Анализ структуры и динамики прибыли
Для характеристики динамики удельного основных элементов валового дохода и оценки влияния факторов на изменение в динамике чистой прибыли, воспользуемся данными, приведенными в табл. 18.
Таблица 18 Показатели прибыли ООО «Евроопт», руб.
По данным табл.18 можно сказать следующее: прибыль ООО «Евроопт» получает главным образом от реализации основной продукции. Чистая прибыль на ООО «Евроопт» за анализируемый период резко сократилась. Данное сокращение произошло в связи со значительным ростом управленческих расходов. Одним из факторов повлиявших на увеличение управленческих расходов является рост зарплаты. Также на сокращение прибыли повлияло увеличение процентов к уплате при уменьшении значения процентов к получению. Рост прочих операционных доходов также имел место, но в меньшей степени, чем рост прочих операционных расходов.
Внереализационные расходы увеличились на 745 %, что сыграло весомую роль на сокращение чистой прибыли предприятия до убытков.
3.2 Факторный анализ прибыли
Для управления прибылью проведем всесторонний ее анализ с целью потенциальных возможностей и резервов предприятия. Для этого проведем факторный анализ формирования прибыли исходя из простой модели:
ПР = ВР – ССрп – КР – УР, (26)
где ПР – прибыль от реализации, ВР – выручка от реализации; ССрп – себестоимость реализованной продукции; КР – коммерческие расходы; УР – управленческие расходы. Данные для анализа представим в табл.19.
Таблица 19 Исходные данные для факторного анализа прибыли, руб.
Проведем расчет влияния изменения факторов прямого порядка (выручки), с увеличением которого итоговая величина увеличивается, и влияния факторов обратного порядка (себестоимость и расходы) на общее изменение прибыли (DПР вр, _С, кр, _С) по формулам:
ПР вр = (ВР 2007 – ВР 2006): ВР 2006 х ПР 2006, (27)
где ПРвр – изменение прибыли от реализации за счет влияния изменения выручки от реализации продукции;
ПРсс = СС2007 – (СС2006 х ВР2007: ВР2006) (28)
где ПРсс – изменение прибыли от реализации за счет влияния изменения себестоимости реализованной продукции.
ПР кр = КР2007 – (КР2006 х ВР 2007: ВР2006), (29)
где ПРкр – изменение прибыли от реализации за счет влияния изменения коммерческих расходов.
Прур=УР2007 – (УР 2006 х ВР 2007: ВР2006), (30)
где Прур – изменение прибыли от реализации за счет влияния изменения управленческих расходов. ПР вр,_С,кр,_С=DПРвр – DПРсс – DПРкр – DПрур (31)
Результаты расчетов представим в табл. 20.
Таблица 20 Расчет влияния изменения факторов на общее изменение прибыли ООО «Евроопт»
По данным табл.20 можно сказать следующее: на общее изменение прибыли от реализации наибольшее отрицательное влияние оказал значительный рост управленческих расходов (на 17 %). Также при увеличении себестоимости происходит уменьшение прибыли от реализации продукции. Снижение коммерческих расходов (на 42 %) напротив, является положительно повлиявшим фактором на изменение прибыли. Анализ влияния изменения факторов на общее изменение прибыли от реализации продукции показал, что в общем изменение всех факторов отрицательно повлияло на общее изменение прибыли, т.е. прибыль уменьшилась на 109804 руб. Анализ рентабельности Показатели рентабельности показывают, насколько прибыль на деятельность предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются коэффициенты рентабельности реализованной продукции. Основные показатели рентабельности рассчитываются по двум основным группам: - показатели рентабельности капитала (активов); - показатели рентабельности продукции. Показатели рентабельности капитала: - рентабельность совокупных активов; - рентабельность мобильных средств (оборотных активов); - рентабельность производственных средств; - рентабельность собственного капитала; - рентабельность перманентного капитала. Показатели рентабельности реализованной продукции: - рентабельность продаж; - рентабельность реализованной продукции (основной деятельности). Произведем расчет показателей рентабельности: А) Рентабельность совокупных активов:
(32)
где Пб – балансовая прибыль от реализации продукции, работ и услуг;
ВнБП – валюта баланса на начало периода (на начало года); ВКБП – валюта баланса на конец периода (на конец года).
Р акт2006 = 319403: 2471149,5 х 100 % = 13 % Р акт2007 = (16258): 2509124,5 х100% = -0,64 %. Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Б) Рентабельность мобильных средств (оборотных активов):
(33)
где ОНПАКТ – оборотные активы на начало периода; ОНПАКТ - оборотные активы на конец периода.
Ро акт2006 = 319403: 624202,5 х 100% = 51 % Ро акт2007 = (16258): 676143,5 х 100% = -2,4%.
В) Рентабельность производственных средств:
(34)
где МНПЗАП – материальные запасы на начало периода; МКПЗАП - материальные запасы на конец периода; ОНПС – остаточная стоимость основных средств на начало периода; ОКПС – остаточная стоимость основных средств на конец периода.
Рпс 2006 = 319403: (319709 +1710957) х100% = 16 % Рпс2007 = (16258): (322176 +1696733,5) х100% = -0,8 %.
Г) Рентабельность собственного капитала: (35)
где СНПКАП – собственный капитал на начало периода; СКПКАП - собственный капитал на конец периода.
Рс кап 2006=319403: 1742692,5 х100% = 18,3 % Рс кап 2007 = (16258): 1718310 х100% = -0,9 %
Д) Рентабельность продаж:
(36)
где Пр – прибыль от реализации продукции; Дв – денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг.
РПР 2006 = 346347: 3273965 х100% = 10,5 % Рпр2007 = 236543: 2940479 х100% = 8 %
Ж) Рентабельность реализованной продукции (основной деятельности):
(37)
где Ср- себестоимость реализованной продукции.
Ррп2006=346347: 2604900 х 100%=13% Ррп2007=236543: 2371490 х 100%=9,97 % Исходные данные и результаты представлены в табл.21.
Таблица 21 Показатели рентабельности
По данным табл.21 можно сказать следующее: сокращение показателя рентабельности от реализации, указывает на негативные изменения в политике ценообразования и неспособность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, свидетельствует о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов. Рентабельность продаж сократилась вследствие того, что объем реализации уменьшился всего в 1,11 раза, тогда как прибыль снизилась в 1,46 раза. В целом наблюдается снижение по всем показателям рентабельности все это связано с получением убытка от всей деятельности предприятия за 2007 год. Таким образом, анализ деятельности ООО «Евроопт» показал снижение прибыли. Это связано с ростом управленческих расходов, прочих операционных расходов и внереализационных расходов. Увеличение рентабельности от реализации продукции может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|