этого — деформирования, как правило, малонагруженных (легких, законсервированных) зданий и сооружений.
Отвод воды от дороги. Система дорожного водоотводы Поверхностный: Подземный: - Выпуклый попер.проф. - Дринириующие прослойки - Боковые канавы - Капиляропрерывающий слой - Водоотводные канавы -Дринажи мелкого и глубокого залож. - Надгорные канавы - Ливневая канализация - Испарительные бассейны - Дождеприемные водоотводные лотки - Мосты и трубы Кюветы устраиваются в выемках и в насыпях до 1,2 м. Осн. Назначение кювета – перехват и отвод воды в пониженных участках рельефа местностиОни способствуют осушению верхней части земляного полотна в связи с испарением влаги с откосов кюветов. Однако положительное действие боковых канав сказывается лишь при быстром удалении из них воды. Продольные водоотводные канавы предусматриваются: - в выемках; - с нагорной стороны насыпей при поперечном уклоне местности более 20‰. - с обеих сторон при поперечном уклоне местности менее 20‰ и высоте насыпей
Поперечное сечение кюветов. Если условия поверхностного стока недостаточно удовлетворительны и грунты слабо водопроницаемы, то боковым канавам придают трапециевидное сечение. Заложение откосов кюветов составляет 1:1,5 – 1:3.
Если земляное полотно возводят в сухих местах с обеспеченным быстрым стоком поверхностных вод, а грунтовые воды расположены глубоко, то боковые канавы устраивают в виде треугольных лотков. Заложение откосов лотков – 1:3. Глубина кюветов должна быть не менее 0,3 м. В выемках обычно глубина кювета составляет 0,7-0,8 м (расстояние от дна кювета до бровки земляного полотна). Максимальная глубина кюветов не должна превышать 0,7-0,8 м Продольный профиль боковых канав. У насыпей обычно канавы нарезают после их возведения. Поэтому уклоны канавы обычно повторяют уклоны поверхности земли, но не должны быть меньше 5 ‰ (на равнинных участках, как исключение - 3 ‰). В противном случае вода будет застаиваться в канавах. В выемках канавы выполняются сразу в процессе ее устройства. Уклон дна канавы в выемке повторяет уклон проектной линии. На криволинейных участках проектной линии кривые заменяются отрезками по 100 м. Вода из боковых канав должна выводиться в пониженные места не реже чем через 500 м. В водонепроницаемых песчаных, щебенистых и гравелистых грунтах, обеспечивающих быстрое впитывание воды в любое время года, канавы у насыпей не устраивают. Глубину канав в равнинной местности назначают по опыту эксплуатации, в указанных выше пределах. При значительном притоке воды пропускную способность канав проверяют гидравлическими расчѐтами.
Поперечные водоотводные канавы Эти сооружения служат: - для отвода воды из пониженных мест на водоразделах (седло); - из бессточных впадин; - из продольных канав на затяжных спусках. Сечение водоотводных канав обычно принимается равным сечениям тех канав, из которых отводится вода. Для лучшего пропуска воды и для уменьшения объемов земляных работ откосы водоотводных канав следует устраивать наибольшей крутизны, допустимой по условиям устойчивости грунтов. Водоотводные канавы следует проектировать с обеих сторон земляного полотна (на рис. значок а) в случае: - на местности с поперечным уклоном менее 20 ‰.; - на участках с переменной сторонностью поперечного уклона (на водоразделах); - на болотах. Если приток воды слишком большой, то водоотводные продольные канавы или резервы могут переполняться, и не будет выполнять своих функций по осушению земляного полотна. В связи с этим вода из боковых канав и резервов, расположенных с нагорной стороны, сбрасывается на низовую сторону дороги перепускными трубами, располагаемыми не реже чем через 500 м вдоль дороги на спуске к тальвегу. Выпуск воды из кюветов и лотков должен осуществляться в нагорные, водоотводные канавы или пониженные места рельефа, если это не вызовет заболачивания и застоя воды у земляного полотна. Выпуск воды из канав, резервов и кюветов на склоны логов допускается при отсутствии угрозы развития оврагов. Существенное значение для исправной работы канав и предупреждения их размыва и заиления имеет правильное, плавное соединение и примыкание их. Приѐмы соединения канавы с водотоком выше и ниже сооружения различны и зависят от местных условий. Повороты канав в плане R ≥ 10 м. На участках подходов к мостам и трубам R ≥ 20 м. Вывод боковой канавы из выемки зависит от того, имеются ли резервы у прилегающей насыпи или нет
Водоотводная канава из бессточной впадины с устройством перепускной трубы устраивается в случае одностороннего отвода.
Нагорные канавы
Служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге и для отвода ее к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и в пониженные места рельефа.
Им придают трапециевидное поперечное сечение. Оно меняется по мере увеличения водосборного бассейна. Продольный уклон назначают из условия, чтобы вода не размывала грунт (но не менее 5‰). Расстояние от нагорных канав от края выемки должно быть не менее 5 м. На косогорах с уклоном менее 1:5 грунт из нагорных канав используют для устройства невысокого валика (банкета) между выемкой и нагорной канавой. Он предохраняет дорогу от затопления при переполнении нагорной канавы.
Изолирующие прослойки: Прослойки бывают двух видов: -прерывающие все виды перемещений; - прерывающих только капиллярное поднятие. Прослойки, прерывающие все виды перемещений устраивают из синтетических нетканых материалов (геотекстиля), обработанных органическим вяжущим на пучинистых и сильно пучинистых грунтах земляного полотна.
Прослойки, прерывающие только капиллярное поднятие, устраивают из крупнозернистых хорошо фильтрующих материалов (гравия, щебня или гравелистого песка). Толщина этих прослоек обычно не менее 15-20 см и должна превышать высоту капиллярного поднятия. 1- щебень 2- крупнозернистая прослойка 3- противозаиливающие прослойки 4- уровень грунтовых вод
Водонепроницаемые прослойки наиболее целесообразны в IV и V дорожно- климатических зонах, где грунтовые воды расположены глубоко и увлажнение земляного полотна происходит в результате парообразного перемещения. Капилляро-прерывающие прослойки устраивают преимущественно во II и III дорожно-климатических зонах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|