Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели рыночной власти отдельного продавца




Для оценки рыночной власти отдельного продавца используются следующие показатели:

1. Доля рынка - это объем продаж отдельной фирмы в общем объеме продаж отрасли. Чем больший объем продаж приходится на отдельно взятую фирму, тем больше возможностей она имеет для контроля за ситуацией на рынке, для контроля за ценой на свой товар, тем большей монопольной властью она обладает.

В российском антимонопольном законодательстве по показателю доли рынка оценивается монопольное положение предприятия на товарном рынке. Предприятие может быть признано монополистом в следующих случаях:

безусловным монополистом признается предприятие, доля которого на товарном рынке составляет 65 и более процентов;

в отдельных случаях монополистом может быть признано предприятие, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов (при условии, что все остальные предприятия имеют меньшую долю рынка).

2. Коэффициент Лернера (KL) - показатель монопольной власти фирмы, который характеризует насколько цена (Р) превышает предельные издержки (МС):

KL = (P – MC)/P

Чем на большую величину цена превышает предельные издержки, тем большей монопольной властью обладает продавец. В условиях совершенной конкуренции фирмы устанавливают цены на уровне предельных издержек, то есть коэффициент Лернера равен нулю, что означает отсутствие у фирм какой-либо монопольной власти. Так как в условиях совершенной конкуренции предприятия устанавливают цены на уровне предельных издержек, то в формуле МС можно заменить значением цены в условиях совершенно конкурентного рынка (Рс.к.).

Кроме этого, величина монопольной власти продавца обратно пропорциональна эластичности спроса по цене, то есть, чем более эластичен спрос по цене, тем меньшей монопольной властью обладает производитель. Поэтому коэффициент Лернера можно рассчитывать следующим образом:

KL = 1/ Еd, (6)

где Еd - эластичность спроса по цене.

В случае невозможности расчета показателя предельных издержек (МС) или, если МС величина постоянная, в отдельных случаях в формуле 4 их можно заменить значением средних суммарных издержек (АТС):

KL = (P – АТС)/Р (7)

В этом случае коэффициент Лернера будет соответствовать показателю рентабельности продаж. Чем выше рентабельность продаж в условиях одинакового уровня цен, тем ниже значение средних издержек, тем эффективней используются на предприятии ресурсы. Если же уровень средних издержек разных предприятий примерно одинаков, а цены существенно различаются, тем выше в глазах покупателя престиж и полезность товара с более высокой ценой. Поэтому, достаточно часто, считают, что коэффициент Лернера характеризует степень приверженности покупателя к товару.

Также существуют особенности расчета этого показателя в условиях олигополии;

3. Коэффициент Бэйна, который показывает отношение экономической прибыли предприятия к собственному капиталу;

4. Коэффициент Тобина, который характеризует отношение рыночной и восстановительной стоимости активов предприятия. При этом рыночная цена фирмы зависит от ее успехов на рынке, а восстановительная стоимость активов, определяется стоимость активов в ценах на момент переоценки;

5. Коэффициент Папандреу, который учитывает действие двух факторов: степень взаимозаменяемости товара одного производителя товаром другого производителя и количества предприятий на рынке. Чем больше действует на рынке предприятий, тем выше взаимозаменяемость товаров различных производителей, тем ниже их рыночная власть. Соответственно, чем меньше предприятий действует на рынке тем, меньше взаимозаменяемость между их товарами, а в условиях отсутствия товаров-заменителей при монопольном рынке, рыночная власть производителя максимальна.

Также этот необходимо учитывать производственные мощности производителей товаров-заменителей. Вполне возможна ситуация, что в условиях высокой взаимозаменяемости товаров, ни один из производителей не может существенно повлиять на ситуацию на товарном рынке вследствие ограниченности производственных мощностей. Для этих целей рассчитывается коэффициент проникновения (показатель монопольной власти Папандреу) (PI):

(Qi Pj

PI = (j ----------- * --------, (8)

(Pj Qi

где Qi - объем спроса на товар предприятия, обладающего монопольной властью;

Pj - цена конкурента (конкурентов), ден. ед.;

(j - коэффициент ограниченности производственной мощности конкурента, как отношение потенциального увеличения объемов выпуска в случае увеличения спроса на товар при снижении цены (0 <= (j <= 1);

j - конкурент.

Однако последних три коэффициента широкого применения не имеют.

 

36. Равновесие совершенно конкурентного рынка (отрасли) в краткосрочном периоде.

Для рынка с идеальной конкуренцией задача фирмы заключается в максимизации прибыли или минимизации убытков при данной функции затрат и цене, которая определяется рынком. Анализ начинается с определения рыночного равновесия между кривой рыночного предложения, S, и кривой рыночного спроса, D, которые представлены в варианте А рис. 15.1. Тогда цене, обеспечивающей равновесие спроса и предложения, соответствует точка Р.

В варианте В показано, что фирма может продать всю свою продукцию по рыночной цене. Следовательно, для фирмы кривая спроса представляет собой горизонтальную линию, которая соответствует кривой среднего дохода (AR) и кривой предельного дохода (MR), так как и AR, и- MR равны рыночной цене, Р. В варианте В представлены также кривые, соответствующие предельным затратам фирмы, МС, средним общим затратам, АТС, и средним переменным затратам, AVC. Эти кривые затрат включают в себя «нормальную» прибыль (прибыль на инвестированный капитал, соответствующую вмененным затратам).


Как мы отмечали, прибыль фирмы будет максимальна, когда МС = MR. Это условие выполняется в точке К в варианте В и соответствует оптимальному объему производства Q при цене в Р долл. Цена одного изделия, Р, превышает удельные затраты, АТС, на JK долл. Это соответствует удельной прибыли. Следовательно, общая экономическая прибыль определяется прямоугольником JKPH.

Теперь предположим, что рыночное равновесие было нарушено событиями, которые привели к сдвигу кривой рыночного спроса или рыночного предложения. Хорошим примером является небывалый урожай зерновых в 1982 г., который сместил кривую рыночного предложения вправо и вызвал падение цены до уровня, который оказался для многих фермеров ниже затрат.

Для иллюстрации предположим, что кривая предложения сместилась в варианте А рис. 15.1 от S к S1 и новая рыночная цена равна Р1. Теперь в точке В в варианте В MR = МС и Q = Q1 Цена теперь ниже, чем общие удельные затраты, АТС, но выше, чем удельные переменные затраты, AVC. Следовательно, фирма понесет некоторые убытки, но не потеряет все постоянные затраты. Потери представлены затемненным прямоугольником ABP1G.

Фирма в таком положении продолжает краткосрочное производство. Почему? Потому что, закрывшись, она не будет получать дохода и потеряет все постоянные затраты. Если фирма продолжает производство, то она вернет все переменные затраты и часть постоянных затрат, что позволит минимизировать убытки.

Если рыночная цена упадет до Р2, что ниже минимальных средних переменных затрат фирмы, то фирма должна закрыться, потому что если фирма продолжит работу, то она потеряет все постоянные затраты, а также часть переменных.

Кривая краткосрочных поставок фирмы. Как видно из рис. 15.1, для каждого значения цены объем производства фирмы определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат, т.е. точкой MR = МС. Точки пересечения кривых MR и.MС смещаются по кривой МС по мере изменения цен. Следовательно, кривая краткосрочных поставок фирмы совпадает с ее кривой предельных затрат, за исключением того, что кривая предложения заканчивается в нижней точке М, для которой МС = AVC Ниже этой точки фирма будет терять все постоянные затраты и часть переменных затрат и поэтому ей придется закрыться, чтобы ограничить свои потери общими постоянными затратами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...