Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении




п/№ Код компетен-ции Наименование раздела дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах
1. ОК-1 Общее представление о дистанционном консультировании   Интернет–консультирование как вид дистанционного консультирования   Определение дистанционного консультирования. Составляющие дистанционного консультирования: консультирование через переписку с помощью писем, телефонное консультирование, консультирование с помощью компьютерных технологий. Актуальность дистанционной психологической помощи. Категории людей, для которых очная психологическая помощь недоступна. Категории людей, имеющих затруднения в получении очной психологической помощи.   Синонимы Интернет- консультирования: психологическое консультирование онлайн, е-терапия, кибертерапия, telehelth и др. Факторы, способствующие развитию психологической помощи в кибепространстве: развитие Интернета, его успех в других областях и др. История развития психологической помощи в киберпространстве за рубежом. История развития психологической помощи в киберпространстве в России. Психотерапевтические письма как первоисточник Интернет-консультирования. Скриботерапия. 2 этапа в работе скриботерапевта: 1. Психодиагностика. Факторы, на которые может опираться психодиагностика при скриботерапии. 2. Психологическое консультирование. Основа психологического консультирования в скриботерапии – предоставление обратной связи. Специфика консультирования в скриботерапии. Ограничения скриботерапии. Виды е-терапии. Препятствия для развития дистанционной психологической помощи: предубеждение, этика, необходимость специальных способностей специалистов для е-консультирования, то, что она подходит не каждому и пр.) Отношение к Интернет-консультированию в психологическом сообществе. Е-терапия - неполная замена очной терапии. Проблемы Интернета: этические, юридические, методологические. Раскрытие вопроса о том, является ли Интернет-консультирование – принципиально новой терапией или терапией, строящейся на известных закономерностях? Характеристика сформированности Интернет-консультирования в настоящее время. Идентичность структуры и методик работы терапевтов в дистанционном консультировании. Общие особенности общения, опосредованные Интернетом: анонимность, физическая непредставленность, сильное влияние на представление о собеседнике механизмов стереотипизации и идентификации, нерегламентированность поведения, снижение психологического и социального риска в процессе общения, компенсаторная виртуальная эмоциональность, использование разнообразных способов сетевой коммуникации и разнообразных способов самопрезентации.
2. ОК-9 ПК-9 Очное психологическое консультирование как основа дистанционного консультирования     Определение психологического консультирования. Отличие консультирования от психотерапии. Пять главных целей консультирования: облегчение изменения поведения, совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения, увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей, помощь в процессе принятия решений, способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента. Реальности, в которых должен находиться консультант. Компоненты психики, которых касается консультирование. Стадии консультирования. Характеристики отношений помощи между клиентом и консультантом: эмоциональность, интенсивность и честность, рост и динамичность, конфиденциальность, поддержка. Факторы эффективности отношений помощи: терапевтическая ценность отношений помощи и терапевтический климат – доверие и принятие. Факторы, которые демонстрируют недостаток принятия (коммуникативные барьеры). Основные условия эффективных отношений консультирования. Приемы консультирования: 1. Нерефлексивное слушание. 2. Рефлексивное слушание: выяснение (уточнение), отражение, перефразирование (пересказ), резюмирование, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о восприятии партнера, сообщение о восприятии самого себя, замечания о ходе беседы. Приемы, особо важные в телефонном консультировании. Применение разных приемов на отдельных стадиях консультативного процесса. Типичные ошибки консультативного диалога. Помощь в принятии решения как одна из целей консультирования. Составляющие шаги в процессе принятия решения: модель принятия решения Стюарта, Уинборна, Джонсона, Беркса и Энгелкеса; модель Крумбольца для оказания помощи в принятии решения. Эмпатия как одна из важнейших составляющих консультирования. Особенности эмпатического процесса в понимании К.Роджерса. Разновидности терапевтического применения эмпатии. Структура эмпатической реплики. Модель цикла эмпатического взаимодействия: 1. фаза предварительных условий, 2. фаза эмпатического резонанса, 3. фаза выражения эмпатии, 4. фаза получения эмпатии, 5. Фаза обратной связи. Конфронтация как отдельная техника консультирования: ситуации, в которых целесообразно использовать конфронтацию, принципы применения конфронтации.
