Скоординированная олигополия: обзорная классификация моделей. Модель картельного сговора.
Картели и сговоры В условиях олигополии, когда имеется мало производителей, все фирмы могут получить выгоду, если они объединятся и будут вести себя как монополия. Если они смогут достичь соглашения по вопросам цен, объемов производства, раздела рынка, использования и структуры производственных мощностей, расходов на рекламу, закупки и использования ресурсов, то они смогут действовать как монополия, имея целью максимизацию общей прибыли, которая затем будет поделена между ними. Когда такое соглашение достигается открыто и носит формальный характер, такая группа фирм называется картелем. Если достигается скрытое, неформальное соглашение, то такая форма называется сговором. В Европе и многих других странах картели разрешены, и транснациональные фирмы США принимают в них активное участие. Например, авиалинии США при желании могут быть легальными членами Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association (IATA), которая представляет собой картель. Но в самих США все формы картелей в большинстве случаев запрещены законом. Большинство соглашений по вопросам основных рыночных переменных признаются недействительными в судебном порядке. Картелизация возникает из-за того, что фирмы желают исключить неопределенность и повысить свою прибыль путем стабилизации соответствующих рыночных долей, стабилизации цен, уменьшения конкуренции, использования имеющихся дополнительных мощностей или разделения сфер влияния и исключения ненужных затрат. Картелизация или сговор оказываются наиболее эффективными в тех случаях, когда на рынке имеется большинство (а лучше все) из перечисленных далее специфических структурных условий.
1. Малое количество продавцов. Это упрощает достижение формального или неформального соглашения. 2. Все продавцы имеют сходные затраты. Это способствует выравниванию прибыли. 3. Дифференциация продукта минимальна или отсутствует вообще. Это упрощает выработку свода правил и делает ненужными исключения из правил. 4. Спрос неэластичен. Это позволяет картелю повышать цены на продукт без существенного снижения объема продаж. 5. Высокие барьеры для входа на рынок. Для того чтобы избежать конкуренции, картель препятствует входу новых фирм на рынок. 6. Стабильность отрасли промышленности. Это позволяет картелю вырабатывать и соблюдать правила. 7. Экономическая депрессия. В тяжелые времена фирмы стремятся избежать жесткой конкуренции, что делает картелизацию более привлекательной. 8. Избыточные мощности малы или отсутствуют. Это упрощает картелю распределение квот и не вызывает у фирм желания смошенничать. Перед картелем встают такие же проблемы определения цены и распределения объемов производства, как и перед фирмой, имеющей несколько производств с разными структурами затрат, за исключением того, что эти производства не являются групповой собственностью картеля. Для примера предположим, что картель состоит из двух участников. Каждый из участников может производить три единицы продукции (предельные затраты представлены в табл. 15.1). Как следует из таблицы, если картель будет выпускать единицы продукции по одной до тех пор, пока не будет достигнута предельная мощность фирмы, то каждая последующая единица продукции будет производиться фирмой, которая сможет обеспечить самые низкие предельные затраты на производство этой единицы продукции. Так, первая и вторая единицы продукции будут произведены первой фирмой, и затраты составят 5 и 6 долл. соответственно. Третья и четвертая единицы продукции могут быть произведены любой из фирм; будем считать, что одно изделие произведено первой, а другое — второй фирмой, предельные затраты в обоих случаях составят 7 долл. При этом мощность первой фирмы будет исчерпана. Пятое и шестое изделия будут произведены второй фирмой, предельные затраты составят 8 и 9 долл. соответственно. После этого будет исчерпана и мощность второй фирмы. Предельные затраты картеля равны предельным затратам всех входящих в него фирм, расположенным в восходящем порядке.
На этом рисунке представлены данные для двух фирм, причем первая фирма имеет более низкий уровень структуры затрат, нежели вторая. Кривая предельных затрат первой фирмы – MC1 а второй фирмы – МС2. Кривая предельных затрат картеля МСС получается на основе данных, представленных в табл. 15.1. Для совокупного рынка с кривой спроса DM и кривой предельного дохода MRM точка пересечения кривых МСС и MRM определяет такой объем производства картеля Qc, который при цене Рс позволяет максимизировать его прибыль. Каждая из входящих в картель фирм выпускает часть обшей продукции картеля QС причем такую, что предельные затраты фирмы будут равны предельному доходу картеля, при котором его прибыль максимальна. Таким образом, первая фирма производит Ql единиц продукции, а вторая - Q2. Цена, которую каждая фирма назначает за свои изделия, равна цене, при которой прибыль картеля максимальна. Так как цена, назначаемая картелем, всегда выше средних общих затрат того члена картеля, который обладает меньшей эффективностью, все фирмы картеля будут получать прибыль; однако более эффективные фирмы (у которых затраты ниже) получат больше прибыли, нежели менее эффективно работающие фирмы с более высокими затратами. На рис. 15.11 прибыль, полученная первой и второй фирмой, показана в виде затененных участков, причем видно, что прибыль первой фирмы значительно превышает прибыль второй.
