Начальные этапы обучения пониманию речи
Стр 1 из 4Следующая ⇒ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РДА Основные направления поведенческой терапии
Об аутизме сегодня написано много. Ученые пытаются разгадать загадку этого феномена, чтобы разработать наиболее эффективные технологии работы. В данной программе мы приводим некоторые рекомендации по работе с аутичными детьми, которые представляют собой отдельные аспекты поведенческой терапии; подходу известному как прикладной анализ поведения (АВА). (С.С.Морозова «Основные аспекты использования АВА при аутизме». М. 2013г. РББО «Общество помощи аутичным детям «Добро») Этот подход стал наиболее известным и популярным в США, т.к. показал эффективность его применения в работе с аутичными детьми. Методический подход «прикладной анализ поведения» является одним из основных подходов к коррекции нарушений поведения различной природы. Многие специалисты считают полезной и нужной методику АВА для работы с аутичными детьми. Это объясняется следующими факторами. Данная методика, приемы общения с ребенком работают только с теми реакциями организма, которые проявляются во вне («плюется», «кричит», «бьется головой об стенку» и т.п.). Основной фокус направлен на формирование социально приемлемого, желаемого поведения в тех случаях, когда ребенок ведет себя неадекватно. С этой целью – ребенка обучают новым навыкам; затем стараются его закрепить через систему многократных упражнений; а затем – отрабатывают этот же навык, но уже в другой ситуации. Как мы видим, вроде ничего особенного, кроме того, что каждый навык рассматривается как отдельная программа действий. И результаты этой программы тщательно анализируются: «Почему не получается? Что мешает ребенку? Есть ли мотивация, запускающая этот процесс? И т.п.»
В США для обучения ребенка с аутизмом разрабатываются индивидуальные программы, каждая из которых соответствует определенному навыку поведения. «Таких программ у одного ребенка может быть до 40-50». Что, в общем-то – естественно, посчитайте число самых необходимых навыков поведения. Вот у вас и получатся эти цифры. Просто специалисты АВА для каждого из этих навыков разрабатывают пошаговую программу и ее реализуют. Ниже мы приведем вам несколько примеров. Важным, при отработке любого навыка, специалисты считают стимулы, которые следуют за поведенческой реакцией. Это – «подкрепление» (т.е. поощрение того поведения, той реакции, которую проявил ребенок); и наказание, которое тоже может иметь разные формы и варианты. Очень важно умело пользоваться этими стимулами, что и умеют делать только квалифицированные кадры, прошедшие подготовку по системе АВА. Мы же хотим познакомить вас с этим подходом, который достаточно подробно описан в книге С. Морозовой «Основные аспекты использования АВА при аутизме», и дать в руки некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут и должны использовать родители и специалисты, работающие с детьми-инвалидами.
Как же учить ребенка? Для того чтобы эффективно использовать поведенческую терапию, надо знать основные приемы формирования поведения, которые представлены в таблице №1.
Основные приемы формирования поведения
Таблица №1
Вот краткие тезисы поведенческой терапии, которые очень подробно описаны в книге С.Морозовой «Основные аспекты использования АВА при аутизме» М. 2013г.
Этапы формирования речи Мы предлагаем вам материал, освещающий систему работы по формированию речевых умений и навыков, используемую в поведенческой терапии. Предложенная логика работы используется и нашими специалистами. Такая пошаговая работа позволяет родителю не распыляться сразу на несколько слов, что обычно и происходит, а позволяет сконцентрировать внимание на конкретном предмете, действие.
I этап ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ Называние 1 –го предмета Выбор предмета из 2-ух предметов+ Инструкция «Дай» Выбор изучаемого предмета из 5-6 Других предметов введение нового Слова введение новой Инструкции «Покажи» II этап ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ Обучение пониманию Основных движений Обучение пониманию действий по фотографии
III этап ОБУЧЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ
«Для чего это нужно?» «Зачем это делают?» «Что этим делают?»
