Целью практических занятий является закрепление теоретического курса, приобретение навыков решения задач, активизация самостоятельной работы студентов.
№ темы по п.1
| Название практического занятия
| Содержание
| Обеспеченность
по пункту 2.2
|
|
|
|
|
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
|
1.
| Философия как мировоззренческая и методологическая основа психологии и педагогики
| Понятие, структура и исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. Основные направления философского постижения действительности. Проблемное поле, структура, методы и функции философии. Место и роль философии в системе культуры.
Философия и жизненный мир человека. Многообразие форм знаний о человеке. Психология и педагогика как практическое воплощение философско-мировоззренческих идей. Проблемное поле психологии и педагогики, их структура, методы, основные понятия и роль в жизни общества и человека
|
|
4.
| Проблемы и персоналии философии Древнего Мира
| Образы философской мысли Древнего Востока. Основные школы, понятия и проблемы философии Древней Индии.
Философия Древнего Китая: школы, проблемы, основные понятия.
Натурфилософские школы и диалектические идеи в раннегреческой философии. Диалектика Сократа.
Философия Демокрита и Платона.
Философия Аристотеля как вершина античной философии.
Проблемы физики, логики и этики в позднеантичной философии
|
|
5.
| Философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения
| Возникновение христианства и его философский смысл. Этапы и проблемы средневековой философии: проблема универсалий, соотношения веры и разума, свободы воли человека. Философия эпохи Возрождения. Натурфилософские, социальные и гуманистические идеи и идеалы Возрождения. Возникновение и развитие системы университетского образования в Европе. Виленская Академия
|
|
6.
| Образы философской мысли Нового времени и эпохи Просвещения
| Новоевропейская философия и формирование научной картины мира. Проблема метода научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта (эмпиризм и рационализм). Философия Спинозы. Французский материализм XVIII в. «Коперниканский переворот» в философии, совершенный И. Кантом. Диалектический метод Гегеля и его система абсолютного идеализма. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Возникновение научных академий. Секуляризация образования
|
|
7.
| Неклассическая философия: проблемы и направления
| Понятие неклассической философии ее отличительные черты.
Философия марксизма: становление, сущность, развитие. Философия науки. Позитивизм и его этапы. Экзистенциализм. Мир человека и бытие человека в мире. Философия прагматизма. Русская философия XIX века: основные проблемы и направления. Герменевтическая философия. Религиозная философия.
Постмодернизм (М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Делез и др.).
Классический психоанализ и внутренний мир человека. Бихевиоризм, гештальтпсихология и гуманистическая психология как программы исследования человека
|
|
Раздел II.Основные проблемысовременной психологии и педагогики
|
8.
| Соматические, нейрофизиологические и психологические подструктуры личности
| Тело и мозг человека как материальная основа психической жизнедеятельности человека. Строение нервной системы человека и ее роль в регуляции психических процессов, свойств и состояний индивида. Психика как механизм приема и обработки информации. Чувствительность и формы образного мышления: ощущение, восприятие и представление. Психика как инструмент распознавания образов и адаптации.
Память, ее характеристика, свойства, функции и виды. Мнемотехники.
Мышление как психологический феномен. Типы и виды мышления. Мыслительные операции.
Природа воображения. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
Мышление и язык. Речь как средство общения и материализации мыслительной деятельности. Речевая культура учащегося как показатель интеллектуального развития и психологической зрелости
| 2, 3
|
9, 10
| Эмоции и психические состояния личности
| Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования. Понятие о психических состояниях. Фрустрация. Депривация. Агрессия. Стресс. Взаимосвязь психических состояний и поведения. Функциональные состояния. Состояние оптимальной активности. Утомление. Переутомление. Монотония. Психическое пресыщение. Сон. Регуляция и саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка
| 2, 3
|
11, 12
| Традиционные и современные модели европейского образования
| Образование как социокультурный феномен. Механизм социализации личности и движущая сила социально-экономического развития. Образование как социальный институт и его эволюция в различных типах культур. Педагогические традиции традиционных обществ. Становление европейской системы образования. Роль средневекового университетского образования в развитии европейских интеллектуальных традиций и идеалов свободомыслия. Институализация науки и смена образовательной парадигмы. Профессионализация и практикоориентированность образования. Университет XIX в. как новый синтез теории и практики, образования и жизни. XX в. и становление современной парадигмы образования. Информационно-компьютерная революция и аксиологический (гуманистический) поворот в образовании.
Современные проблемы западной модели образования и Болонский процесс.
Задачи национальной системы образования в инновационном развитии современного белорусского общества
| 4, 6
|
13.
| Личность и творчество
| Человек как личность. Творческий потенциал личности, пути и механизмы его развития. Мотивация творчества. Качества творческой личности. Творчество как духовный процесс самоактивизации. Педагогическая поддержка проявлений индивидуальности и создание условий для творческого процесса мышления. Методы и приемы развития творческого потенциала личности (мозговая атака, деловые и ролевые игры, приемы инверсии, аналогии, эмпатии, фантазии и др.)
| 2, 3, 5, 6
|
Раздел III.Основные разделы и проблемы современной философии
|
14.
| Философские проблемы бытия. Диалектика и синергетика
| Онтология как философское учение о бытии. Философский смысл проблемы бытия. Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Структура бытия: типы, уровни и формы. Объективная и субъективная реальность. Специфика человеческого бытия.
