Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коэффициент поперечной силы




При проектировании закруглений в плане необходимо обеспечить удобство и безопасность движения. Удобство обеспечивается плавностью движения, БД - достаточной видимостью на кривой и исключением заноса и выброса автомобиля.

На автомобиль, движущийся по кривой в точке, радиус кривизны которой равен R, действует центробежная сила С = mv 2/ R, где m – масса автомобиля, т; v – скорость, м/с.

m = G/g,

тогда С = G v 2/ gR.

Центробежная сила направлена горизонтально в сторону от центра кривой и стремится сдвинуть автомобиль с ПЧ. Составляющая веса автомобиля противодействует центробежной силе.

Проектируя силы С и G на направление поперечного уклона ПЧ дороги получим общую силу Y, которая стремится сдвинуть автомобиль с дороги, называемую поперечной силой.

Y = С cosα ± G sinα.

Принимая sinα = i и cosα = 1 получим

Y = G v 2/ gR ± G i; Y = G v 2/ gR ± mgi.

Разделим на G и получим

Y/ G = v 2/ gR ± i.

Отношение Y/ G называется коэффициентом поперечной силы - μ.

Поперечная сила отрицательно действует на автомобиль, ухудшает управление и сцепление шин с покрытием.


 

34 Рекомендуемые и наименьшие допустимые радиусы кривых в плане

При проектировании автодорог радиусы кривых в плане определяют по приведенной выше формуле:

R ≥ v 2/ g (μ ± i),

«+» – наименьший радиус;

«–» – рекомендуемый.

Допустимые максимальные значения коэффициента поперечной силы μ в зависимости от поперечного сцепления шины с поверхностью покрытия и исходя из требований устойчивости автомобиля приведем в таблице.

  Показатель Предельно-допустимые значения μ на покрытии
  сухом, φ = 0,6   мокром, φ = 0,4 покрытом льдом, φ = 0,2
Устойчивость против опрокидывания 0,6 0,6 0,6
Устойчивость против заноса 0,36 0,24 0,12
Комфортность поездки 0,15 0,15 0,15
Экономичность эксплуатации автомобиля   0,10   0,10   0,10

Рекомендуемый радиус – это такой радиус кривой, который обеспечивает удобное движение автомобиля по кривой с расчетной скоростью. Рекомендуется назначать радиусы ≥ 3000 м, т.к. условия движения на таких кривых такие же, как на прямых, при этом не устраиваются переходные кривые.

В зависимости от рельефа местности, наличия различных препятствий и т.д. приходится допускать меньшие значения радиусов, при этом соблюдается условие, обеспечивающее движение автомобиля с расчетной скоростью с запасом устойчивости против заноса или опрокидывания.

Практика показывает, что в большинстве случаев занос автомобиля происходит раньше, чем его опрокидывание, поэтому минимальные радиусы определяют, как правило, по условиям заноса.

Наименьший радиус – это такой радиус кривой, при котором обеспечивается безопасное движение с расчетной скоростью при чистом и увлажненном покрытии, с устройством виражей и уширением ПЧ.

Наименьшие допустимые радиусы кривых в плане определяют по расчету в зависимости от скорости движения и минимальных значений коэффициента поперечной силы μ.

В соответствии с ТКП установлены следующие значения радиусов кривых в плане в трудных условиях проектирования.

Расчетная скорость движения                
Категория дороги I II III IV V - - -
Наименьшие радиусы кривых в плане, м                

 


 

35-36 Виды закруглений плана трассы

Закругления на автомобильных дорогах бывают:

  • состоящее из круговой кривой;
  • состоящее из круговой кривой и переходных кривых;
  • клотоидное;
  • серпантины.

При радиусах более 3000 м переходные кривые не устраиваются, только круговая кривая. Расчет такого закругления производят в следующей последовательности:

  • определяется угол поворота α;
  • назначается рекомендуемый радиус R;
  • рассчитываются элементы круговой кривой: К; Т; Д; Б;
  • определяется пикетажное значение начала круговой кривой (НКК),
 

соответствующее началу закругления (НЗ) и конца круговой кривой (ККК), соответствующее концу закругления (КЗ).

При движении по кривым малого радиуса (R ≤ 2000 м) в целях безопасности движения и плавного нарастания центробежного ускорения устраивают переходную кривую. Переходная кривая представляет собой кривую переменного радиуса (от ∞ до R), по которой происходит плавный поворот передних колес автомобиля, исключающий боковой толчок при въезде на круговую кривую. Длина переходной кривой определяется по формуле

L = v 3/(47 RJ),

где v – скорость автомобиля;

R – радиус круговой кривой;

J – скорость нарастания центробежного ускорения.

Расчет закругления с переходными кривыми и круговой вставкой выполняют в следующей последовательности:
  • в зависимости от угла поворота αи радиуса круговой кривой R определяют значения К; Т; Д; Б;
  • в зависимости от радиуса круговой кривой R по таблицам

устанавливаются элементы переходной кривой:

- длина L;

- угол поворота αmin = 2β;

- сдвижка начала круговой кривой t;

-сдвижка круговой кривой р;

  • проверяется возможность устройства переходной кривой, α ≥ αmin;
  • определяется центральный угол γ и длина сокращенной кривой К 0

γ = α – 2β;

К 0R γ/180;

  • рассчитываются элементы закругления:

Т1 = Т + t; К 1 = К 0 + 2 L;

Б 1 = Б + р; Д 1 = 2 Т 1К 1;

  • определяется пикетажное положение основных точек закругления:

НЗ = ВУ – Т 1; НКК = НЗ + L;

КЗ = НЗ + К 1; ККК = КЗ – L.

В качестве переходных кривых на дорогах используют различные кривые: клотоиду, лемнискату Бернулли, кубическую параболу и др. Наибольшее распространение - клотоида. В прямоугольной системе координат клотоида выглядит следующим образом:

ЕЕ траектория в начальной стадии соответствует равномерному поступательному движению автомобиля при вращении руля с одинаковой угловой скоростью. Для удобства проектирования клотоиды используют шаблоны, выполненные в масштабе карты.

В настоящее время при проектировании автодорог широко применяется клотоидное закругление - это закругление, состоящее из двух переходных кривых. Расчет клотоидного закругления выполняется с использованием специальных таблиц для проектирования и разбивки клотоидной трассы. Переходные кривые по клотоиде характеризуются: углом поворота трассы α, углом клотоиды β, длиной клотоиды L, тангенсом клотоиды Т, радиусом R, параметром клотоиды А = √(RL).

При трассировании дорог в горной местности широко применяется закругление в виде серпантины. Серпантина – это кривая, описанная с внешней стороны угла поворота между двумя ее направлениями, сходящимися под острым углом.

Основные элементы серпантины:
  • основная кривая с углом γ и радиусом R;
  • вспомогательные кривые с углом β и радиусом r;
  • прямая вставка – m;
  • шейка серпантины - АВ

Серпантины могут быть I рода – симметричные, у которых обратные кривые расположены выпуклостью в разные стороны (см. рисунок) и IIрода – со смещенным центром основной кривой и обратными кривыми, описанными дугами разных радиусов.

Проектирование серпантины заключается в расчете ее элементов и проверке размещения ее на местности.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...