Коэффициент поперечной силы
При проектировании закруглений в плане необходимо обеспечить удобство и безопасность движения. Удобство обеспечивается плавностью движения, БД - достаточной видимостью на кривой и исключением заноса и выброса автомобиля.
m = G/g, тогда С = G v 2/ gR. Центробежная сила направлена горизонтально в сторону от центра кривой и стремится сдвинуть автомобиль с ПЧ. Составляющая веса автомобиля противодействует центробежной силе. Проектируя силы С и G на направление поперечного уклона ПЧ дороги получим общую силу Y, которая стремится сдвинуть автомобиль с дороги, называемую поперечной силой. Y = С cosα ± G sinα. Принимая sinα = i и cosα = 1 получим Y = G v 2/ gR ± G i; Y = G v 2/ gR ± mgi. Разделим на G и получим Y/ G = v 2/ gR ± i. Отношение Y/ G называется коэффициентом поперечной силы - μ. Поперечная сила отрицательно действует на автомобиль, ухудшает управление и сцепление шин с покрытием.
34 Рекомендуемые и наименьшие допустимые радиусы кривых в плане При проектировании автодорог радиусы кривых в плане определяют по приведенной выше формуле: R ≥ v 2/ g (μ ± i), «+» – наименьший радиус; «–» – рекомендуемый. Допустимые максимальные значения коэффициента поперечной силы μ в зависимости от поперечного сцепления шины с поверхностью покрытия и исходя из требований устойчивости автомобиля приведем в таблице.
Рекомендуемый радиус – это такой радиус кривой, который обеспечивает удобное движение автомобиля по кривой с расчетной скоростью. Рекомендуется назначать радиусы ≥ 3000 м, т.к. условия движения на таких кривых такие же, как на прямых, при этом не устраиваются переходные кривые.
В зависимости от рельефа местности, наличия различных препятствий и т.д. приходится допускать меньшие значения радиусов, при этом соблюдается условие, обеспечивающее движение автомобиля с расчетной скоростью с запасом устойчивости против заноса или опрокидывания. Практика показывает, что в большинстве случаев занос автомобиля происходит раньше, чем его опрокидывание, поэтому минимальные радиусы определяют, как правило, по условиям заноса. Наименьший радиус – это такой радиус кривой, при котором обеспечивается безопасное движение с расчетной скоростью при чистом и увлажненном покрытии, с устройством виражей и уширением ПЧ. Наименьшие допустимые радиусы кривых в плане определяют по расчету в зависимости от скорости движения и минимальных значений коэффициента поперечной силы μ. В соответствии с ТКП установлены следующие значения радиусов кривых в плане в трудных условиях проектирования.
35-36 Виды закруглений плана трассы Закругления на автомобильных дорогах бывают:
При радиусах более 3000 м переходные кривые не устраиваются, только круговая кривая. Расчет такого закругления производят в следующей последовательности:
соответствующее началу закругления (НЗ) и конца круговой кривой (ККК), соответствующее концу закругления (КЗ). При движении по кривым малого радиуса (R ≤ 2000 м) в целях безопасности движения и плавного нарастания центробежного ускорения устраивают переходную кривую. Переходная кривая представляет собой кривую переменного радиуса (от ∞ до R), по которой происходит плавный поворот передних колес автомобиля, исключающий боковой толчок при въезде на круговую кривую. Длина переходной кривой определяется по формуле L = v 3/(47 RJ), где v – скорость автомобиля; R – радиус круговой кривой; J – скорость нарастания центробежного ускорения.
устанавливаются элементы переходной кривой: - длина L; - угол поворота αmin = 2β; - сдвижка начала круговой кривой t; -сдвижка круговой кривой р;
γ = α – 2β; К 0 =π R γ/180;
Т1 = Т + t; К 1 = К 0 + 2 L; Б 1 = Б + р; Д 1 = 2 Т 1 – К 1;
НЗ = ВУ – Т 1; НКК = НЗ + L; КЗ = НЗ + К 1; ККК = КЗ – L. В качестве переходных кривых на дорогах используют различные кривые: клотоиду, лемнискату Бернулли, кубическую параболу и др. Наибольшее распространение - клотоида. В прямоугольной системе координат клотоида выглядит следующим образом: ЕЕ траектория в начальной стадии соответствует равномерному поступательному движению автомобиля при вращении руля с одинаковой угловой скоростью. Для удобства проектирования клотоиды используют шаблоны, выполненные в масштабе карты. В настоящее время при проектировании автодорог широко применяется клотоидное закругление - это закругление, состоящее из двух переходных кривых. Расчет клотоидного закругления выполняется с использованием специальных таблиц для проектирования и разбивки клотоидной трассы. Переходные кривые по клотоиде характеризуются: углом поворота трассы α, углом клотоиды β, длиной клотоиды L, тангенсом клотоиды Т, радиусом R, параметром клотоиды А = √(RL).
При трассировании дорог в горной местности широко применяется закругление в виде серпантины. Серпантина – это кривая, описанная с внешней стороны угла поворота между двумя ее направлениями, сходящимися под острым углом.
Серпантины могут быть I рода – симметричные, у которых обратные кривые расположены выпуклостью в разные стороны (см. рисунок) и IIрода – со смещенным центром основной кривой и обратными кривыми, описанными дугами разных радиусов. Проектирование серпантины заключается в расчете ее элементов и проверке размещения ее на местности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|