3. ОК-13 Специфические особенности Интернет-консультирования   Общемировые мифы о е-терапии. Российские мифы о е-терапии. Предлагаемые принципы услуг по охране психического здоровья онлайн Международного общества психического здоровья онлайн. Необходимые навыки терапевта и характеристики клиента для эффективной коммуникации онлайн. Мета-анализ эффективности е-терапии. Этические вопросы дистанционного консультирования. Направление к другим специалистам.
4. ПК-5 Специфические особенности Интернет-консультирования Содержание стадий консультирования. Стадии консультирования и функции и цели стадии, в том числе применительно к дистанционному консультированию.
5. ПСК-3.3 Телефонное консультирование как вид дистанционного консультирования   Определение телефонного консультирования. История создания телефонного консультирования. 3 модели телефонного консультирования. Задачи ТК. Преимущества для клиента. Консультативные особенности консультирования по телефону: особенности ТК как вида дистанционного консультирования, 2. Специфические особенности ТК. Этапы в терапевтическом контакте по телефону доверия. Недостатки консультирования по телефону. Профессионально важные качества психолога-консультанта, работающего на телефоне доверия. Основное содержание профессиональной деятельности психолога-консультанта, работающего на телефоне доверия. Консультативные обращения, возможные только при телефонном консультировании. Стадии и приемы телефонного консультирования как совпадающие со стадиями и приемами очного консультирования, но имеющие определенную специфику. Ступени консультирования на телефоне доверия (пятишаговая модель принятия решений) и их содержание. Феномен выгорания в деятельности консультантов телефона доверия. Вопросы безопасности при работе на телефоне доверия.
6. ПК-10 Частные вопросы телефонного консультирования   Телефонное консультирование людей, обратившихся по поводу самоубийства   Психологическая помощь соматическим пациентам и их близким     Консультирование женщин, переживших семейное насилие     Телефонное психологическое консультирование детей – жертв насилия     Психологическая работа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму     Психологическая помощь при горе и утрате       Статистические данные по суицидам. Структура суицидальных обращений на телефон доверия. Модель оказания помощи. Общие характеристики суицидентов. Виды суицидов. Факторы, повышающие вероятность суицида. Психологическая помощь в зависимости от вида суицида. Эмоции и представления, которые могут помешать работе психолога.   Сферы, на которые влияет возникновение болезни. Внутренняя картина болезни. Типы отношения к болезни. Факторы, влияющие на формирование ВКБ. Типы отношений больных детей с родителями. Поэтапное реагирование родителей на болезнь ребенка. Виды реагирования родителей на болезнь ребенка. Психологическая помощь людям, имеющим соматическую болезнь.   Уровни последствий семейного насилия: психологический, физиологический, поведенческий. Характерные эмоции женщин, обратившихся за помощью по поводу семейного насилия. Задачи, которые должна решить женщина – жертва насилия, чтобы преодолеть травмирующую ситуацию. Рекомендации для консультантов. Стадии терапии в работе с последствиями насилия.   Задачи, стоящие перед психологом. Факторы, влияющие на выбор метода психологической работы. Особенности детей – жертв насилия на когнитивном, аффективном и поведенческом уровне. Формы сопротивления в работе с психологом, которые выбирают дети – жертвы насилия. Рекомендации по психологической работе с детьми, подвергшимися насилию. Понятие «психическая травма». Этапы в психологических состояниях, которые проходят люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации. Понятие «Посттравматическое стрессовое расстройство». Факторы, влияющие на особенности психогенных расстройств. Понятие «стихийное бедствие». Особенности, обеспечивающие повышенную стрессоустойчивость. Стадии в динамике состояния пострадавших от экстремальных факторов. Главные принципы оказания помощи людям, перенесшим психологическую травму. Функции экстремальной психологической помощи. Отличия работы психолога в экстремальных ситуациях. Цели и задачи экстремальной психологической помощи.   Синдром утраты. Характеристики горя. Типичные симптомы потери. Патологические симптомы горя. Формы осложненного синдрома потери. Стадии работы с людьми, пережившими горе. Клише, которые рекомендуется избегать в работе с людьми, пережившими горе. Темы, которых важно касаться при работе с людьми, пережившими утрату. Аспекты помощи людям, пережившим горе. Модель Дж. Вордена в отношении значимой утраты. Рекомендации людям, пережившим утрату.

