Учимся говорить в правильном темпе
Учимся говорить в правильном темпе
Для того чтобы вас слышали и понимали, когда вы говорите, недостаточно просто усиливать громкость голоса: паузы, тональность, четкость произношения также помогут вам донести до окружающих ваши мысли. Однако если во время разговора вы будете менять свой обычный темп речи, переходя от медленного к быстрому, слушателям будет гораздо легче воспринимать то, что вы говорите, а сами вы будете казаться очень интересным собеседником. Это упражнение научит вас управлять темпом речи и физически подстраиваться под силу вашего голоса. 1 Выберите два предложения, с которыми будете работать, и для начала попробуйте произнести их про себя. 2 Все так же произнося про себя слова предложений, повторите их в быстром темпе, подстраивая темп речи под скорость своей ходьбы. 3 Повторите слова, произнося их про себя медленно и подстраивая темп речи под медленный темп ходьбы. 4 Теперь повторите слова, чередуя темп речи от медленного к обычному, а затем к быстрому и далее в обратном порядке, при этом подстраивая скорость ходьбы под темп речи. 5 Поэкспериментируйте с изменением темпа. Например, начните с медленного темпа речи и медленной ходьбы, постепенно ускоряясь до быстрого темпа речи и быстрой ходьбы, а затем снова снижая темп речи и скорость ходьбы. При этом можно попробовать ускорять неважную часть фразы и замедлять важную. 6 Вы также можете практиковать это упражнение в паре, подстраивая темп своей речи под скорость ходьбы партнера. Можно поэкспериментировать на улице, незаметно подстраивая скорость собственной внутренней речи под скорость движения незнакомого пешехода.
Отрывки для работы
Как насчет Шекспира?
Друзья, сограждане, внемлите мне. Не восхвалять я Цезаря пришел, А хоронить. Ведь зло переживает Людей, добро же погребают с ними[2].
Или лимерики. С ними тоже хорошо работать, так как у них есть свой собственный ритм.
Жила‑ была дама приятная, На вид совершенно квадратная. Кто бы с ней ни встречался, От души восхищался: «До чего ж эта дама приятная! »[3]
И вот главная фишка: последнее предложение в упражнении должно иметь тот же размер, что и последняя строчка в лимерике:
Жил старик с сединой в бороде, Восклицавший весь день: «Быть беде! Две вороны и чиж, Цапля, утка и стриж Свили гнезда в моей бороде! »[4]
«Правильное слово может быть действенным, / Вдох но ни одно слово не будет так действенно, / Вдох как точно рассчитанная пауза». / Вдох Марк Твен
А теперь пауза…
1 Вдох во время паузы помогает структурировать речь. Это важно и при обычном разговоре, и во время выступлений на публике: пока вы набираете воздух, слушатели осмысливают то, что вы сказали. Следующее упражнение поможет вам найти подходящее место для паузы. 2 Прочитайте предыдущий абзац или один из абзацев подготовленной вами речи или презентации. Во время чтения ходите по комнате. 3 Прочитайте абзац снова, а когда почувствуете, что нужно сделать паузу, остановитесь и сделайте ее. Сопоставив паузы в вашей речи со знаками препинания, отметьте точки и запятые, а затем поищите, где еще во фразе можно сделать дополнительные паузы. Важно то, как вы действуете во время пауз, поскольку разный способ использования дыхания в такие моменты может придать паузам разное значение. 4 Прочитайте абзац еще раз и поэкспериментируйте с различными типами дыхания во время пауз: • Сделайте вдох и задержите дыхание на дополнительную секунду, прежде чем начнете читать снова (убедитесь, что вы удерживаете внимание аудитории).
• Сделайте незаметный вдох (позвольте вашим слушателям сесть и успокоиться). • Сделайте заметный вдох (задержите дыхание, чтобы подчеркнуть выбранное место). • Сделайте заметный вдох (и выдохните – теперь вам нужно привлечь внимание аудитории и заставить ее сопереживать).
Если планируется произнести речь в определенном месте, постарайтесь там порепетировать, чтобы освоиться и привыкнуть к акустике: возможно, вам потребуется говорить медленнее или быстрее, громче или тише.
Осознанная артикуляция согласных
Звонкие согласные в слове являются важными сигналами для слушателя, и, если произносить их громко и отчетливо, они будут намного лучше различимы в речи. Когда вы делаете на них заметный акцент, то у вашей аудитории появляется шанс и время лучше понять и услышать то, что вы говорите. Следующие упражнения помогут вам отработать артикуляцию согласных. 1 Потренируйтесь на одной их скороговорок, приведенных ниже. Старайтесь четко произносить ключевые согласные звуки, например, такие как шипящие «ч», «ш» или твердые «с», «к» в начале и середине слов. А также подчеркивайте взрывные согласные «б», «п», «т», «д», «г», «к». 2 Повторите шаг 1, но теперь увеличьте скорость и не забывайте делать акцент на согласных. 3 Основные согласные из следующего абзаца называют смычно‑ щелевыми («ч») и щелевыми («ж» «з» «х»). Произнесите медленно скороговорку, не меняя высоты тона и делая акцент на ключевых согласных.
4 При артикуляции фрикативных звуков в основном задействовано дыхание, поэтому не забудьте дышать так часто, как это требуется. Удлиняйте ключевые согласные, и тогда вы будете лучше понимать, как они образуются.
5 Повторите шаг 3, отрабатывая одну из скороговорок, в которой есть слова с фрикативными согласными. Увеличьте скорость, не забывая делать акцент на ключевых согласных: («ф», «в», «ш», «з»). 6 Выберите любую из скороговорок, приведенных ниже, и отработайте на них артикуляцию, по очереди произнося их то громко, то тихо и стараясь уловить разницу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|