Проведенное исследование иллюстрирует распределение объема производства в соответствии с индивидуальными объемами производства фирм, составляющих картель, однако возможны и другие принципы распределения. Это могут быть исторически сложившиеся рыночные доли, мощность производства (которая может определяться различными способами) и соглашение, базирующееся на экономической мощности. Проблема заключается в том, что хотя все фирмы могут соглашаться с выгодностью максимизации прибыли картеля, они редко признают, что раздел полученной прибыли справедлив. Это ведет к обману (т.е. к нарушению соглашения отдельными участниками картеля). Так как цена, которую устанавливает картель, всегда выше той, которая складывается на рынке при его отсутствии, большинство фирм, входящих в картель, будут увеличивать объем производства, причем больше всего его будут увеличивать наиболее эффективные фирмы. Искушение обмануть партнеров всегда очень велико, и для фирм, отличающихся высокой эффективностью и относительно стабильными или даже убывающими удельными затратами, такое искушение может оказаться непреодолимым. На рис. 15.12 показано, как фирма-обманщик (в данном случае фирма F) может сильно увеличить свою прибыль путем небольшого снижения цены, установленной картелем, до точки, в которой MRF = MCF и в которой можно увеличить объем производства. На этом рисунке показана кривая предельных затрат, MCF, фирмы F, кривая средних общих затрат (удельных затрат), АТС, кривая спроса, DF, и соответствующая кривая предельного дохода, MRF. Пунктирными горизонтальными линиями показаны цена, РС назначенная картелем, и предельный доход картеля, MRC. Пунктирная линия MRC картеля пересекает кривую предельных затрат, MCf, в точке А. Перпендикуляр, опущенный из этой точки на ось абсцисс, определяет объем производства Qc, который картель отдает фирме F. Если продолжить перпендикуляр вверх, то он пересечет кривую ATCf в точке В и определит на линии Рс точку С. Проекция точки В на ось ординат определяет удельные затраты фирмы, АТСС, для того объема производства, который картель отдает фирме. Прибыль фирмы представлена затемненной областью (РССВАТСС).
Так как все члены картеля устанавливают на свою продукцию одну и ту же цену, Рс, то небольшое снижение цены фирмой F может вызвать достаточно сильное повышение спроса на ее продукцию. Значит, кривая спроса для фирмы F очень эластична и имеет в точке С относительно малый наклон. Объем производства и цена, при которых прибыль фирмы максимальна, определяются посредством пересечения кривых предельного дохода и предельных затрат фирмы в точке М. Проекция точки М на ось абсцисс определяет объем производства, QF, при котором прибыль фирмы максимальна. Перпендикуляр, проведенный вверх из точки QF, пересечет кривую ATCF в точке N и кривую спроса для данной фирмы в точке О. Проекция точки О на ось ординат даст новую цену, Pf. Проекция на ось ординат точки N даст новые удельные затраты фирмы. Благодаря форме кривой АТСе в данном примере новые удельные затраты равны старым затратам АТСС, но так будет не всегда. Область PCCDPF показывает, насколько уменьшится прибыль из-за снижения цены. Область ONBD соответствует увеличению прибыли, обусловленному ростом объемов производства и продаж (видно, что увеличение прибыли будет большим, чем уменьшение). Новая прибыль фирмы соответствует области ATCcPfON. Нарушение договоренности — одна из основных причин того, что картели часто распадаются. Можно перечислить и другие причины. 1. Наличие на рынке неуступчивых производителей, которые не желают входить в картель. Например, Мексика, Норвегия и Великобритания отказались войти в ОПЕК после того, как обнаружили значительные запасы нефти на своих территориях. 2. Периодическое принятие корпорациями новых стратегий, цель которых состоит в приспособлении к меняющимся условиям, может повлечь за собой выход ряда участников из картеля. 3. Из-за изменений условий сбыта и предложения структура цены, предложенная картелем, может устареть. Хорошим примером может служить борьба ОПЕК за поддержание цены в условиях мирового увеличения предложения нефти и уменьшения спроса на нее (из-за консервации).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|