Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление древних философов о душе.




История психологии - это история возникновения и измене­ния взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром и поведением человека. Психология, как и все науки, пер­воначально зародились в недрах философии. Все древние фило­софы связывали психику человека с представлением о душе. За­родилось такое представление еще у первобытного человека, который с появлением разума стал выделять себя из окружаю­щего мира и различать объективные и субъективные явления. Пытаясь объяснить такие явления, как сновидения, обморок, смерть, первобытный человек пришел к мысли, что наряду с те-1л оАмн дсруеещв еОс.тАв.,у Хетр оемщове Лоб.о лТоехчнкиак,а ктроетноираовяким опажмеяти о. тЕдкаетлеяртиьнсбуярго,т 19н9е2г.о 2и Рсуудещстеасмт вКо. вГраутпьп осваям опсситхоятетреалпьиян. оМ..,Э 1т9у90о. болочку он называл “ду-


ся в загробный мир, где вместе с другими душами ведет такую же материальную жизнь, как и живые люди. Душа, вселяясь в человека, является источником жизни. Когда она покидает тело, а потом возвраща­ется, то возникает обморок или человек видит сновидения во сне. Та­ким образом, первоначально представление о душе как об источнике жизни, было материалистическим.

В дальнейшем с появлением философии одни ученые стали при­держиваться материалистических представлений о душе и развивать их, другие придерживались иной точки зрения, пологая, что душа не материальное, а идеальное явление.

Большое влияние на развитие материалистических представ­лений о душе оказали философы атомисты Демокрит и Эпикур (V-III в. до н. э.). Так, согласно учению Демокрита, все предметы и явления, в том числе и душа, состоят из мельчайших недели­мых и невидимых частиц-атомов. Душа, как носитель духа и разума, является оживотворяющим началом тела. Она управля­ет всеми функциями организма и состоит из очень легких и подвижных атомов, способных быстро перемещаться по телу. Атомы души приво­дятся в движение “истекающими” от других предметов и явлений атомами, вследствие чего душа получает впечатления от внешнего мира. Каким же образом функционирует разум и как возникает духов­ный мир человека, представители материалистического понимания души объяснить не могли.

Это попытались сделать философы идеалисты Сократ и Пла­тон, жившие в это же время. Сократ не оставил в письменном виде описание своих представлений о душе. Он занимался тем, что устно проповедовал свои взгляды, беседуя со своими учени­ками и окружающими людьми. Платон был учеником Сократа. Он подробно записывал содержание этих бесед, развивал его взгляды и впоследствии все это изложил в своих произведениях, которые были написаны в форме диалогов с Сократом.

Развивая свои философские воззрения, Сократ и Платон пы­тались проникнуть в тайны бытия, понять, что собой представ­ляют предметы и явления, как они возникают и исчезают, как у человека появляются представления и понятия о мире, как воз­никают моральные взгляды и почему они разные у людей.

Пытаясь ответить на все эти многочисленные вопросы Со­крат и Платон полагали, что человек и весь окружающий его


составной частью вселенной, что они связаны невидимыми нитями с космосом. Космос же согласно существующим тогда представлениям, является обиталищем всемогущих бессмертных богов, которые создали весь мир и человека, наделив его бессмертной душой. Душа, в силу своего божественного происхождения, должна управлять телом, направ­лять духовную жизнь человека. Душа, в отличие от материального тела, бесплотна, сверхъестественна и после смерти переселяется в иной мир. Между возвышенной, бессмертной душой и бренным телом, считал Сократ, возникают противоречия. Материальное тело, его плоть раз­дираема страстями. Для поддержания жизни оно должно есть, пить, одеваться и удовлетворять другие плотские потребности. У человека, с нестойкой душой, тело берет верх. Из-за этого возникают ссоры, вой­ны, совершаются преступления. Под влиянием плотских желаний душа черствеет, становится завистливой, злобной, невежественной и жесто­кой. Все это, считал Сократ, недостойно человека. Человек, наделен­ный божественной душой и разумом, должен заботиться о познании истины, о чистоте своих помыслов и желаний. Только тогда его душа будет достойна бессмертия.