«Чем…?»
Обучение пониманию Признаков предметов
Подробное описание всех этапов формирования речи приводим ниже. Начальные этапы обучения пониманию речи
Результаты обследования изучаются и используются для построения индивидуальных программ по формированию речевых навыков. Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков; степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно. Рассмотрим случай, когда на этапе обследования ребенок внешне не проявляет понимание речи, что при аутизме проявляется достаточно часто. Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов. Приведем программу обучения выполнения инструкции «Дай».
А. 1. Выбирают один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка. Как отмечает Lovaas (1981), этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: 1) часто встречаться в быту; 2) форма и размер должны быть такими, чтобы ребенок мог взять это предмет рукой. 2. Ребенок и взрослый сидят рядом за столом (либо лицом к столу, либо на стульях друг напротив друга около стола). На столе не должно находиться ничего. Взрослый кладет на стол предмет, затем привлекает внимание ребенка (при помощи обращения по имени или инструкции «Посмотри на меня»). Затем дается инструкция - например, «Дай чашку». 3. В том случае, если ребенок выполняет инструкцию (то есть берет чашку со стола и кладет в руку взрослому), немедленно следует поощрение. 4. Если ребенок не выполняет инструкцию, за ней немедленно следует физическая «подсказка»: взрослый своей рукой (ведущей) берет руку (ведущую) ребенка так, чтобы рукой ребенка взять чашку и вложить ее во вторую свободную руку взрослого. Затем ребенка поощряют, комментируя: «умница, ты дал чашку!». Каждый следующий раз стараются уменьшить степень «подсказок» - все более легкими движениями направляют руку ребенка. Поощрение предоставляется, когда ребенок выполняет инструкцию не хуже, чем в предыдущей попытке. В результате обучения инструкция должна выполняться без помощи со стороны взрослого. Б. После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, учат отличать этот предмет от других, не похожих на него. В качестве альтернативных объектов могут использоваться любые предметы, не похожие на исходный (например, если в качестве предмета, название которого изучалось, использовалась ложка, то в качестве альтернативных предметов можно взять ластик, куклу и т.п.) Затем придерживаются следующих действий: 1. Помещают на стол два предмета, причем они должны находиться на равном расстоянии от ребенка (иначе он будет с большей вероятностью брать тот предмет, который находится ближе); 2. Дают ту же самую инструкцию, что и в пункте А (например, «Дай чашку»), и оказывают помощь так, чтобы ребенок взял правильный объект. Этот ответ подкрепляют. «Подсказки» уменьшают, добиваясь самостоятельности. Затем предметы меняют местами, и повторяют ту же инструкцию, что и в первый раз. Важно быстро предъявлять «подсказки», не давая ребенку ошибиться, так как каждая ошибка ослабляет возникающую постепенно связь между словом и предметом; 3. Когда ребенок безошибочно (соответственно критерию)30 дает по инструкции данный предмет из 5-6 альтернативных, можно переходить к изучению второго слова. Одна из ошибок, возникающих при обучении выполнять инструкцию «Дай» по выбору из нескольких объектов – использование педагогом дополнительных, не предписанных программой обучения, подсказок. Например, после предъявления инструкции взрослый держит свою руку рядом с предметом, который ребенок должен дать. Иногда достаточно выразительного взгляда доля того, чтобы подсказать ребенку, какой предмет следует взять. Обучающий должен стараться избегать таких видов поведения, поскольку у детей легко формируется зависимость от таких «подсказок». Кроме того, не стоит забывать, что наша цель в данном случае состоит в том, чтобы ребенок, выполняя инструкцию, ориентировался на вербальную информацию. В. Когда ребенок научился выполнять инструкцию «Дай» с одним предметом («Дай чашку»), выбирая его из нескольких других, вводят название нового предмета (например, кубик). Второй предмет должен резко отличаться от первого и по внешнему виду (цвету, форме, материалу и т.