Бытие и материя. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Материя как современная философская категория.
Системная организация бытия. Категории «система», «структура», «элемент». Основные структурные уровни организации материального бытия (космос, биос, социум).
Пространственно-временная организация бытия. Философия природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы (В.И. Вернадский).
Единство материи и движения. Пространство и время как формы существования материи. Социальное пространство и время. Материальное единство мира.
Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов и познании сложных систем. Особенности социальной синергетики. Социальная синергия. Процессы социальной и духовной синергии в современном белорусском обществе
|
|
15.
| Проблема человека в философии и науке. Философия сознания
| Проблема человека в философии. Человек как мера всех вещей и высшая ценность. Эволюция представлений о феномене человека, его природе и сущности в классической восточной и западноевропейской философии (античность, средневековье, Возрождение, Новое время, эпоха Просвещения, XIX в.).
Учение о человеке в постклассической философии. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза. Человек как космобиопсихосоциодуховное существо. Круги человеческого бытия. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как личность. Культурные механизмы социализации индивида: деятельность, коммуникация, творчество. Деятельность как сущностная характеристика человека.
Философские проблемы человеческого существования. Сущность и существование. Свобода, гуманизм, отчуждение. Свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Кризис личности в современном обществе. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI в.
Сознание, его происхождение, сущность, структура и функции. Сознание как предмет философского исследования.
Естественнонаучные концепции сознания. Сознание и психика. Взаимосвязь психических и физиологических процессов. Философские и психологические концепции сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и мышление. Формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение. Культура и коммуникация как условия становления и функционирования развитых форм сознания
|
|
16.
| Наука как важнейшая форма познания в современном мире. Проблема Истины
| Понятие науки, ее гносеологический и социокультурный статус. Наука как форма представления знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Наука в ее историческом развитии. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Структура и динамика научного познания. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Понятие научной парадигмы. Эволюция и революция в науке. Типы научных революций. Виды научных знаний: естественнонаучные, математические, технические, социальные, гуманитарные. Современные стратегии развития научного знания.
Понятие метода и методологии. Язык и арсенал науки. Наука в системе социальных ценностей.
Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Проблема истины в философии. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Скептицизм, агностицизм, конвенционализм. Знание, мнение, истина, вера. Гносеологический статус сомнения. Специфика научной истины. Диалектика относительного и абсолютного в знаниях. Конкретность истины. Истина и правда. Критерии истины
|
|
17.
| Общество как саморазвивающаяся система
| Общество как система. Понятие системы. Сущность системно-структурной методологии исследования социума и ее принципы. Системные теории исторического процесса. Классическая и неклассическая концепции.
Социальная структура общества. Типы социальных структур: (социально-исторические, классовые, стратификационные). Социально-исторические общности людей: этносы, нации, классы, социальные группы, семья, трудовые коллективы, территориальные общности. Социальная структура белорусского общества. Нации и национальные отношения в современном мире. Трансформации социальной структуры в постиндустриальном мире. Современные концепции социальной стратификации и социальной мобильности.
Общество как целостная саморазвивающаяся система. Деятельность как способ существования и развития общества. Основные формы человеческой деятельности.
Понятие социальной синергии. Особенности социальной и духовной синергии в Республике Беларусь. Роль народных масс и личности в истории. Соотношение свободы и необходимости в человеческой деятельности. Роль личности в истории как проблема выбора способов и форм социального действия. Феномен массового общества и элиты в современной социальной философии
|
|
Раздел IV.Практическое значение философско-психологического образования в подготовке национально-технической интеллигенции и инновационном развитии белорусского общества
|
19, 20
| Философско-психологическая и педагогическая компетентности студента как составляющие профессионального образования и инновационного мышления
| Диагностика компетенций:
- знать основные проблемы философии, психологии, педагогики и сущность важнейших философских и психолого-педагогических учений;
- знать особенности философского и психолого-педагогического подходов к изучению человека;
- знать и понимать суть междисциплинарного и интегративного характера социально-гуманитарного знания и образования;
- знать и понимать значение философско-психологического образования в формировании социально-ответственного и инновационно-мыслящего специалиста;
- уметь применять социально-гуманитарное знание для решения теоретических и практических задач;
- уметь работать самостоятельно, использовать психолого-педагогические знания для личностного самосовершенствования;
- уметь учитывать социокультурные тенденции развития белорусского общества при профессиональном самоопределении;
- уметь публично выражать и отстаивать свою мировоззренческую позицию, грамотно презентировать результаты профессиональной деятельности
| 5, 6, 7
|