Как душа приобретает знания о мире, и как у человека воз­никают моральные взгляды, которыми он руководствуется в своей жизни? На эти вопросы Платон отвечал следующим обра­зом. В природе существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей существует на земле, мир идей, куда относится и душа, на небе. Идеи - это сосредоточение абстрактной сущности ве­щей. Есть идеи добра и зла вообще, добродетели и справедливо­сти вообще и т. д. Каждый предмет или явление на земле есть лишь копия этих идей, их отражение. Познание человеком мира представляет собой процесс проникновения в мир идей, который возможен только в том случае, если душа полностью освобож­дается от власти тела.

Проповедуя такие взгляды, Сократ нажил себе много вра­гов, обличая несправедливость властей, недостойный образ жиз­ни именитых людей, лживость политиков. Афинский суд, в со­ставе которого были обличаемые Сократом люди, приговорил его к смертной казни, за то что он, якобы подрывал устои афин­ского общества, неуважительно относился к властям, порицал жизнь и действия наиболее уважаемых граждан. Сократ должен был выпить яд или отправиться в изгнание. Он предпочел смерть.


виться в изгнание Сократ отвечал, что смерть его не пугает, наоборот, он считает, что наконец наступит самый счастливый день в его жизни, к которому он стремился всю жизнь, его душа освободится от оков тела и приобретет полую свободу и бессмертие.

Несколько столетий спустя другой великий гуманист Иисус Христос, как и Сократ, был предан смертной казни за то, что призывал людей, погрязших в пороках, спасать свою бессмерт­ную душу, вести чистый и непорочный образ жизни. Как и Со­крат он не оставил никаких письменных произведений. Все его проповеди записывали ученики и их содержание сделали достоя­нием для людей всего мира. Всем известны заповеди И. Христа: возлюби ближнего как самого себя, отдай все людям, не убий, не укради, не лги, не богохульствуй, не прелюбодействуй и т.д.

Взгляды И. Христа и Сократа оказали огромное влияние на раз­витие мировой культуры и искусства, они стали неотъемлемой частью христианской религии, вошли в историю философии и психологии, нашли отражение в мировой литературе. Основные положения учений И. Хрис­та, Сократа, Платона и других философов и просветителей и составляют тот мир идей, под влиянием которых формируется психика человека, его душа. Находится этот мир идей среди людей, определяя общественное и индивидуальное сознание человека. Теперь всем известно, что ребенок, выросший вне человеческого общества, не приобщенный к общественно­му сознанию, не приобретает общечеловеческих свойств психики, не ста­новится полноценной личностью. Носителем идей являются слова, кото­рыми человек обозначает предметы и явления окружающего мира, а так­же свои мысли, взгляды и убеждения.

Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в раз­витие учения о душе. Его трактат “О душе” стал основным ис­точником знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель яв­лялся, по существу, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о душе носили не только теологический, но и естественно-научный характер. Хотя он отрицал понимание души как материального вещества, но в то же время считал, что душа и тело едины.

Душа, считал Аристотель, является сущностью или, как он писал, “энтелехией” тела, его оживотворяющей силой. Функция души заключается в ее способности обеспечивать различные виды деятельности. Душа присуща всем живым организмам, она обес-


деятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чув­ствующая движущая. У человека душа - разумная.

Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна позна­вать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, проис­ходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, как, например, на воске возникает оттиск печати без железа или без золота, из которых она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ощуще­ний остаются следы, на основе которых возникают представления, как вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на орга­ны чувств. Представления связываются между собой на основе сход­ства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохра­нения и применения их в практической деятельности. Поведение и прак­тическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными условиями формирования характера человека. Справедливость, как черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он будет совершать справедливые действия.

Представления древних философов о душе и ее связи с те­лом заложили фундамент для развития психологических взгля­дов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться толь­ко к человеку, который способен, в отличие от животных, ра­зумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики человека.

В средние века господствовало идеалистическое понятие о душе, а сознание рассматривалось как способность души позна­вать свои состояния, независимо от показания органов чувств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...