д.) и по семантическому содержанию (если первый объект – чашка, то ложка, губка и т.п. не могут использоваться в качестве второго предмета). После того, как ребенок научился давать второй предмет в отсутствие первого, переходят к обучению различать эти предметы в ответ на инструкцию. Затем постепенно вводят новые слова и увеличивают число предметов на столе, из которых ребенок должен выбирать. Следовать инструкции «Покажи» таким же образом, как и инструкции «Дай». Кратко остановимся на нескольких проблемах, которые иногда возникают при обучении инструкции «Покажи». Некоторые дети долго не могут научиться правильно складывать пальцы для формирования указательного жеста (указательный палец вытянут, остальные — сложены). Может ли это служить препятствием для обучения показывать предметы? В некоторых случаях на начальных этапах обучения мы довольствуемся прикосновением кисти руки к предмету. В то же время проводится дополнительное обучение формированию указательною жеста. Иногда это происходит путем развития навыка подражания (пальчиковая гимнастика), иногда временно прибегают к искусственным средствам (перчаткам с отверстием для указательного пальца и т.п.). Как показывает наш опыт, все дети научаются со временем правильному использованию указательного жеста. Еще один спорный момент — какой материал использовать при обучении инструкции «Покажи»: предметы или картинки? Как правило, начинают с предмета. Однако в некоторых случаях бывает трудно научить ребенка отличать новую инструкцию «Покажи» от уже известной ему инструкции «Дай». Если у ребенка присутствует навык соотнесения предметов и их изображений, то можно начинать обучение с использования картинок. При этом сначала берут изображения уже знакомыхребенку предметов, которые он умеет давать по инструкции. Картинки должны быть реалистичными, четкими. Можно сначала поместить их на фланелеграф31 (так как проще показывать картинки, расположенные на плоскости, находящейся перед глазами ребенка) (см. Цвет ная вкладка 7). В дальнейшем картинки можно класть на стол. После того, как инструкция «Покажи» будет отработанана картинках, можно вернуться к предметам. Кратко повторим порядок обучения: 1. «Покажи» с одним предметом (картинкой); 2. «Покажи» (первый предмет) из двух-шести другихпредметов (картинок); 3. «Покажи» со вторым предметом (картинкой); 4. «Покажи» (второй предмет) из двух-шести другихпредметов (картинок); 5. «Покажи» — по выбору между первым и вторым (инструкции даются в случайном порядке, расположение объектов меняют) и т.д. Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка Процесс переноса (или генерализации) навыка должен быть продуман так же тщательно, как и процесс обучения. Вот пример планирования переноса навыка («Выполнение инструкции «Дай»): 1) занятия на учебном месте с мамой; 2) занятия дома с педагогом; 3) использование новых предметов, соответствующих изученным словам; 4) выполнение инструкций на кухне дома (инструкции дает мама, ребенок стоит у полки с посудой). Следует подчеркнуть, что даже самый «простой» навык, формируемый на начальном этапе обучения, должен встраиваться в повседневную жизнь ребенка. Если в этих новых условиях начальные навыки понимания речи (или проявления этого понимания вовне) будут поощряться и закрепляться, если ребенок будет успешен, то у него постепенно будет складываться собственная мотивация обучения речевым навыкам.
Следующий этап обучения — формирование навыков, касающихся понимания названий действий. Следует отметить, что обучение этим навыкам может происходить одновременно с обучением пониманию названий предметов. В то же время, для детей с глубокими нарушениями понимания, лучше подходит стратегия последовательного обучения. Как отмечалось выше, построение обучения в поведенческой терапиивсегда индивидуально. Современный подход не позволяет давать четкие «рецепты» на все случаижизни — в какой последовательности, как и когда обучать тому или иному навыку. Поэтому мы ограничимся перечислением наиболее распространенных программ, которые позволяют научить ребенка понимать названия действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|