Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как избежать носового звука. Скороговорки




Как избежать носового звука

 

Взрывные звуки, такие как «п», «б», «к», – это звуки, при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемое воздушной струёй. Взрывные звуки образуются за закрытым «дверным проемом»: они нагнетают воздух до того, как он упрется в преграду.

1 Произнесите глухой согласный звук «к» – сначала как обычно, а потом шепотом. Звук «к» – взрывной, он рождается между языком и мягким нёбом за счет смыкания их в районе задней стенки глотки. Прежде чем образуется звук «к», воздух попадает в ловушку позади языка и мягкого нёба. Когда вы произносите этот звук, вы чувствуете, как язык отделяется от задней стенки горла, и воздух прорывается в ротовую полость через открывшуюся преграду, которую создавали мягкое нёбо и язык, находившийся до этого в верхнем положении.

2 Повторите несколько раз шепотом и зажав нос звук «к», при этом обращая внимание на два момента: на то, как воздух упирается в преграду и как он сквозь нее прорывается, когда она пропадает. Держите рот чуть приоткрытым и сделайте остановку, прежде чем снова достаточно четко произнесете звук «к». Если вы смогли это сделать с зажатым носом, значит, вы успешно перекрыли «дверной проем» – а это первый шаг к тому, чтобы избежать носового звучания.

3 Повторите шаг 2, но на этот раз произнесите звук «г», как в слове «газон». «Г» образуется там же, где и «к», но он звонкий, поэтому шепотом его произнести будет невозможно.

4 Произнесите фразу «Вот дом, который построил Джек». Затем растяните звук «к‑ к‑ к» в конце предложения. На какое‑ то время зажмите нос и обратите внимание на то, вы не чувствуете никакого воздуха, который выталкивался бы через ноздри. Прямо сейчас у вас есть возможность успешно перекрыть «дверной проем», ведущий к носу, в тот момент, когда вы произнесете любой чистый гласный звук. Используйте это упражнение, чтобы получить четкие гласные в вашей обычной речи.

 

 

Скороговорки

 

Скороговорки не только тренируют артикуляцию, также они, тренируя мозг, помогают избавиться от речевых зажимов, которые возникают при беглой речи. Эти упражнения отлично подойдут для того, чтобы скоординировать работу артикуляционного и дыхательного аппарата. Согласитесь, становится весело, когда у вас не получается быстро произнести, казалось бы, совершенно нормальные слова. Прежде чем приступить к выполнению этих упражнений, прочтите руководство по артикуляции и обратите внимание на то, где и как образуется каждый нижеприведенный звук.

Начните упражнение меееееееееедлеееееееееееенноооооооо, в противном случае все результаты хорошей работы, которую вы проделали до этого, будут сведены на нет из‑ за излишней напряженности. Постепенно набирайте скорость, пока будете в состоянии произнести скороговорку достаточно быстро пять раз подряд.

1 Сначала отработайте губно‑ губной звук: «Боронила борона по боронованному полю».

2 Эта скороговорка тренирует сложный комплекс звуков. Не пытайтесь сразу произнести ее целиком – сначала разбейте на части, а затем постепенно переходите к целому: «Мы ели, ели ершей у ели. Их еле‑ еле у ели доели».

3 Эта скороговорка предназначается для тренировки в произнесении среднеязычных и щелевых звуков, а также аффрикатов: «Регулировщик‑ лигуриец регулировал в Лигурии».

4 Эта действительно сложная комбинация тренирует в произношении фрикативных и губных звуков: «Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша».

5 А эта тренирует, пожалуй, самое сложное сочетание звонких и глухих согласных: «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб».

6 Если вы освоили все скороговорки, попробуйте в заключение повторить вот эту: «Снега лавина сползла с половины, сползла с половины пологой горы. Ещё половина снежной лавины лежит на пологой горе до поры».

 

Вот две подсказки для овладения скороговорками:

Во‑ первых, найдите слова (или соединение звуков между словами), которые вам труднее всего произнести и мысленно проговорите их про себя. Повторите это (все также про себя) громче или медленнее – например, боронила борона по боронованному полю.

Во‑ вторых, уясните для себя ритмический рисунок – вот как это работает для скороговорки: «Мы ели, ели ершей у ели. Их еле‑ еле у ели доели».

1 Начните считать вслух: один, два, три, четыре. Произнесите их в ровном ритме, с равными тактами.

2 Теперь добавьте полутакт – «и»: «Раз‑ и‑ два‑ и‑ три‑ и‑ четыре‑ и».

3 Теперь удалите первый «и»: «Раз, два‑ и‑ три‑ и‑ четыре‑ и». Слово «раз» здесь является полным тактом.

4 Теперь сделайте акцент на словах «раз» и «три». «Раз, два‑ и‑ три‑ и‑ четыре‑ и».

5 И наконец, произнесите скороговорку, используя ритм, который вы только что практиковали в пункте 4. Вы делаете акцент на «мы» и «е», и слово «мы» – полный такт, в то время как все остальные слоги – полутакты: «Мы‑ е‑ ли‑ е‑ ли‑ ер‑ шей‑ у‑ е‑ ли».

6 Теперь повторите фразу несколько раз, постепенно ускоряясь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...