Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита национального рынка от иностранной конкуренции. Воздействие импортных квот и тарифов на равновесие рынка благ.




История международной торговли одновременно представляет собой и историю развития и совершенствования протекционизма - государственной политики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей.

Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина (тариф) на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Поскольку развитие свободной торговли затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также должна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей.

 
 

Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. Продолжая использовать уже известный нам пример, рассмотрим рынок сахара в Аргентине (см. рис. 27.5, где Dd -кривая спроса на сахар, a Sd - кривая внутреннего предложения). Предположим, что мировая цена на сахар Р ниже внутренней цены равновесия, поэтому Аргентине будет выгодно импортировать этот продукт. Если первоначально в Аргентине существует режим свободной торговли, то цена на сахар на ее внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение сахара только в размере S1 тогда как величина спроса оказывается значительно больше и составляет D1. Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом сахара, объем которого в этом случае будет равен (D1 - S).

Рис. 27.5. Последствия введения таможенного тарифа на импорт

Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает таможенный тариф размером T за 1 T импортируемого сахара. Цена импортного сахара на внутреннем рынке возрастет на величину Г и составит Pw + Т. Импорт сокращается, и поскольку часть спроса на сахар оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.

Однако, введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень мировой цены делал аргентинских производителей сахара недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на импортный сахар стала выше, и тем самым их собственная продукция - более конкурентоспособной. Но расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно аргентинским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.

Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара, происходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом более высоком уровне: Pd = Pw + Т. В результате, введение тарифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство сахара возрастает до S2, внутреннее потребление снижается до D2, а импорт сокращается до величины (D 2 - S).

От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь сахар (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область (а + b + с + d).

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш. Размер дополнительного выигрыша производителей в отрасли, конкурирующей с импортом, соответствует области а.

Мы видим, что дополнительный выигрыш производителей от введения импортного тарифа (область a) существенно меньше, чем потери потребителей (область а +b+с+d). Это объясняется тем, что отечественные производители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобретаемый продукт.

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на благосостояние потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта: T х (D2 - S2), или область с. Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т. д. Другими словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.

Проведенный анализ показал, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

Вместе с тем, мы видим, что совокупный выигрыш производителей и государства, равный (а + с) оказывается меньше, чем проигрыш потребителей, составляющий (а + b + с + d). Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества, соответствующим области (b + d). Как видно из рис. 27.5, для того, чтобы количественно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса на импорт по цене.

Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами: во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже (область d); во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек (область b).

Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добро­вольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее «прозрачными», чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед ВТО, является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

 
 

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (см. рис. 27.6, где Dd - спрос на зерно в данной стране, аSd- внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет D1 – S1,. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Р. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S2, но одновременно спрос сокращается до D2.

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния общества. Потребители в результате роста цены несут потери (область а + b + с + d + е). Отечественным производителям введение квоты выгодно - они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + е, т. е. результаты воздействия квоты и таможенного тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной стороны, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давление на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление часто приносит свои плоды, тем более, что и самому государству таможенный тариф и некоторые нетарифные меры протекционизма приносят немалый доход.

Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества.

 
 

На рис. 27.7 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен, и следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затра­ты государства на субсидию - область (а + b) = (b + с + d). Таким образом, общие потери от предос­тавления субсидии составят область b, тогда как потери от введе­ния тарифа больше и составляют об­ласть (b + е).

Зашита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающим­ся странам. Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения фор­мирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протек­ционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становле­ния может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешне­торговый протекционизм.

Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета.

Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (например, субсидиями).

Кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

Обострение межгосударственных противоречий. Следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т. д.

Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия.

 

Теории прибыли: обзорная классификация (компенсаторные и функциональные теории прибыли, теории монопольной прибыли и прибыли от рыночного дисбаланса (фрикционные), технологические и инновационные теории прибыли).

История экономической мысли изобилует теориями прибыли.. Тем не менее большинство теорий прибыли можно отнести к одной из трех основных групп.

1. Компенсационные, или функциональные, теории.

2. Фрикционные и монополистические теории.

3. Научно-технические и инновационные теории.

Эта классификация не является исчерпывающей. Более того, не следует считать, что теории одной группы не могут включать элементов других групп. Это деление на группы лишь отражает те основные направления, по которым исторически развивалась наука о прибыли. По этой причине предложенная классификация предусматривает выделение основных вопросов, важных для анализа прибыли, и является удобной точкой отчета для их изучения в процессе принятия управленческих решений.

Компенсационные, или функциональные, теории

Теории этой группы основаны на представлении о том, что экономическая прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателю за его работу по координации и управлению производством. Именно предприниматель организует факторы производства в логической последовательности, планирует их эффективное сочетание и вырабатывает политику управления производством. Следовательно, прибыли являются компенсацией за успешное выполнение этих функций.

Функциональные теории были предложены в начале XIX в., еще до появления крупных корпораций. В то время предприниматель рассматривался как высший тип труженика и в определенном смысле был идентичен индивидуальному владельцу. Однако когда позже были сделаны попытки приложить функциональные теории к современным государственным корпорациям с их разделением функций владения и управления, результаты получились туманными и противоречивыми.

Для корпоративной формы организации бизнеса характерно делегирование владельцами (держателями акций) координационной функции профессиональным администраторам, получающим заработную плату. Если вознаграждение администраторов, несмотря на контрактный характер их работы, рассматривать как прибыль, то теория по-прежнему не объясняет остаточный доход предприятия, который поступает держа­телям акций, не принимающим активного участия в управлении бизнесом.

Если придерживаться первоначальных формулировок функциональных теорий, то единственной альтернативой является передача части функций предпринимателя держателям акций. Но попытки сделать это противоречат тому факту, что корпорация представляет собой организацию, в которой активное руководство осуществляют ме­неджеры, а пассивное владение - держатели акций. С увеличением доли крупных кор­пораций как доминирующего типа организации бизнеса в экономике США функцио­нальные теории прибыли утратили большую часть своей полезности. На рубеже XX в. появилась группа фрикционных и монополистических теорий прибыли.

Фрикционные и монополистические теории

В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли утверждают, что прибыли не связаны с выполнением какой-либо конкретной функции. Они скорее являются результатом неожиданного изменения цен или потребности в товаре, который принесет его владельцу сверхприбыль. Например, Олимпийские игры в Сеуле (Южная Корея, 1988) принесли сверхприбыли отелям, ресторанам и даже домовладельцам, в чьих домах были свободные комнаты, которые можно было сдать внаем. Когда игры закончились, прибыли, конечно, вновь стали нормальными.

Монополистические теории прибыли являются продолжением фрикционных теорий. Они основаны на том, что некоторые фирмы способны занять в бизнесе монопольные позиции, которые позволяют им в течение длительного времени получать сверхприбыли. Владение патентом, авторским правом на компьютерный программный продукт, привилегией или очень удачным делом может дать фирме эффективную монопо­лию на достаточно длительное время. Другими факторами, которые могут создать монополию, являются масштаб производства и необходимость высоких капитальных вложений, что предохраняет действующие на данном рынке фирмы от вторжения конкурентов, а также технологические достижения, контроль над рынком или доминирование на нем, протекционизм и управление любым ресурсом, спрос на который превышает предложение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...