 

5. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы Трудоемкость Трудоемкость по семестрам (АЧ)  
объем в зачетных единицах (ЗЕ) объем в академических часах (АЧ)  
     
Аудиторная работа, в том числе          
Лекции (Л)          
Лабораторные практикумы (ЛП)   - - -  
Практические занятия (ПЗ)          
Клинико-практические занятия (КПЗ)   - - -  
Семинары (С)   - - -  
Самостоятельная работа студента (СРС)          
Промежуточная аттестация   - -    
Экзамен     -    
ИТОГО 2,3        

 

5.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

п/№ № семестра Наименование раздела дисциплины Виды учебной работы (в АЧ) Оценочные средства
      Л ЛП ПЗ КПЗ С СРС всего  
    Общее представление о дистанционном консультировании   -   - -     тестовый контроль
    Интернет–консультирование как вид дистанционного консультирования   -   - -     тестовый контроль
    Очное психологическое консультирование как основа дистанционного консультирования   -   - -     тестовый контроль
    Специфические особенности Интернет-консультирования   -   - -     тестовый контроль
    Телефонное консультирование как вид дистанционного консультирования   -   - -     тестовый контроль
    Частные вопросы телефонного консультирования   -   - -     тестовый контроль
    ИТОГО                

 

5.2. Распределение лекций по семестрам

п/№ Наименование тем лекций Объем в АЧ
    Семестр 5 Семестр 6
  Общее представление о дистанционном консультировании    
  Интернет–консультирование как вид дистанционного консультирования    
  Очное психологическое консультирование как основа дистанционного консультирования    
  Специфические особенности Интернет-консультирования    
  Телефонное консультирование как вид дистанционного консультирования    
  Частные вопросы телефонного консультирования    
  ИТОГО (всего - 24 АЧ)    

 

5.3. Распределение лабораторных практикумов по семестрам – не предусмотрено.

 

5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам

 

п/№ Наименование тем практических занятий Объем в АЧ
    Семестр 5 Семестр 6
  Общее представление о дистанционном консультировании    
  Интернет–консультирование как вид дистанционного консультирования    
  Очное психологическое консультирование как основа дистанционного консультирования    
  Специфические особенности Интернет-консультирования    
  Телефонное консультирование как вид дистанционного консультирования    
  Частные вопросы телефонного консультирования    
  ИТОГО (всего - 60 АЧ)    

 

5.5. Распределение тем клинико-практических занятий по семестрам – не предусмотрено.

 

5.6. Распределение тем семинаров по семестрам – не предусмотрено.

 

5.7. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам

 

п/№ Наименование тем практических занятий Объем в АЧ
    Семестр 5 Семестр 6
  Общее представление о дистанционном консультировании    
  Интернет–консультирование как вид дистанционного консультирования    
  Очное психологическое консультирование как основа дистанционного консультирования    
  Специфические особенности Интернет-консультирования    
  Телефонное консультирование как вид дистанционного консультирования    
  Частные вопросы телефонного консультирования    
  ИТОГО (всего - 90 АЧ)    

 

 

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных) в форме написания историй болезни, рефератов, эссе, подготовки докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, подготовка курсовых работ и т.д.

 

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств

№ п/п № семестра Формы контроля Наименование раздела дисциплины Оценочные средства
Виды Кол-во вопросов в задании Кол-во независимых вариантов
             
1.   Текущий Общее представление о дистанционном консультировании Тестирование    
2.   Текущий Интернет–консультирование как вид дистанционного консультирования Тестирование    
3.   Текущий Очное психологическое консультирование как основа дистанционного консультирования Тестирование    
4.   Текущий Специфические особенности Интернет-консультирования Тестирование    
5.   Текущий Телефонное консультирование как вид дистанционного консультирования Тестирование    
6.   Текущий Частные вопросы телефонного консультирования Тестирование    

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы студента, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

 

6.2. Примеры контролирующих заданий (верные ответы выделены курсивом):

1) Какие требования к дистанционному консультанту не обозначает важными Международное общество психического здоровья он-лайн?

А) способность отвечать стремительно, когда необходимо

Б) любовь к существованию он-лайн

В) способность провести эффективные терапевтические вмешательства, используя только текст

Г) большая стрессоустойчивость, чем у специалиста, занимающегося очным консультированием

Д) выразительное письмо, использующее как языковые, так и другие доступные визуальные средства

 

2) Особенностью такого приема консультирования как пересказ при работе с помощью электронной почты является:

А) при пересказе выбираются лишь главные, ключевые слова

Б) при пересказе очень важно сосредоточиться на мельчайших деталях из письма клиента

В) пересказ в дистанционном консультировании не отличается от перескзаза в очном консультировании

Г) пересказ в дистанционном консультировании должен быть более эмоциональным, чем в очном консультировании

Д) пересказ в очном консультировании должен быть более точно сформулированным

 

3) Эмоциональные средства, которые активно не применяются в он-лайн-консультировании, использующем письменный текст:

А) широкое использование подчеркивания

Б) распространенное выделение большими буквами

В) частое использование восклицательных знаков, смайликов

Г) частое использование предупреждения о том, что письменный текст не может передать все эмоциональные оттенки, на что важно делать поправки:

Д) все ответы верны

 

4) В сети наиболее эффективна (по Azy Barak):

А) индивидуальная терапия

Б) групповая терапия через форум

В) сочетание индивидуальной и групповой терапии через форум

Г) сочетание индивидуальной и групповой терапии через комнату для дискуссий

Д) групповая терапия через комнату для дискуссий

 

5) Визуальный контакт в дистанционном консультировании:

А) исключен

Б) возможен в некоторых формах

В) обязателен для качественного консультирования

Г) обязателен хотя бы для нескольких консультаций

Д) все ответы верны

 

6) Вмешательства на основе Интернета:

А)лучше подходят для проблем, которые являются более психологическими по своей природе по сравнению с проблемами, которые являются прежде всего физическими или телесными

Б) хуже подходят для проблем, которые являются более психологическими по своей природе по сравнению с проблемами, которые являются прежде всего физическими или телесными

В) одинаково эффективны как для проблем, которые являются более психологическими по своей природе, так и для проблем, которые являются прежде всего физическими или телесными

Г) совершенно не эффективны как для проблем, которые являются более психологическими по своей природе, так и для проблем, которые являются прежде всего физическими или телесными

Д) совершенно не эффективны для проблем, которые являются более психологическими по своей природе по сравнению с проблемами, которые являются прежде всего физическими или телесными

 

7) Если письмо от потенциального клиента представляет собой длинный непрерывный текст с бесконечными многоречивыми описаниями того, что автор думает и чувствует, это может свидетельствовать о том, что человек:

А) является истерической личностью

Б) имеет шизоидные тенденции

В) является компульсивной личностью

Г) является нарциссической личностью

Д) представляет собой навязчивого человека

 

8) Подстройку к языку клиента в качестве одного из основных методов работы в дистанционном консультировании используют представители следующего направления:

А) психоанализ

Б) гештальт-терапия

В) бихевиоральная терапия

Г) когнитивная терапия

Д) нейро-лингвистическое программирование

 

9) Ведущая отечественная организация, объединяющая психологов-консультантов он-лайн, называется:

А) федерация психологов-консультантов он-лайн

Б) российская федерация психологов-консультантов он-лайн

В) федерация дистанционных психологов-консультантов

Г) российская федерация дистанционных психологов-консультантов

Д) психологическое сообщество дистанционных консультантов

 

10) Президент ведущей отечественной организации, объединяющей психологов-консультантов он-лайн, это:

А) Столин В.В.

Б) Меновщиков В.Ю.

В) Орлов А.Б.

Г) Бахтин М.М.

Д) Ениколопов С.Н.

 

11) История развития зарубежного он-лайн консультирования началась в:

А) 1972 году

Б) 1975 году

В) 1982 году

Г) 1989 году

Д) 1995 году

 

12) Психотерапевтические письма какого психолога являются одной из первых важнейших вех в предыстории дистанционного консультирования?

А) Шарко

Б) Блейхера

В) Юнга

Г) Джемса

Д) Олпенгайма

 

13) Дистанционное консультирование клиента представляет:

А) большие возможности для супервизии по сравнению с очным консультированием

Б) меньшие возможности для супервизии по сравнению с очным консультированием

В) одинаковые возможности для супервизии по сравнению с очным консультированием

Г) различающиеся в зависимости от клиента возможности

Д) различающиеся в зависимости от консультанта возможности

 

14) К особенностям консультирования по электронной почте по сравнению с очным консультированием не относятся следующие:

А) беспрецедентный уровень анонимности обратившихся

Б) особое использование возможностей цитирования как терапевтического инструмента, связанного с автоматизацией этой функции при переписке

В) предоставление максимально подробного анализа ситуации клиента

Г) 100% возможность супервизии

Д) возможность взаимозаменяемой и коллективной работы психотерапевтов

 

15) На такой стадии консультирования как сбор информации и осознание желаемого результата в заочном консультировании вопросы должны быть:

А) в альтернативно-вопросительной форме

Б) закрытыми

В) открытыми

Г) минимальными

Д) короткими

 

16) Каким образом в дистанционном консультировании консультанту можно оптимально способствовать росту готовности клиента работать:

А) путем использования смайликов

Б) использованием речевых «способствующих высказываний» («Да», «Ага»…)

В) прямо написать, что он готов к работе с ним

Г) задавая множество уточняющих вопросов

Д) обещая 100% результат в кратчайшие сроки

 

17) Каким был первый сеанс дистанционного консультирования?

А) сеанс терапии между Стенфордским и Калифорнийским университетом в течение международной конференции по компьютерным связям

Б) сеанс терапии волонтерского центра «Самаритяне»

В) сеанс терапии сайта «Help Net»

Г) сеанс терапии сайта Shrink Link

Д) психотерапевтический сеанс Корнельского университета

 

18) Какова продолжительность беседы психолога-консультанта по телефону доверия?

А) менее часа

Б) больше 2 часов

В) полчаса

Г) 60 минут

Д) длительность беседы не ограничена и зависит от ситуации

 

19) Какие предложения важно использовать в работе с женщинами, обращающимися на телефон доверия по поводу смерти мужей?

А) «Понимаю»

Б) «Он прожил долгую и честную жизнь, и вот пробил его час»

В) «Ничего не поделать»

Г) «Какие самые приятные воспоминания связаны с ним?»

Д) «Бог выбирает лучших»

 

20) К особенностям телефонной коммуникации не относится:

А) Эффект доверительности

Б) Эффект раскрепощенности

В) Эффект ограниченной коммуникации

Г) Пространственные особенности

Д) Максимальная анонимность

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...